mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    27
    ноя
    XIX век — будущему
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Данные материалы могут быть использованы на итоговом уроке по курсу Новой истории (2 часть), а также - на внеурочном мероприятии в рамках школьной недели истории или при проведении школьной научно-практической конференции (при участии всех школьных предметов).


    Цель урока: Этот урок можно предложить как ретроспективу XIX века и эмоционально обобщить важнейшие проблемы столетия.  Он будет способствовать пониманию учащимися связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни.  Поможет увидеть общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей, усовершенствования в быту, становление досуга.  Этот урок будет способствовать осознанию учащимися сходных черт человека нового времени и нашего современника, также живущего на стыке эпох; размышлению о своем месте в жизни и необходимости активной жизненной позиции. 

    Вариант проведения:

    Научно-практическая конференция учащихся, проводится после изучения Новой истории (XIX-го века).  Используются межпредметные связи.

    В качестве жюри приглашаются преподаватели различных дисциплин.

    За два месяца учащиеся получают задания выбрать одну из 9 предложенных им тем (смотри ниже) и написать реферат.  За месяц до проведения конференции они сдают рефераты на проверку, отбираются лучшие для выступления (в рецензии принимают участие учителя-предметники).

    ПЛАН:

    1. Вступительное слово учителя (о целях данной конференции, представление гостей).

    2. Основные идеологические течения XIX века.

    3. Музыкальные направления XIX   в.

    4. “Для людей и для искусства” (о Третьяковской галерее).

    5. Развитие военной техники.

    6. “…Лишь Слову жизнь дана…” (XIX век в зеркале литературы).

    7. Связь и транспорт.

    8. Градостроительство и благоустройство.

    9. Развитие естествознания в XIX веке.

    10. Главные открытия в точных науках XIX столетия.

    11. Итоговый опрос (проводится как мини интервью учениками-корреспондентами)

    12. Подведение итогов.

    13. Во время подведения итогов разыгрывается театральная миниатюра.  (А.  Эйнштейн на

    уроке физики). 

    14. Награждение.

    Подготовительная работа

    Для награждения: дипломы, грамоты.

    Напечатать программу с именами выступающих и темами их сообщений, на обратной стороне - с высказываниями и афоризмами, пришедшими из XIX века.

    Музыкальное сопровождение: музыка из произведений Дебюсси, Римского-Корсакова,

    Шопена, Алябьева, Брамса; музыка из к/ф “Титаник”.

    На стенах: несколько плакатов с датами изобретений и открытий (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ), сделанными в XIX веке.

    На доске написан эпиграф :

    “И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
    И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”. 

    Леонид Мартынов.

    Заранее проводится письменный опрос учащихся (Самое выдающееся изобретение XIX века, самое важное событие XIX в., человек XIX в., проблема XIX в., год века, с тройка века…).

    Подвести итоги опроса.  После конференции вновь задать эти вопросы.  Сравнить ответы.   Проанализировать , как повлияла конференция на знания и оценку событий учащимися.

    Для иллюстрации сообщений учащихся готовятся диапозитивы, картины, плакаты.

    Слово учителя: (Говорит о целях и задачах урока-конференции).

    1 ведущий: XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории.   Именно он столкнул Запад и Восток.  Именно в этот век, пока еще несовершенные, с наше точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей.

    2 ведущий: Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное ж/дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.

    1-й: Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам.   Религией стала технология.

    2-й: В этот век капитализм вырос до монополий.  Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства.

    1-й: Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга.

    2-й: Менялся лик Земли.  Рушились традиции.   Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения.  Менялась идеология.

    Ученик: Тема моего сообщения “Основные идеологические течения в XIX в. ” ( Время выступления 3-5 минут)

    1 ведущий: Несомненно, что XIX век был творцом и художником.  Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении у бессмертных полотен, создавалась бессмертная литература, звучала удивительная музыка XIX века.   Покоряли планету великие композиторы.   Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!

    2 ведущий: Какая музыка была, какая музыка звучала!
    Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.
    Звала добро считать добром и хлеб считать благодеяньем,
    Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром.

    Ученик: Тема моего сообщения “Музыкальные направления XIX века”.

    1-й: Никогда прежде человечество не несло в себе такой громады культурного наследия, помогающей пережить трудности и сохранить лучшее в себе.  В самые жестокие времена искусство служило спасительной опорой народам.   Открывались новые музеи, пополнялись коллекции, расцветало искусство и реставрация.

    2-й: Любите живопись, поэты,
    Ведь ей единственной дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.

    Ученик: Тема “Для людей и для искусства” (Первый музей Русского

    Искусства – Третьяковская галерея).

