mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    16
    ноя
    Охраняемые животные Иркутской области
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Данное занятие посвящено охраняемым животным Иркутской области. Информация, полученная на этом занятии, расширяет и углубляет знания о животных, воспитывает и развивает в детях чувство заботы и сострадания к братьям нашим меньшим, способствует расширению кругозора.


    Цели и задачи: познакомить учащихся с книгами: “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутского района”, “Редкие животные Иркутской области”. Научить детей определять животных по силуэтам. Развить познавательный интерес в деле охраны животных, привить к учащимся симпатии к братьям нашим меньшим. Содействовать воспитанию у школьников доброты, чуткости, уважения к миру животных.

     

    Оформление класса

    : на доске вывешиваются иллюстрации и нарисованные картинки с изображением редких животных, цитаты писателей. Для работы используется стенд с изображением схемы Иркутской области, силуэты животных, листы бумаги для рисунков, ножницы, магнитофон, видеокассета, аудиокассета.

     

    Ход занятия

    :

    План занятия:

    1. Разговор с детьми о животных, отнесённых к редким и исчезающим.
    2. Пауза – физкультминутка.
    3. Отгадывание кроссворда.
    4. Пауза - физкультминутка.
    5. Просмотр видеофильма “У края чарующей бездны”.
    6. Пауза – игра.
    7. Вырезание силуэтов животных и расположение их на карте-схеме Иркутской области.
    8. Рисование изображения животного из будущего.

    Дети рассаживаются за двумя столами, образуя две группы.

    Звучит аудиокассета с голосами птиц.

    - Ребята, что вы слышите? (Голоса птиц)

    - А птицы кто они? Как назвать одним словом? (Животные)

    - Как вы думаете, о ком мы будем сегодня вести речь? (О животных)

    - Как вы думаете, а много их? Есть ли такие животные, которых стало мало?

    - Мы сегодня поговорим о животных, без которых человеческая жизнь немыслима. Все согласны? Будем вести речь не о простых животных, а о животных нашей области, об охраняемых животных.

    (Открывается доска с надписью темы, цифрами, рисунками о животных).

    - Тема нашего занятия “Охраняемые животные Иркутской Области”. Ребята, кто-нибудь знает, какие животные нашей области нуждаются в охране и защите?

    Ответы ребят: - Да!

    - Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране? Послушаем наших ребят, которые подготовили для нас сообщения о редких животных.

    Значительная часть редких животных Иркутской области включена в Красную книгу России.

    (Прослушиваются подготовленные сообщения ребят, которые дополняют свои рассказы рисунками животных).

    1 ученик:

    Из млекопитающих к этой категории относятся:

    прибайкальский черношапочный сурок и снежный барс (ирбис). Численность прибайкальского черношапочного сурка очень низка и до сих пор неизвестна.

    Из – за распашки лесостепи быстро сокращается численность светлого хоря.

    Случаи постоянного обитания снежного барса на территории области до сих пор неизвестны, хотя появились сведения, что барс может размножаться на территории области.

    2 ученик:

    Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан – долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким.

    3 ученик:

    Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан – белохвост, кречет, балабан и сапсан – снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу).

    - В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов.

    Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина.

    4 ученик:

    Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др.

    5 ученик:

    Низкая численность характерна и для земноводных (монгольская и серая жаба). Из пресмыкающихся (прыткая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз).

    6 ученик:

    Последние годы на территории области отмечено снижение численности косули, причиной является рост численности волка, браконьерство. Поэтому администрация Иркутской области запретила охоту на косулю сроком на 3 года с 2000 – 2003г.

    - А из рыб, ребята, есть редкие виды?

    Из рыб малочисленны таймень и осётр.

    - А есть такие насекомые, которые относятся к редким? Назовите!

    Из насекомых – шмель.

    - Молодцы, ребята! Много животных можно перечислять, которые нуждаются в нашей защите. Животный мир Иркутской области богат и разнообразен. Он представляет 68 видов млекопитающих, 335 видов птиц, 6 рептилий, и 5 видов земноводных. Из них к числу особо охраняемых, включённых в основной перечень Красной книги России, а также нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде относится 35 видов. Всего в регионе требуют особой охраны и повышенного внимания к состоянию численности 137 видов.

    Общая ситуация с охраной животного мира в области очень сложна. Основными причинами являются антропогенная нагрузка, сплошные рубки, строительство транспортных магистралей, ЛЭП и многие др.

    Я хочу обратить ваше внимание на две книги, которые называются “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутской области” и “Редкие животные Иркутской области”.

    Основной целью “Кадастра…” является обеспечение необходимой информацией специалистов, занимающихся вопросами сохранения биоразнообразия, и нас с вами, чтобы, обращаясь к этой книге, мы почувствовали боль за наших братьев меньших. Эта книга содержит информацию по редким и исчезающим видам животных нашего района, учёт которых проводится каждые 10 лет.

    И вторая книга “Редкие животные Иркутской области”. В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. Мы поработаем с этими книгами на занятии чуть позже. А сейчас можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к животным из вашей жизни?

