Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Данные материалы могут быть использованы на итоговом уроке по курсу Новой истории (2 часть), а также - на внеурочном мероприятии в рамках школьной недели истории или при проведении школьной научно-практической конференции (при участии всех школьных предметов).
Цель урока: Этот урок можно предложить как ретроспективу XIX века и эмоционально обобщить важнейшие проблемы столетия. Он будет способствовать пониманию учащимися связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни. Поможет увидеть общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей, усовершенствования в быту, становление досуга. Этот урок будет способствовать осознанию учащимися сходных черт человека нового времени и нашего современника, также живущего на стыке эпох; размышлению о своем месте в жизни и необходимости активной жизненной позиции.
Вариант проведения:
Научно-практическая конференция учащихся, проводится после изучения Новой истории (XIX-го века). Используются межпредметные связи.
В качестве жюри приглашаются преподаватели различных дисциплин.
За два месяца учащиеся получают задания выбрать одну из 9 предложенных им тем (смотри ниже) и написать реферат. За месяц до проведения конференции они сдают рефераты на проверку, отбираются лучшие для выступления (в рецензии принимают участие учителя-предметники).
ПЛАН:
1. Вступительное слово учителя (о целях данной конференции, представление гостей).
2. Основные идеологические течения XIX века.
3. Музыкальные направления XIX в.
4. “Для людей и для искусства” (о Третьяковской галерее).
5. Развитие военной техники.
6. “…Лишь Слову жизнь дана…” (XIX век в зеркале литературы).
7. Связь и транспорт.
8. Градостроительство и благоустройство.
9. Развитие естествознания в XIX веке.
10. Главные открытия в точных науках XIX столетия.
11. Итоговый опрос (проводится как мини интервью учениками-корреспондентами)
12. Подведение итогов.
13. Во время подведения итогов разыгрывается театральная миниатюра. (А. Эйнштейн на
уроке физики).
14. Награждение.
Подготовительная работа
Для награждения: дипломы, грамоты.
Напечатать программу с именами выступающих и темами их сообщений, на обратной стороне - с высказываниями и афоризмами, пришедшими из XIX века.
Музыкальное сопровождение: музыка из произведений Дебюсси, Римского-Корсакова,
Шопена, Алябьева, Брамса; музыка из к/ф “Титаник”.
На стенах: несколько плакатов с датами изобретений и открытий (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ), сделанными в XIX веке.
На доске написан эпиграф :
“И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”.
Леонид Мартынов.
Заранее проводится письменный опрос учащихся (Самое выдающееся изобретение XIX века, самое важное событие XIX в., человек XIX в., проблема XIX в., год века, с тройка века…).
Подвести итоги опроса. После конференции вновь задать эти вопросы. Сравнить ответы. Проанализировать , как повлияла конференция на знания и оценку событий учащимися.
Для иллюстрации сообщений учащихся готовятся диапозитивы, картины, плакаты.
Слово учителя: (Говорит о целях и задачах урока-конференции).
1 ведущий: XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с наше точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей.
2 ведущий: Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное ж/дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.
1-й: Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология.
2-й: В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства.
1-й: Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга.
2-й: Менялся лик Земли. Рушились традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. Менялась идеология.
Ученик: Тема моего сообщения “Основные идеологические течения в XIX в. ” ( Время выступления 3-5 минут)
1 ведущий: Несомненно, что XIX век был творцом и художником. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении у бессмертных полотен, создавалась бессмертная литература, звучала удивительная музыка XIX века. Покоряли планету великие композиторы. Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!
2 ведущий:
Какая музыка была, какая музыка звучала!
Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром и хлеб считать благодеяньем,
Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром.
Ученик: Тема моего сообщения “Музыкальные направления XIX века”.
1-й: Никогда прежде человечество не несло в себе такой громады культурного наследия, помогающей пережить трудности и сохранить лучшее в себе. В самые жестокие времена искусство служило спасительной опорой народам. Открывались новые музеи, пополнялись коллекции, расцветало искусство и реставрация.