    1-й: За годом – год, за вехой – веха,
    За полосою – полоса,
    Нелегок путь.  Но ветер века…

    2-й: Ветры XIX века понятие совсем не метеорологическое.  Были они то жизнетворными, то смертоносными.  То возносили человечество к высотам знания, то бросали в бездну войн…   Изобретения и открытия служили не только музам, но и Молоху.

    Ученик: Тема “История развития военной техники в XIX веке. ”

    1-й: Тот век рассыпался, как мел,
    Который СЛОВОМ жить умел,
    То начиналось с буквы “Л”,
    Заканчивалось мягким знаком.

    2-й: И верной остается древняя мудрость “… в начале было Слово”.

    Ученик: Тема “Лишь Слову жизнь дана”.  (XIX век в зеркале литературы).

    1-й: С XIX в.  люди стремились совершать все более дальние путешествия, за более короткие промежутки времени. Изменялся сухопутный и морской транспорт.

    2-й: Новые идеи и изобретения века раскрывали пред человеком мир путешествий, обеспечили быструю и качественную связь.

    Ученик: Тема “Новые средства транспорта и связи”.

    1-й: Мы постигаем красоту вещей
    В гармонии, в единстве их частей.
    Великолепный дом, когда мы зрим,
    Он не отдельной частью нас дивит,
    Он в целом весь являет дивный вид:
    Не ширина, длина иль высота –
    Пленяет всей постройки красота!

    2-й: Архитекторы гордились тем, что писали не только каменную, но и железную, и стеклянную летопись века.  Дух захватывало от фантастических проектов строителей!

    Ученик: Тема “Градостроительство и благоустройство”.

    1-й: Этот век стал веком науки.  Сколько важных, созидательных открытий оставил он человечеству!

    2-й: Весь мир большой: жара и стужа,
    Планет круженье, свет зари –
    Все то, что видим мы снаружи,
    Законом связано внутри.

    1-й: Найдется ль правило простое,
    Что целый мир объединит?
    Таблицу Менделеев строит,
    Природы ищет Алфавит.

    Ученик : Тема “Развитие естествознания в XIX веке. ”

    1-й: Что есть человек? Он только частица.
    Только атом в громадной природе.
    А чем частица может гордиться?
    Нечем гордиться частице вроде.

    2-й: Когда человек творит вдохновенно,
    Он в это время один в целом свете.
    И в эти часы и в минуты эти
    Он равен всей бесконечной Вселенной.

    1-й: Настало время рассказать об открытиях в точных науках.  И начнем мы с Математики.

    2-й: И стояла геометрия Евклида,
    Как египетское чудо – пирамида.
    Строже выдумать строенье невозможно,
    Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
    Аксиома называлась “Параллели”,
    Разгадать ее загадку не сумели…

    Ученик : Тема “Главные открытия в точных науках XIX века. ”

    1-й: В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время.  И верно, для  каждого его эпоха – наивысшая, последняя, завершающая.  К тому же, историческое время неповторимо и уникально.  И все-таки, XIX век поистине необычен!

    2-й: Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”.  И как мы сейчас услышали, вполне справедливо.   Как не вспомнить в связи с этим слова В. А.   Жуковского:

    О милых спутниках, которые наш свет,
    Своим сопутствием для нас животворили,
    Не говори с тоской: “Их больше нет”,
    Но с благодарностью: “Вы были…”

    1-й: Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком.  За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной.  За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте.

    2-й: И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ.
    И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ.

    Слово учителю: …

    1-й ведущий: Пока подводятся итоги, мы предлагаем всем присутствующим на несколько минут перенестись в Швейцарию, в 1886 год.

    2-й ведущий: Итак, на уроке физики Альберт Эйнштейн  и его учитель.

    Учитель: Эйнштейн!
    Ты опять опоздал на урок!
    Где пропадал? – Учитель был стог.

    Эйнштейн: Я думал…

    Учитель: Он думал!
    Про что же?

    Эйнштейн: Про свет. 

    Учитель: Так что же со светом,
    Позвольте узнать?

    Эйнштейн: А что, если свет, как коня, оседлать?

    Учитель: Не смейтесь, друзья!
    Разобраться хочу. 

    Эйнштейн: Представим, что я по Вселенной лечу.
    Я зеркало вытащил, глянул в него.
    Не видно лица и за ним ничего.
    Летящий как свет, не увидел бы свет!
    Стекла не догнать световому лучу.
    Ведь с зеркалом я на луче – и лечу.
    И я относительно света стою.

