Проект ученических исследовательских работ
Краеведение является школой познания, школой культурного и экологического познания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. Краеведение всегда несет в себе любовь к родному краю, родине, к ее духовной культуре, является мощным воспитательным средством, приобщает к познанию наших истоков. Цель данного проекта в расширении знаний учащихся по истории, этнографии, географии родного края.
I. Обоснование проекта, его цели
Проект - это буквально “брошенный вперед”, т.е.
прототип, прообраз какого-либо объекта, вида
деятельности и т.п., наиболее распространенный
вид интеллектуальной деятельности,
дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развитие
креативности и одновременно формирование
определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология,
цель которой ориентирует на применение
актуализированных знаний и приобретение новых
для активного включения деятельности в
социокультурной среде. Поэтому проект “Моя
малая Родина” интересен тем, что будет
проводиться группой учителей и учеников с целью
воспитания у подрастающего поколения
ценностного отношения к культурному наследию:
любви к родному городу, сопричастности к судьбе
края, бережного отношения к его
культурно-историческим и природным богатствам.
Комплексный подход в изучении истории родного
города как цельного социального и духовного
организма предполагает познание его
индивидуального развития: от рождения (через
весь его рост) до современного состояния. Поэтому
планируется рассмотреть историю, архитектуру,
экономику, население, образы города, нашедшие
свое отражение в литературе, живописи, музыке, то
есть Братск во всем его многообразии.
Этой работе должны быть присущи:
а) социально-педагогическая преемственность
лучших школьных традиций, их развитие в новых
инновационных условиях;
б) превращение наиболее эффективных новаций и
инноваций в традиции;
в) нацеленность на развитие группы через
развитие отдельной личности;
г) усиление вертикального и горизонтального
сотрудничества в решении проблем и принятии
решений;
д) долгосрочность программы, а не
единовременное вмешательство.
Проект “Моя малая Родина” окажет содействие
повышению престижа и популяризации научных
знаний, развитию у школьников познавательной
активности и творческих способностей. Таким
образом, проект “Моя малая Родина” - это путь
самореализации учащегося и учителей,
возможность сотрудничества на равных, когда
вместо традиционного “учитель-ученик”
рождается “исследователь-исследователь”, а это,
по нашему мнению, показатель движения школы
вперед.
II. Задачи проекта
Поскольку целью проекта “Моя малая Родина”
является воспитание у подрастающего поколения
ценностного отношения к культурному наследию, то
непосредственно сами цели органично совпадают с
интересами учеников:
-
выявление у учащегося способностей к
оригинальному, нестандартному решению
творческих задач;
-
развитие их творческих способностей;
-
формирование аналитического и критического
мышления учащегося в процессе творческого
поиска и выполнение исследований;
-
содействие в профессиональной ориентации;
-
развитие целеустремленности и системности в
деятельности;
-
самоутверждение учащегося, благодаря
достижению поставленной цели, и получение
необходимого жизненного опыта.
Поставленные выше цели достигаются в три
этапа. Задачи на каждом из них:
I-й - усвоение информации познавательного
характера об объекте, ценность которого
необходимо выявить, поскольку нельзя ценить
того, чего не знаешь. На данном этапе важно
удивить, поразить, заинтересовать учащегося,
постараться создать такие ситуации, при которых
знакомые с детства памятники истории и культуры
предстали бы перед школьниками в новом ракурсе.
Учащиеся на данном этапе знакомятся с азами
исследовательской работы.
II этап деятельности - восприятие ценностной
информации об объекте, чтобы учащиеся смогли
понять, почему данный объект культурного
наследия является ценностью для общества, то
есть раскрыть все стороны социальной значимости
объекта: утилитарной, эстетической,
нравственной, историко-мемориальной и т.д.
III этап - это отклик со стороны учащегося. Он
может быть как инициируемым, так и
самостоятельным. Это и пробное принятие
ценности, и ее осмысление.
Получение навыков интеллектуального труда
(умение сравнивать, делать выводы, строить
гипотезы, формулировать мысли, проблемы) - одна из
основных задач данного проекта. Для младших
школьников это хорошая подготовка к переходу в
среднее звено, а для старшеклассников - отработка
навыков систематизации, осмысления и
литературное оформление собранного материала,
приобретение первого опыта
научно-исследовательского поиска, что,
несомненно, послужит в дальнейшей их жизни
стимулом реализовать личный творческий
потенциал.