    (Ответы детей).

    - Ну а сейчас проведём небольшую физкультминутку?

    (Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем).

    Мы немножко отдохнём,
    Встанем, глубоко вздохнём.
    Впереди из-за куста
    Смотрит хитрая лиса.
    Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим.
    Руки в сторону, вперёд,
    На опушке зайка ждёт…
    Зайка прыгал под кустом,
    Приглашая нас в свой дом.
    Руки вниз, на пояс, вверх.
    Убегаем мы от всех.
    Побежим скорее в класс.
    Поиграем мы сейчас.

    - Отдохнули? А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворды на тему “Животные”. Разгадав кроссворды, определите и назовите редких животных

    1. Посмотрите-ка, какая –
    Вся горит, как золотая.
    Ходит в шубке дорогой,
    Хвост пушистый и большой.

    6. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
    Скачет по лесу рыжий циркач.
    Вот на лету он шишку сорвал,
    Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

    7. Внешне с белочкою схожий,
    Ценный мех имеет тоже,
    Полосатый, небольшой,
    Наш сибирский зверь лесной.

    8. Хочешь – верь, хочешь – не верь:
    Пробегал по лесу зверь.
    Нёс на лбу он неспроста
    Два развесистых куста.

    9. Самих не видно,
    а песню слышно.

    11. Шёл я осенью с охоты,
    Вдруг тревожно свистнул кто-то.
    Оглянулся я - зверёк
    Встал у норки, как пенёк.
    Я не стал взводить курок –
    Пусть живёт себе …

    12. Под корягой в жирном иле
    Великан находит дом.
    С вами мы его ловили,
    Знаем все, что это …

    14. Серовато, зубовато,
    По полю рыщет,
    Телят, ягнят ищет.

    В оставшиеся клетки впиши следующие названия животных: кабарга, соболь, горностай, бурозубка, выдра, язь, солонгой.

    Подумай, как распределить в кроссворде следующие названия птиц, обитающих на Байкале: пеночка, орлан, дрозд, поползень, тетерев, желна, лебедь, вальдшнеп, клёст. Придумай и допиши в клеточки недостающее название птицы.

    - Молодцы! Сделаем паузу! Для этого вы должны, закрыв глаза представить себя каким – то животным? Расскажите, кем вы были!

    - Молодцы! А сейчас мы посмотрим фрагменты видеофильма, который называется “У края чарующей бездны”. Расскажите, каких животных нашей области вы видели? Какие животные из просмотренного фильма занесены в Красную книгу?

    (Показываются фрагменты из фильма М. Степанцова “У края чарующей бездны”)

    - Сейчас мы приступим к ответственной работе. Нам необходимо вырезать силуэты животных, и поработав с книгой “Редкие животные Иркутской области”, прикрепить силуэты на карту-схему Иркутской области в тех местах, где эти виды животных распространены.

    (Учащиеся сравнивают подготовленные силуэты животных с книжными образами животных и наносят на подготовленную карту – схему Иркутской области).

    - Молодцы, ребята!

    - Проведём физкультминутку!

    (Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем).

    Мы немножко отдохнём,
    Встанем, глубоко вздохнём.
    Медвежата в чаще жили,
    Головой своей крутили,
    Медвежата мёд искали,
    Дружно дерево качали,
    Вот так, вот так.
    Из речки воду пили,
    Вот так, вот так.
    А потом они плясали,
    Выше ноги поднимали,
    Вперевалочку ходили.

    - Спасибо всем, молодцы!

    Теперь мы поиграем в игру, которая называется “Узнай себя”. На листах ватмана нарисованы животные, у которых вместо головы вырезаны отверстия. Доброволец-ученик вставляет голову в отверстие и задаёт вопросы для определения животного, дети должны ответить двумя словами “Да” или “Нет”.

    - Молодцы! А сейчас следующее задание, давайте представим себе животное будущего, которое заселит нашу планету, если мы не будем проявлять заботу о животных! Вам (двум группам) предлагается нарисовать такое животное.

    (Ребята рисуют животное из будущего).

    - А теперь расскажите, пожалуйста, о нём! Молодцы! Спасибо! Вам нравятся такие животные? Хотите, чтобы в будущем такие животные заселяли нашу планету?

    (Дети не согласны).

    (Нарисованные картинки ребята быстро прячут).

    Хочу закончить наше занятие стихотворением Рождественского “Просьба”, замечательные слова в этом стихотворении.

    “Птицы, розы и звери в души людям смотрят,
    Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,
    Ведь небо без птиц – не небо,
    И море без рыб – не море,
    И земля без зверей – не земля”.

     

    - А сейчас самая приятная процедура – награждение. Этими замечательными нагрудными медальонами, подготовленными руками наших ребят с изображением самой мудрой птицы – совы, награждаются, самые активные ребята это: ……….

    - Спасибо всем! Все молодцы!


    Серебренникова Елена Коминтерновна, педагог дополнительного образования



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 11721
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.