Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > XIX век — будущему
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > XIX век — будущему
{LF_links}

XIX век — будущему


27 ноября 2007. Разместил: lessons

Данные материалы могут быть использованы на итоговом уроке по курсу Новой истории (2 часть), а также - на внеурочном мероприятии в рамках школьной недели истории или при проведении школьной научно-практической конференции (при участии всех школьных предметов).


Цель урока: Этот урок можно предложить как ретроспективу XIX века и эмоционально обобщить важнейшие проблемы столетия.  Он будет способствовать пониманию учащимися связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни.  Поможет увидеть общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей, усовершенствования в быту, становление досуга.  Этот урок будет способствовать осознанию учащимися сходных черт человека нового времени и нашего современника, также живущего на стыке эпох; размышлению о своем месте в жизни и необходимости активной жизненной позиции. 

Вариант проведения:

Научно-практическая конференция учащихся, проводится после изучения Новой истории (XIX-го века).  Используются межпредметные связи.

В качестве жюри приглашаются преподаватели различных дисциплин.

За два месяца учащиеся получают задания выбрать одну из 9 предложенных им тем (смотри ниже) и написать реферат.  За месяц до проведения конференции они сдают рефераты на проверку, отбираются лучшие для выступления (в рецензии принимают участие учителя-предметники).

ПЛАН:

1. Вступительное слово учителя (о целях данной конференции, представление гостей).

2. Основные идеологические течения XIX века.

3. Музыкальные направления XIX   в.

4. “Для людей и для искусства” (о Третьяковской галерее).

5. Развитие военной техники.

6. “…Лишь Слову жизнь дана…” (XIX век в зеркале литературы).

7. Связь и транспорт.

8. Градостроительство и благоустройство.

9. Развитие естествознания в XIX веке.

10. Главные открытия в точных науках XIX столетия.

11. Итоговый опрос (проводится как мини интервью учениками-корреспондентами)

12. Подведение итогов.

13. Во время подведения итогов разыгрывается театральная миниатюра.  (А.  Эйнштейн на

уроке физики). 

14. Награждение.

Подготовительная работа

Для награждения: дипломы, грамоты.

Напечатать программу с именами выступающих и темами их сообщений, на обратной стороне - с высказываниями и афоризмами, пришедшими из XIX века.

Музыкальное сопровождение: музыка из произведений Дебюсси, Римского-Корсакова,

Шопена, Алябьева, Брамса; музыка из к/ф “Титаник”.

На стенах: несколько плакатов с датами изобретений и открытий (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ), сделанными в XIX веке.

На доске написан эпиграф :

“И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”. 

Леонид Мартынов.

Заранее проводится письменный опрос учащихся (Самое выдающееся изобретение XIX века, самое важное событие XIX в., человек XIX в., проблема XIX в., год века, с тройка века…).

Подвести итоги опроса.  После конференции вновь задать эти вопросы.  Сравнить ответы.   Проанализировать , как повлияла конференция на знания и оценку событий учащимися.

Для иллюстрации сообщений учащихся готовятся диапозитивы, картины, плакаты.

Слово учителя: (Говорит о целях и задачах урока-конференции).

1 ведущий: XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории.   Именно он столкнул Запад и Восток.  Именно в этот век, пока еще несовершенные, с наше точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей.

2 ведущий: Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное ж/дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.

1-й: Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам.   Религией стала технология.

2-й: В этот век капитализм вырос до монополий.  Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства.

1-й: Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга.

2-й: Менялся лик Земли.  Рушились традиции.   Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения.  Менялась идеология.

Ученик: Тема моего сообщения “Основные идеологические течения в XIX в. ” ( Время выступления 3-5 минут)

1 ведущий: Несомненно, что XIX век был творцом и художником.  Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении у бессмертных полотен, создавалась бессмертная литература, звучала удивительная музыка XIX века.   Покоряли планету великие композиторы.   Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!

2 ведущий: Какая музыка была, какая музыка звучала!
Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром и хлеб считать благодеяньем,
Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром.

Ученик: Тема моего сообщения “Музыкальные направления XIX века”.