Основные требования, выступающие в качестве
ориентиров для учащихся: опираться на
собственный опыт. Для учителя - обучать в
действии, побуждать к наблюдению и
экспериментированию, чередовать индивидуальную
и коллективную работу.
III. Содержание и формы работы проекта “Моя
малая Родина”
-
Составление программ, разработка проектов и тем
исследований.
-
Участие в конкурсах, турнирах, выставках,
олимпиадах.
-
Проведение дискуссий, научно-практических
конференций, семинаров.
-
Выступления с докладами, сообщениями,
творческими отчетами.
-
Встречи с сотрудниками музеев, библиотек,
почетными гражданами города, экскурсии.
-
Творческие работы (формы творческих работ
разнообразны и традиционны. Они зависят от
возрастных особенностей. Это рисунки, поделки,
сочинения, стихи, сказки, фотоочерки, проекты,
рефераты, а также проблемные ситуации, требующие
работы с архивными источниками, документами,
литературой, и экскурсии, встречи, интервью).
Деятельность участников проекта на различных
этапах
№ п/п |
Этапы |
Задачи |
Деятельность
учащегося |
Деятельность
педагогов |
1. |
Начинание |
Определение темы,
уточнение цели, выбор рабочей группы. |
Уточнение информации;
Обсуждение
задания. |
Мотивация учащегося;
объяснение
цели проекта;
наблюдение. |
2. |
Планирование |
Анализ проблем,
определение источников информации, постановка
задач и выбор критериев оценки результатов.
Ролевое распределение в команде. |
Формируют задачи;
Уточняют
информацию;
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Помощь по просьбам;
наблюдение. |
3. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение
информации, обсуждение (“мозговой штурм”). Выбор
оптимальных вариантов. Уточнение планов
деятельности. |
Работа с информацией;
синтез
и анализ;
выполнение исследования. |
Наблюдение;
консультации. |
4. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Выполнение исследования;
оформление. |
Наблюдение;
советы (по
просьбе). |
5. |
Оценка результатов |
Анализ выполненного
проекта, успехов и неудач, причин. Анализ
достижения поставленных целей. |
Участие в коллективном
самоанализе проекта и самооценка. |
Наблюдение;
направленный
процесс анализа (по необходимости). |
6. |
Защита проекта |
Подготовка доклада. Защита
обоснованного проекта. Оценка. |
Защищают проект;
участвуют
в коллективной оценке. |
Участие в коллективном
анализе и оценке проекта. |
IY. Участники проекта
Участниками проекта предполагаются
разновозрастные группы:
I - учащиеся 3”а” класса (2004 - 2005 уч.год), 4”а”
(2005 - 2006 уч.год) и 5”а”(2006 - 2007 уч.год);
II - учащиеся 9-х классов (2004 - 2005 уч.год), 10-х (2005 - 2006
уч.год) и 11-х классов (2006 - 2007 уч.год).
Участники проекта имеют право:
-
выбрать тему в соответствии со своими
интересами;
-
получать регулярно методическую и
организационную помощь от руководителей
проекта;
-
свободно использовать собственные результаты в
соответствии с авторским правом;
-
представлять результаты выполненной
исследовательской работы для получения зачета
по соответствующему предмету, а также
представлять к защите исследовательскую работу
на итоговой аттестации в выпускных классах.
К обязанностям участников проекта относятся:
-
выполнение исследовательских работ в
соответствии с требованиями и планом Проекта
“Моя малая Родина”;
-
соблюдение графика работ в соответствии с
рабочим планом проекта;
-
соблюдение полной сохранности и бережного
использования материальных ресурсов и
справочно-информационных материалов библиотеки,
архивов, музеев, школы.
К факторам успешности исследовательской
деятельности учащихся относятся:
-
соблюдение принципа добровольности занятий
учеников этим видом работы;
-
добровольность выбора темы;
-
максимальная самостоятельность ученика в
процессе проведения исследования;
-
компетентное и заинтересованное руководство
исследовательской работой;
-
осознание школьниками значимости и полезности
выполненной ими работы.