2-й:
Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ученик: Тема “Для людей и для искусства” (Первый музей Русского
Искусства – Третьяковская галерея).
1-й:
За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса,
Нелегок путь. Но ветер века…
2-й: Ветры XIX века понятие совсем не метеорологическое. Были они то жизнетворными, то смертоносными. То возносили человечество к высотам знания, то бросали в бездну войн… Изобретения и открытия служили не только музам, но и Молоху.
Ученик: Тема “История развития военной техники в XIX веке. ”
1-й:
Тот век рассыпался, как мел,
Который СЛОВОМ жить умел,
То начиналось с буквы “Л”,
Заканчивалось мягким знаком.
2-й: И верной остается древняя мудрость “… в начале было Слово”.
Ученик: Тема “Лишь Слову жизнь дана”. (XIX век в зеркале литературы).
1-й: С XIX в. люди стремились совершать все более дальние путешествия, за более короткие промежутки времени. Изменялся сухопутный и морской транспорт.
2-й: Новые идеи и изобретения века раскрывали пред человеком мир путешествий, обеспечили быструю и качественную связь.
Ученик: Тема “Новые средства транспорта и связи”.
1-й:
Мы постигаем красоту вещей
В гармонии, в единстве их частей.
Великолепный дом, когда мы зрим,
Он не отдельной частью нас дивит,
Он в целом весь являет дивный вид:
Не ширина, длина иль высота –
Пленяет всей постройки красота!
2-й: Архитекторы гордились тем, что писали не только каменную, но и железную, и стеклянную летопись века. Дух захватывало от фантастических проектов строителей!
Ученик: Тема “Градостроительство и благоустройство”.
1-й: Этот век стал веком науки. Сколько важных, созидательных открытий оставил он человечеству!
2-й:
Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
1-й: Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет Алфавит.
Ученик : Тема “Развитие естествознания в XIX веке. ”
1-й: Что есть человек? Он только частица.
Только атом в громадной природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице вроде.
2-й: Когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете.
И в эти часы и в минуты эти
Он равен всей бесконечной Вселенной.
1-й: Настало время рассказать об открытиях в точных науках. И начнем мы с Математики.
2-й: И стояла геометрия Евклида,
Как египетское чудо – пирамида.
Строже выдумать строенье невозможно,
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась “Параллели”,
Разгадать ее загадку не сумели…
Ученик : Тема “Главные открытия в точных науках XIX века. ”
1-й: В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время. И верно, для каждого его эпоха – наивысшая, последняя, завершающая. К тому же, историческое время неповторимо и уникально. И все-таки, XIX век поистине необычен!
2-й: Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”. И как мы сейчас услышали, вполне справедливо. Как не вспомнить в связи с этим слова В. А. Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет,
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: “Их больше нет”,
Но с благодарностью: “Вы были…”
1-й: Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком. За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной. За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте.
2-й: И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ.
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ.
Слово учителю: …
1-й ведущий: Пока подводятся итоги, мы предлагаем всем присутствующим на несколько минут перенестись в Швейцарию, в 1886 год.
2-й ведущий: Итак, на уроке физики Альберт Эйнштейн и его учитель.
Учитель: Эйнштейн!
Ты опять опоздал на урок!
Где пропадал? – Учитель был стог.
Эйнштейн: Я думал…
Учитель: Он думал!
Про что же?
Эйнштейн: Про свет.
Учитель: Так что же со светом,
Позвольте узнать?
Эйнштейн: А что, если свет, как коня, оседлать?
Учитель: Не смейтесь, друзья!
Разобраться хочу.
Эйнштейн: Представим, что я по Вселенной лечу.
Я зеркало вытащил, глянул в него.
Не видно лица и за ним ничего.
Летящий как свет, не увидел бы свет!
Стекла не догнать световому лучу.