1-й: Никогда прежде человечество не несло в себе такой громады культурного наследия, помогающей пережить трудности и сохранить лучшее в себе.  В самые жестокие времена искусство служило спасительной опорой народам.   Открывались новые музеи, пополнялись коллекции, расцветало искусство и реставрация.

2-й: Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ученик: Тема “Для людей и для искусства” (Первый музей Русского

Искусства – Третьяковская галерея).

1-й: За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса,
Нелегок путь.  Но ветер века…

2-й: Ветры XIX века понятие совсем не метеорологическое.  Были они то жизнетворными, то смертоносными.  То возносили человечество к высотам знания, то бросали в бездну войн…   Изобретения и открытия служили не только музам, но и Молоху.

Ученик: Тема “История развития военной техники в XIX веке. ”

1-й: Тот век рассыпался, как мел,
Который СЛОВОМ жить умел,
То начиналось с буквы “Л”,
Заканчивалось мягким знаком.

2-й: И верной остается древняя мудрость “… в начале было Слово”.

Ученик: Тема “Лишь Слову жизнь дана”.  (XIX век в зеркале литературы).

1-й: С XIX в.  люди стремились совершать все более дальние путешествия, за более короткие промежутки времени. Изменялся сухопутный и морской транспорт.

2-й: Новые идеи и изобретения века раскрывали пред человеком мир путешествий, обеспечили быструю и качественную связь.

Ученик: Тема “Новые средства транспорта и связи”.

1-й: Мы постигаем красоту вещей
В гармонии, в единстве их частей.
Великолепный дом, когда мы зрим,
Он не отдельной частью нас дивит,
Он в целом весь являет дивный вид:
Не ширина, длина иль высота –
Пленяет всей постройки красота!

2-й: Архитекторы гордились тем, что писали не только каменную, но и железную, и стеклянную летопись века.  Дух захватывало от фантастических проектов строителей!

Ученик: Тема “Градостроительство и благоустройство”.

1-й: Этот век стал веком науки.  Сколько важных, созидательных открытий оставил он человечеству!

2-й: Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.

1-й: Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет Алфавит.

Ученик : Тема “Развитие естествознания в XIX веке. ”

1-й: Что есть человек? Он только частица.
Только атом в громадной природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице вроде.

2-й: Когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете.
И в эти часы и в минуты эти
Он равен всей бесконечной Вселенной.

1-й: Настало время рассказать об открытиях в точных науках.  И начнем мы с Математики.

2-й: И стояла геометрия Евклида,
Как египетское чудо – пирамида.
Строже выдумать строенье невозможно,
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась “Параллели”,
Разгадать ее загадку не сумели…

Ученик : Тема “Главные открытия в точных науках XIX века. ”

1-й: В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время.  И верно, для  каждого его эпоха – наивысшая, последняя, завершающая.  К тому же, историческое время неповторимо и уникально.  И все-таки, XIX век поистине необычен!

2-й: Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”.  И как мы сейчас услышали, вполне справедливо.   Как не вспомнить в связи с этим слова В. А.   Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет,
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: “Их больше нет”,
Но с благодарностью: “Вы были…”

1-й: Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком.  За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной.  За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте.

2-й: И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ.
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ.

Слово учителю: …

1-й ведущий: Пока подводятся итоги, мы предлагаем всем присутствующим на несколько минут перенестись в Швейцарию, в 1886 год.

2-й ведущий: Итак, на уроке физики Альберт Эйнштейн  и его учитель.

Учитель: Эйнштейн!
Ты опять опоздал на урок!
Где пропадал? – Учитель был стог.

Эйнштейн: Я думал…

Учитель: Он думал!
Про что же?

Эйнштейн: Про свет. 

Учитель: Так что же со светом,
Позвольте узнать?

Эйнштейн: А что, если свет, как коня, оседлать?

Учитель: Не смейтесь, друзья!
Разобраться хочу. 

Эйнштейн: Представим, что я по Вселенной лечу.
Я зеркало вытащил, глянул в него.
Не видно лица и за ним ничего.
Летящий как свет, не увидел бы свет!
Стекла не догнать световому лучу.
Ведь с зеркалом я на луче – и лечу.
И я относительно света стою.

