Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Спешите делать добро Спешите делать добро5 декабря 2007. Разместил: lessons |
||||||||
На уроке идет разговор о том, что такое доброта, какой человек может называться добрым; что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства. Задачи:
Форма проведения - общеклассная, групповая Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический. Ход урокаI. Слово учителя У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “ Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:
- А что такое доброта? В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.) - По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро - все положительное, полезное, хорошее. Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу. Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь. Добродетель - высокая нравственность. Добронравие - хороший нрав. Добросердечность - ласковое, доброе сердце. Доброхот - доброжелатель. Добряк - добрый человек. Вот как много однокоренных слов. - А для чего нужна доброта? Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. II. Работа с пословицами Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение.
А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете? В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтут, а злого не жалуют. Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя. - Молодцы! Хорошо знаете пословицы! III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения. IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания). Y. Это интересно (для родителей) Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив. Иван Сергеевич Тургенев писал: “ Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”. Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам, уважаемые родители, известны? В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо). - “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой). - “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер). - “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир). - “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль). - “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой). - Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека? - Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию. YI. Игра “Кто больше?” Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют. В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких. - Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам. YII. Ролевая игра - Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения. СЦЕНКА Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор. Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство. Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу. (Подходят Сиропчик и Пончик). Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех. Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки. Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой. Пилюлькин: Стой! Стой! Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром! Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды? Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей? Кнопка: А для чего ты их собирал? Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку. Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно. Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки? Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений. YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас? Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям: Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?
Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила). - Каким делает человека доброта? В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. - А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”. -Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка). - Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция). - А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы. IX. Итог урока - Легко или трудно быть добрым?
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. А сейчас послушаем стихи.
Турушева Валентина Васильевна, учитель начальных классов Вернуться назад |