Ведь с зеркалом я на луче – и лечу.
И я относительно света стою.
Учитель: Вы голову бы пожалели свою…
Эйнштейн: И времени нет и Вселенной…
Учитель: Вот бред!
Я ставлю вам плохо.
Учите предмет.
Хоть вряд ли получится
Что-то из вас…
Я повторяю еще раз сейчас.
Есть мировое пространство. Оно
Всегда неизменно и всюду одно.
В нем постоянное время течет…
Что с вами?
Опять по Вселенной несет?
Эйнштейн: Я понял, что свет не догнать никому!
Учитель: Нет, вряд ли хоть что-то втолкуешь ему!
1-й ведущий: Сторож усатый звонком прозвенел.
Учитель ушел.
Сразу класс опустел.
2-й ведущий: И не догадывался старый учитель, что Альберт Эйнштейн станет выдающимся физиком, совершит настоящий переворот в науке, что его назовут Ученым XX-го века!
Учитель: Уважаемые взрослые гости нашей конференции! Присмотритесь внимательнее к сидящим здесь ученикам. Может быть, кто-то из них станет выдающимся ученым XXI-го века. Поможем им в этом сегодня!
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ ОПЫТА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, А ЧТО ОСТАВИТЬ В НЕМ?” или задание: “Составьте карточку с вопросами тестового характера на знание хронологии, важнейших событий, понятий, исторических личностей” (На следующем уроке они предлагаются учащимся для ответов у доски или письменно; оценивается качество вопросов и ответов).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ.
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Открытия и изобретения XIX века.
1800 г. Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.
1804 г. Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.
1808 г. Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив. Парашют спас его жизнь.
1816 г. 1-й стетоскоп.
1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.
1822 г. Француз Ж. -Н. Ньепс впервые получает фотоизображение.
1823 г. Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ
1825 г. 1-я пассажирская ж\д в Англии ( маршрут Стокгольм-Дарлингтон).
1827 г. Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.
1829 г. Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.
1831 г. М. Фаррадей создал 1-ю динамомашину.
1834 г. Изобретение молотилки.
1837 г. Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.
1842 г. Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.
1845 г. 1-й стиральный порошок.
1846 г. 1-я анестезия в хирургической операции.
1851 г. Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
Швейная машинка Зингера.
1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.
1856 г. Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.
1859 г. Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.
1860 г. 1-й железобетон.
1861 г. 1-я цветная фотография.
1863 г. Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.
1864 г. В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.
1866 г. Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.
1867 г. 1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.
1869 г. Открыт Суэцкий канал.
1870 г. Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.
1873 г. Изобретение сноповязалки и жатки.
1876 г. 1-й телефон Александра Белла.
1877 г. Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.
1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).
1880 г. 1-е электроосвещение (США).
1880 г. 1-е электрические лифты (США).
1883 г. 1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей.
1885 г. Немцы Г. Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку
1887 г. Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.
1888 г. Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.
1890 г. 1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.
1891 г. Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.
1895 г. Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.
1896 г. 1-е современные Олимпийские игры.
1897 г. Впервые стали употреблять замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.
1898 г. 1-е доказательство, что комары переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.
1899 г. 1-й аспирин для снятия боли.
1-й вариант: Данную хронологию можно раздать в классе учащимся и предложить ответить на вопросы:
Какие открытия и изобретения, с вашей точки зрения, самые важные?
Какие открытия и изобретения сделали жизнь людей более комфортной?
Какие – были началом новых наук?
Какие – послужили рождению нового вида искусства?
Когда появились новые виды транспорта?
А новые виды связи?
Что облегчало труд человека?
……….
2-й вариант: Подготовить “корзину” с датами, вызывая учеников предложить им разобрать содержимое “корзины”:
Какие открытия были сделаны в биологии?
Какие открытия были сделаны в физике?
- \ - \ - \ - \ - \ - \ - \ - в химии?
………..
Сомкина Елена Павловна, учитель биологии
,