Учитель: Вы голову бы пожалели свою…

Эйнштейн: И времени нет и Вселенной…

Учитель: Вот бред!
Я ставлю вам плохо. 
Учите предмет.
Хоть вряд ли получится
Что-то из вас…
Я повторяю еще раз сейчас.
Есть мировое пространство.  Оно
Всегда неизменно и всюду одно.
В нем постоянное время течет…
Что с вами?
Опять по Вселенной несет?

Эйнштейн: Я понял, что свет не догнать никому!

Учитель: Нет, вряд ли хоть что-то втолкуешь ему!

1-й ведущий: Сторож усатый звонком прозвенел.
Учитель ушел.
Сразу класс опустел.

2-й ведущий: И не догадывался старый учитель, что Альберт Эйнштейн станет выдающимся физиком, совершит настоящий переворот в науке, что его назовут Ученым XX-го века!

Учитель: Уважаемые взрослые гости нашей конференции! Присмотритесь внимательнее к сидящим здесь ученикам.  Может быть, кто-то из них станет выдающимся ученым XXI-го века.   Поможем им в этом сегодня!

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ ОПЫТА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, А ЧТО ОСТАВИТЬ В НЕМ?” или задание: “Составьте карточку с вопросами тестового характера на знание хронологии, важнейших событий, понятий, исторических личностей” (На следующем уроке они предлагаются учащимся для ответов у доски или письменно; оценивается качество вопросов и ответов).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  НАГРАЖДЕНИЕ.

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

Открытия и изобретения XIX века.

1800 г.  Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.  
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.

1804 г.  Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.

1808 г.  Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив.   Парашют спас его жизнь.

1816 г.  1-й стетоскоп.

1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.

1822 г.  Француз Ж. -Н.  Ньепс впервые получает фотоизображение.

1823 г.  Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ

1825 г.  1-я пассажирская ж\д в Англии ( маршрут Стокгольм-Дарлингтон).

1827 г.  Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.

1829 г.  Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.

1831 г.  М.  Фаррадей создал 1-ю динамомашину.

1834 г.  Изобретение молотилки.

1837 г.  Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.

1842 г.  Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.

1845 г.  1-й стиральный порошок.

1846 г.  1-я анестезия в хирургической операции.

1851 г.  Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
Швейная машинка Зингера.

1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.

1856 г.  Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.

1859 г.  Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.

1860 г.  1-й железобетон.

1861 г.  1-я цветная фотография.

1863 г.  Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.

1864 г.  В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.

1866 г.  Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.

1867 г.  1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.

1869 г.  Открыт Суэцкий канал.

1870 г.  Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.

1873 г.  Изобретение сноповязалки и жатки.

1876 г.  1-й телефон Александра Белла.

1877 г.  Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.

1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).

1880 г.  1-е электроосвещение (США).

1880 г.  1-е электрические лифты (США).

1883 г.  1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей. 

1885 г.  Немцы Г.  Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку

1887 г.  Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.

1888 г.  Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.

1890 г.  1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.

1891 г.  Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.

1895 г.  Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.

1896 г.  1-е современные Олимпийские игры.

1897 г.  Впервые стали употреблять замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.

1898 г.  1-е доказательство, что комары переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.

1899 г.  1-й аспирин для снятия боли.
1-й вариант: Данную хронологию можно раздать в классе учащимся и предложить ответить на вопросы:
Какие открытия и изобретения, с вашей точки зрения, самые важные?
Какие открытия и изобретения сделали жизнь людей более комфортной?
Какие – были началом новых наук?
Какие – послужили рождению нового вида искусства?
Когда появились новые виды транспорта?
А новые виды связи?
Что облегчало труд человека?

……….

2-й вариант: Подготовить “корзину” с датами, вызывая учеников предложить им разобрать содержимое “корзины”:

Какие открытия были сделаны в биологии?

Какие открытия были сделаны в физике?

- \ - \ - \ - \ - \ - \ - \ - в химии?

………..


Сомкина Елена Павловна, учитель биологии




{SL_links}

Вернуться назад