mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    27
    ноя
    В стране Веселого Детства
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.Л. Барто
    Учащиеся декламируют стихи А.Л. Барто разных периодов творчества поэтессы.

    Ведущий. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А.Барто “Твои стихи”.)

    Эта книга – путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать – и старый и малый, и дети, и взрослые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться.

    Я приглашаю Вас, ребята, в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Агнии Львовны Барто.

    Ведущий.

    Агния Львовна Барто (показ фотографий) родилась в 1906 г. в Москве в семье врача–ветеринара, который и внушил ей с самых ранних лет любовь к литературе, к великим поэтам и писателям, к родному слову, к его огромным, чудесным, как казалось будущей поэтессе, возможностям.

    Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства:

    (ведущий подходит к игрушкам и поднимает с пола Мишку и произносит)

    Уронили Мишку на пол,

    (после первой строчки дети рассказывают стихотворение хором)

    Оторвали Мишке лапу,
    Всё равно его не брошу,
    Потому что он - хороший”.

    В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках:

    (Учитель берёт с выставки книгу “Игрушки”.)

    Ученик читает наизусть стихотворение “Деревянный бычок”.

    (Идёт бычок качается…) Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает собственный характер:

    Ученик читает наизусть стихотворение “Слон” (в руках у ребёнка игрушки)

    Спать пора! Уснул бычок,
    Лёг в коробку на бочок.
    Сонный мишка лёг в кровать,
    Только слон не хочет спать.
    Головой кивает слон,
    Он слонихе шлёт поклон.

    Игрушки у Барто – полноправные участники детской жизни, друзья детей:

    Ученик читает наизусть стихотворение “Лошадка”. Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: они обычно написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей

    Звучат стихотворения “Кораблик”, “Грузовик”, “Самолёт”.

    и от 3-го лица, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

    Учащиеся читают наизусть стихотворения “Зайка”, “Мячик”.

    Ведущий.

    Всем своим творчеством А.Барто воспитывает уважение к детям. Юные герои стихов Агнии Львовны завоёвывают наше уважение уже с самых первых своих шагов, как это мы видим в цикле “Машенька растёт”. Стихи эти, лёгкие, весёлые, окрылённые, отвечают уверенности ребёнка в своих внутренних силах, его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире.

    Звучат стихи “Машенька” (отрывок),

    “Машенька растёт” (отрывок),

    “Я выросла” (отрывок).

    Ведущий.

    В конце 1968 г. вышла книга стихов А.Барто “Я расту” - новая грань в её творчестве, новая и весьма важная его ступень. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.

    А я не знал, что я расту.
    Всё время, каждый час.
    Я сел на стул –
    Но я расту,
    Расту, шагая в класс…

    Ведущий.

    Проблема взаимоотношений старших и младших – одна из ведущих проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений. Чаще всего внимание заостренено на дружбе между старшим и младшим поколением.

    Учащиеся читают наизусть стихи “Две бабушки”, “Его семья”, “У папы экзамен”, “Дед Тимур”, “Разлука”.

    Ведущий.

    Поэтесса наблюдает за формированием лучших качеств, начиная с детского возраста, её стихотворения способствуют воспитанию любви к Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.

    Звучат стихи “Маляр”, “Птенцы”, “Мы не заметили жука”.

    Ведущий.

    Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.

    Звучит отрывок из стихотворения “Вовка – добрая душа”.

    Ведущий.

    Большое место в раннем творчестве Барто занимают сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.

    Учащиеся инсценируют стихотворение “Девочка чумазая”,

    ученик читает наизусть стихотворение “Девушка-ревушка”,

    Ведущий.

    Барто обращается к своей аудитории за помощью, за содействием, чтобы сообща – иначе ничего не выйдет! - сокрушить таких хитрых, коварных, лицемерных, цепких и ещё очень живучих противников, как эгоизм, жадность, чванство, грубость, “показуха”, могущих увести человека, стоит ему поддаться им, в сторону от людей, от живого дела, от настоящего творчества.

    Звучат стихи “Цветы не знали”, “Три очка за старичка”, “Леночка с букетом”,

    “Лёшенька, Лёшенька”, “Болтунья Лида”, “Любочка”.

    Ведущий.

    Зная склонность своих читателей к игре, поэтесса и сама нередко словно бы играет с ними и далеко не сразу рассказывает свой замысел. Вот почему её сюжет порою развёртывается крайне неожиданно, именно так построено стихотворение “В театре”.

    Инсценировка стихотворения “В театре”.

    Ведущий.

    А в стихотворении “Рыболов” автор сначала отдаёт дань вокальным способностям своего героя – рыболова, который поёт отличную песенку – “и радость в ней и грусть”.

    Звучит стихотворение “Рыболов”.

    - Ребята, вы нарисовали рисунки к стихам А.Л.Барто. Давайте рассмотрим их.

    - Угадайте, к каким произведениям Барто относятся ваши рисунки.

    (Обращение к выставке рисунков).

    - Вспомните, как называется стихотворение, и прочитайте из него отрывок.

    Ведущий.

    Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов и рас – и непримиримой ненависти к их угнетателям и поработителям, готовности к самоотверженной борьбе с ними. Не случайно такая поэма, как “Братишки” (показ книги), посвящённая дружбе детей народов всей земли, подверглась сожжению в гитлеровской Германии наряду с другой литературой и наиболее прогрессивными произведениями русской и советской литературы. А.Барто неоднократно бывала за рубежами нашей Родины. Первая поездка в 1937 г. в Испанию, в разгар борьбы испанского народа с франкистскими мятежниками, которым оказывали всемирную поддержку немецкие нацисты и итальянские фашисты. Вместе с испанцами Барто переживала и бомбежки, и обстрелы; она видела героическое сопротивление людей, яростно ненавидящих фашизм; она была свидетельницей чудовищных зверств, совершённых фашистами на испанской земле, воочию видела горе испанских матерей, - эти трагические события навсегда запечатлелись в её памяти.

    Впечатления этой поездки отразились в цикле стихотворений, посвящённых Испании и испанским детям.

    Звучат стихотворения “Лолита”, “Клятва”.

    Ведущий.

    В перекличке с образами испанских детей – борцов оказываются в этот период творчества и образы советских детей, над головами которых ещё не рвутся снаряды фашистов, но которые нравственно готовы к защите Родины. Таков мальчик из небольшой поэмы “На заставе”, предупреждающий бойцов о том, что враг перешёл границу.

    Ученик читает отрывок из поэмы “На заставе”.

    В едущий.

    В Стране Весёлого Детства есть город с чудесным названием – Звенигород.

    Эта поэма о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие в годы Великой Отечественной войны.

    Звучит отрывок из поэмы

    “Здесь со всех концов страны
    Собраны ребята:
    В этот дом их в дни войны
    Привезли когда-то…”.

    В основе поэмы – живая жизнь, поэтически воспроизведённая А.Барто. Суровыми, сдержанными интонациями пронизаны строки, в которых говорится о горькой памяти войны, живущей в сердцах детей. Но поэтессе несвойственно одностороннее изображение жизни. Она умеет передать всю полноту событий. Барто обращается к активному началу в детском коллективе:

    Звучит отрывок из поэмы

    “На реке с восьми часов
    Затевают игры,
    И от звонких голосов
    Весь звенит Звенигород …”.

    Древнее название города в этих строках наполняется новым смыслом: “Звенигород” становится символом звонкого детства, сохраненного огромной страной. Дети Звенигорода – единая семья, счастливые и полноправные граждане своей Родины.

    Звучит отрывок из поэмы

    “Вдалеке зелёный бор
    Виден в окна спальни …

    Шумное семейство”.

    Поэма “Звенигород” - одно из наиболее примечательных произведений А.Барто, из тех, в которых многогранно раскрывается внутренний мир наших людей. Барто находит убедительные слова, доказывающие заботу страны о каждом человеке:

    О ребёнке каждом
    Думает страна.
    Тридцать юных граждан
    Заснули… Тишина.

    Ведущий.

    В 60-е годы в течение трёх лет А.Л.Барто вела на радиостанции “Маяк” передачи “Найти человека”. Тогда она вошла в каждый дом как желанный друг. Счастливыми были, конечно, те, кто с помощью этих передач находил своих близких, потерянных в годы Великой Отечественной войны. 927 семей были воссоединены к моменту выхода в свет книги “Найти человека”. (Показ книги). Потом был снят фильм с таким же названием.

    Просмотр отрывка из кинофильма “Найти человека”.

    Ведущий.

    Новым, не имеющим аналогов в детской поэзии мира, является последний цикл стихотворений Барто – “Переводы с детского”. Давно уже начала она собирать стихи детей, “невеликих поэтов”, как она, шутя, их называет. Множество детских стихов пришлось прочитать и прочувствовать поэтессе, чтобы проникнуться настроением ребёнка той или иной нации. Этот цикл, несомненно, создаёт новаторскую традицию в поиске поэтического самовыражения детских поэтов мира. Послушайте стихотворение “В саду Тюильри”, в котором показана озабоченность детей будущим:

    Зашёл разговор
    Про двухтысячный год,
    А в небе над городом
    Плыл самолёт.
    “Погоды тебе!” -
    Крикнул длинный подросток
    И начал размахивать
    Кепочкой пёстрой. -

    В краю голубом
    Ты спокойно паришь,
    Но тысячи бомб
    Не взорвут ли Париж?!

    Их столько скопилось!
    Куда их девать?
    Двухтысячный год
    Их начнёт раздавать!

    Звучат стихи “Мечтанье” (От имени Ильдико Бойдор),

    “Мама” (От имени Любицы Ивич).

    Ведущий.

    Долго можно было бы перечислять строчки стихов, живущих в памяти постоянно, передающихся из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей, помогая сделать общение приятным и продуктивным.

    Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель Агния Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям. Её творчество было нацелено на сближение народов разных стран, чтобы гуманизировать жизнь, прибавить счастья взрослым и детям.


    Соколова Ольга Владимировна, учитель начальных классов


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7551
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.