    Учитель: Вы голову бы пожалели свою…

    Эйнштейн: И времени нет и Вселенной…

    Учитель: Вот бред!
    Я ставлю вам плохо. 
    Учите предмет.
    Хоть вряд ли получится
    Что-то из вас…
    Я повторяю еще раз сейчас.
    Есть мировое пространство.  Оно
    Всегда неизменно и всюду одно.
    В нем постоянное время течет…
    Что с вами?
    Опять по Вселенной несет?

    Эйнштейн: Я понял, что свет не догнать никому!

    Учитель: Нет, вряд ли хоть что-то втолкуешь ему!

    1-й ведущий: Сторож усатый звонком прозвенел.
    Учитель ушел.
    Сразу класс опустел.

    2-й ведущий: И не догадывался старый учитель, что Альберт Эйнштейн станет выдающимся физиком, совершит настоящий переворот в науке, что его назовут Ученым XX-го века!

    Учитель: Уважаемые взрослые гости нашей конференции! Присмотритесь внимательнее к сидящим здесь ученикам.  Может быть, кто-то из них станет выдающимся ученым XXI-го века.   Поможем им в этом сегодня!

    В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ ОПЫТА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, А ЧТО ОСТАВИТЬ В НЕМ?” или задание: “Составьте карточку с вопросами тестового характера на знание хронологии, важнейших событий, понятий, исторических личностей” (На следующем уроке они предлагаются учащимся для ответов у доски или письменно; оценивается качество вопросов и ответов).

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  НАГРАЖДЕНИЕ.

    П Р И Л О Ж Е Н И Е.

    Открытия и изобретения XIX века.

    1800 г.  Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
    Француз Никола Апперт создал первые консервы.  
    Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
    Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.

    1804 г.  Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.

    1808 г.  Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив.   Парашют спас его жизнь.

    1816 г.  1-й стетоскоп.

    1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.

    1822 г.  Француз Ж. -Н.  Ньепс впервые получает фотоизображение.

    1823 г.  Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
    Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ

    1825 г.  1-я пассажирская ж\д в Англии ( маршрут Стокгольм-Дарлингтон).

    1827 г.  Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.

    1829 г.  Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.

    1831 г.  М.  Фаррадей создал 1-ю динамомашину.

    1834 г.  Изобретение молотилки.

    1837 г.  Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
    Исаак Питман разработал основы стенографии.

    1842 г.  Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.

    1845 г.  1-й стиральный порошок.

    1846 г.  1-я анестезия в хирургической операции.

    1851 г.  Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
    Швейная машинка Зингера.

    1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.

    1856 г.  Луи Пастер открывает микробы.
    Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
    Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.

    1859 г.  Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
    1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.

    1860 г.  1-й железобетон.

    1861 г.  1-я цветная фотография.

    1863 г.  Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
    1-я подземная ж\д в Англии.

    1864 г.  В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.

    1866 г.  Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.

    1867 г.  1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.

    1869 г.  Открыт Суэцкий канал.

    1870 г.  Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
    Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.

    1873 г.  Изобретение сноповязалки и жатки.

    1876 г.  1-й телефон Александра Белла.

    1877 г.  Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
    Он же записывает 1-ю грампластинку.

    1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
    1-й электропоезд (Берлин).

    1880 г.  1-е электроосвещение (США).

    1880 г.  1-е электрические лифты (США).

    1883 г.  1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей. 

    1885 г.  Немцы Г.  Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
    Луи Пастер сделал 1-ю прививку

    1887 г.  Изобретены контактные линзы.
    Эйфелева башня в Париже.

    1888 г.  Генрих Герц открывает радиоволны
    Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
    Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.

    1890 г.  1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
    1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.

    1891 г.  Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.

    1895 г.  Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
    Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.

    1896 г.  1-е современные Олимпийские игры.

    1897 г.  Впервые стали употреблять замороженное мясо.
    1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.

    1898 г.  1-е доказательство, что комары переносят малярию.
    Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
    Дирижабль Цеппелина.

    1899 г.  1-й аспирин для снятия боли.
    1-й вариант: Данную хронологию можно раздать в классе учащимся и предложить ответить на вопросы:
    Какие открытия и изобретения, с вашей точки зрения, самые важные?
    Какие открытия и изобретения сделали жизнь людей более комфортной?
    Какие – были началом новых наук?
    Какие – послужили рождению нового вида искусства?
    Когда появились новые виды транспорта?
    А новые виды связи?
    Что облегчало труд человека?

    ……….

    2-й вариант: Подготовить “корзину” с датами, вызывая учеников предложить им разобрать содержимое “корзины”:

    Какие открытия были сделаны в биологии?

    Какие открытия были сделаны в физике?

    - \ - \ - \ - \ - \ - \ - \ - в химии?

    ………..


    Сомкина Елена Павловна, учитель биологии



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4862
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.