Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > В стране Веселого Детства В стране Веселого Детства27 ноября 2007. Разместил: lessons |
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.Л. Барто Учащиеся декламируют стихи А.Л. Барто разных периодов творчества поэтессы. Ведущий. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А.Барто “Твои стихи”.) Эта книга – путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать – и старый и малый, и дети, и взрослые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться. Я приглашаю Вас, ребята, в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Агнии Львовны Барто. Ведущий. Агния Львовна Барто (показ фотографий) родилась в 1906 г. в Москве в семье врача–ветеринара, который и внушил ей с самых ранних лет любовь к литературе, к великим поэтам и писателям, к родному слову, к его огромным, чудесным, как казалось будущей поэтессе, возможностям. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства: (ведущий подходит к игрушкам и поднимает с пола Мишку и произносит) Уронили Мишку на пол, (после первой строчки дети рассказывают стихотворение хором) Оторвали Мишке лапу, В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках: (Учитель берёт с выставки книгу “Игрушки”.) Ученик читает наизусть стихотворение “Деревянный бычок”. (Идёт бычок качается…) Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает собственный характер: Ученик читает наизусть стихотворение “Слон” (в руках у ребёнка игрушки) Спать пора! Уснул бычок, Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей: Ученик читает наизусть стихотворение “Лошадка”. Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей Звучат стихотворения “Кораблик”, “Грузовик”, “Самолёт”. и от 3-го лица, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Учащиеся читают наизусть стихотворения “Зайка”, “Мячик”. Ведущий. Всем своим творчеством А.Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле “Машенька растёт”. Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире. Звучат стихи “Машенька” (отрывок), “Машенька растёт” (отрывок), “Я выросла” (отрывок). Ведущий. В конце 1968 г. вышла книга стихов А.Барто “Я расту” - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.
А я не знал, что я расту. Ведущий. Проблема взаимоотношений старших и младших – одна из ведущих проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений. Чаще всего внимание заостренено на дружбе между старшим и младшим поколением. Учащиеся читают наизусть стихи “Две бабушки”, “Его семья”, “У папы экзамен”, “Дед Тимур”, “Разлука”. Ведущий. Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам. Звучат стихи “Маляр”, “Птенцы”, “Мы не заметили жука”. Ведущий. Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним. Звучит отрывок из стихотворения “Вовка – добрая душа”. Ведущий. Большое место в раннем творчестве Барто занимают сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями. Учащиеся инсценируют стихотворение “Девочка чумазая”, ученик читает наизусть стихотворение “Девушка-ревушка”, Ведущий. Барто обращается к своей аудитории за помощью, за содействием, чтобы сообща – иначе ничего не выйдет! - сокрушить таких хитрых, коварных, лицемерных, цепких и ещё очень живучих противников, как эгоизм, жадность, чванство, грубость, “показуха”, могущих увести человека, стоит ему поддаться им, в сторону от людей, от живого дела, от настоящего творчества. Звучат стихи “Цветы не знали”, “Три очка за старичка”, “Леночка с букетом”, “Лёшенька, Лёшенька”, “Болтунья Лида”, “Любочка”. Ведущий. Зная склонность своих читателей к игре, поэтесса и сама нередко словно бы играет с ними и далеко не сразу рассказывает свой замысел. Вот почему её сюжет порою развёртывается крайне неожиданно, именно так построено стихотворение “В театре”. Инсценировка стихотворения “В театре”. Ведущий. А в стихотворении “Рыболов” автор сначала отдаёт дань вокальным способностям своего героя – рыболова, который поёт отличную песенку – “и радость в ней и грусть”. Звучит стихотворение “Рыболов”. - Ребята, вы нарисовали рисунки к стихам А.Л.Барто. Давайте рассмотрим их. - Угадайте, к каким произведениям Барто относятся ваши рисунки. (Обращение к выставке рисунков). - Вспомните, как называется стихотворение, и прочитайте из него отрывок. Ведущий. Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов и рас – и непримиримой ненависти к их угнетателям и поработителям, готовности к самоотверженной борьбе с ними. Не случайно такая поэма, как “Братишки” (показ книги), посвящённая дружбе детей народов всей земли, подверглась сожжению в гитлеровской Германии наряду с другой литературой и наиболее прогрессивными произведениями русской и советской литературы. А.Барто неоднократно бывала за рубежами нашей Родины. Первая поездка в 1937 г. в Испанию, в разгар борьбы испанского народа с франкистскими мятежниками, которым оказывали всемирную поддержку немецкие нацисты и итальянские фашисты. Вместе с испанцами Барто переживала и бомбежки, и обстрелы; она видела героическое сопротивление людей, яростно ненавидящих фашизм; она была свидетельницей чудовищных зверств, совершённых фашистами на испанской земле, воочию видела горе испанских матерей, - эти трагические события навсегда запечатлелись в её памяти. Впечатления этой поездки отразились в цикле стихотворений, посвящённых Испании и испанским детям. Звучат стихотворения “Лолита”, “Клятва”. Ведущий. В перекличке с образами испанских детей – борцов оказываются в этот период творчества и образы советских детей, над головами которых ещё не рвутся снаряды фашистов, но которые нравственно готовы к защите Родины. Таков мальчик из небольшой поэмы “На заставе”, предупреждающий бойцов о том, что враг перешёл границу. Ученик читает отрывок из поэмы “На заставе”. В едущий. В Стране Весёлого Детства есть город с чудесным названием – Звенигород. Эта поэма о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие в годы Великой Отечественной войны. Звучит отрывок из поэмы
“Здесь со всех концов страны В основе поэмы – живая жизнь, поэтически воспроизведённая А.Барто. Суровыми, сдержанными интонациями пронизаны строки, в которых говорится о горькой памяти войны, живущей в сердцах детей. Но поэтессе несвойственно одностороннее изображение жизни. Она умеет передать всю полноту событий. Барто обращается к активному началу в детском коллективе: Звучит отрывок из поэмы
“На реке с восьми часов Древнее название города в этих строках наполняется новым смыслом: “Звенигород” становится символом звонкого детства, сохраненного огромной страной. Дети Звенигорода – единая семья, счастливые и полноправные граждане своей Родины. Звучит отрывок из поэмы
“Вдалеке зелёный бор Поэма “Звенигород” - одно из наиболее примечательных произведений А.Барто, из тех, в которых многогранно раскрывается внутренний мир наших людей. Барто находит убедительные слова, доказывающие заботу страны о каждом человеке:
О ребёнке каждом Ведущий. В 60-е годы в течение трёх лет А.Л.Барто вела на радиостанции “Маяк” передачи “Найти человека”. Тогда она вошла в каждый дом как желанный друг. Счастливыми были, конечно, те, кто с помощью этих передач находил своих близких, потерянных в годы Великой Отечественной войны. 927 семей были воссоединены к моменту выхода в свет книги “Найти человека”. (Показ книги). Потом был снят фильм с таким же названием. Просмотр отрывка из кинофильма “Найти человека”. Ведущий. Новым, не имеющим аналогов в детской поэзии мира, является последний цикл стихотворений Барто – “Переводы с детского”. Давно уже начала она собирать стихи детей, “невеликих поэтов”, как она, шутя, их называет. Множество детских стихов пришлось прочитать и прочувствовать поэтессе, чтобы проникнуться настроением ребёнка той или иной нации. Этот цикл, несомненно, создаёт новаторскую традицию в поиске поэтического самовыражения детских поэтов мира. Послушайте стихотворение “В саду Тюильри”, в котором показана озабоченность детей будущим:
Зашёл разговор
В краю голубом
Их столько скопилось! Звучат стихи “Мечтанье” (От имени Ильдико Бойдор), “Мама” (От имени Любицы Ивич). Ведущий. Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей, помогая сделать общение приятным и продуктивным. Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель Агния Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям. Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы гуманизировать жизнь, прибавить счастья взрослым и детям.
Соколова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Вернуться назад |