Y. Мониторинг
Этап |
Задачи |
Содержание |
Сроки |
Результат |
|
|
|
|
|
Оценка проекта
Итог: 180 - 220 - отлично;
120 - 175 - хорошо;
90 - 115 - удовлетворительно;
Оценка проекта, выполненного учащимся класса
Достигнутый
результат |
Оформление |
Защита |
Процесс
проектирования |
Представление |
Ответы на вопросы |
Интеллектуальная
активность |
Творчество |
Практическая деятельность |
Умение работать в команде |
Из 15 б. |
Из 15 б. |
Из 15 б. |
Из 15 б. |
Из 10 б. |
Из 10 б. |
Из 10 б. |
Из 10 б. |
Итог: 85 - 100 б. - “5”;
70 - 85 - “4”;
50 - 70 - “3”;
Обратная связь
Анкета для самооценки успешности и
результативности исследовательской
деятельности учащегося 1 раз в полугодие или 1 раз
в год по 10-балльной системе:
-
Интересна ли работа в качестве участника
проекта?
-
Насколько научно-исследовательская работа
способствует расширению кругозора, общему
развитию, мировоззрению?
-
Помогает ли научно-исследовательская
деятельность лучшему пониманию других школьных
предметов?
-
Достаточно ли интенсивно ведется
исследовательская работа?
-
Нравится ли стиль общения в группе?
-
Часто ли узнаете новое?
Оценивание результативности НИР
-
Посещаемость занятий.
-
Постоянство интереса.
-
Практическая полезность информации.
-
Познавательная активность.
-
Личные достижения, успехи.
-
Расширение кругозора.
-
Степень и частота удивления.
-
Стремления совершать дополнительные
познавательные усилия.
-
“Поумнение”.
-
Сумма баллов.
Самооценка
СО |
Преподаватель
ПО |
Результат
(средний балл)
РО |
РО = (СО + ПО) : 2 |
Дневник проектной недели
-
Работа в классах, включая работу на уроках.
-
Дифференцированная работа в группах по
интересам.
-
Подготовка мероприятий, презентация проекта,
оформление, систематизация материалов.
-
Неделя проектов - защита представленных итогов
исследовательской деятельности.
-
Анализ результатов.
YI. Перспективный план работы проекта “Моя
малая Родина”
(на три учебных года)
I год (2004-2005 уч.год)
Предполагаемые направления:
-
60-летие Победы в Великой Отечественной войне;
-
Столетие с рождения И.И.Наймушина;
-
45-летний юбилей школы №20;
-
улицы поселка Падун;
-
50-летие БГС.
II год (2005-2006 уч.год)
-
Улицы Центрального округа и п.Энергетик;
-
Памятники города;
-
Гости города;
-
Поэты и композиторы о нашем городе.
III год (2006-2007 уч.год)
-
Учебные заведения нашего города;
-
Предприятия нашего города;
YII. Результат реализации проекта
Результатом реализации проекта является
достижение поставленных целей и задач, а также
создание фонда учебных работ, которые можно
использовать в учебном процессе (сборники,
рефераты, доклады, альбомы, видеофильмы) и в
воспитательной работе.
Список использованной литературы
-
Алексеева М.Я. Организация
научно-исследовательской деятельности на уроках
истории.// Преподавание истории и обществознания
в школе. - М: Школьная пресса - 2003. - № 4. - с.43
-
Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная
форма презентации результатов
проектно-исследовательской деятельности
учащихся.// Дидакт. - М: Дидакт - 2003. - № 6 - с.53
-
Лернер П.С. Инноватика практической работы
научного сотрудника в школе. // School technologies. - М:
Школьные технологии - 2003. - №6. - с.52
-
Хабиным В.В. Положение о школьном
интеллектуальном марафоне.// Практика
административной работы в школе. - М: Сентябрь -
2002. - №1. - с.35
-
Кушко А.В. Научно-практические семинары в
системе методической работы школы по теме
“Организация научно-исследовательской
деятельности учащихся”.// Практика
административной работы в школе. - М: Сентябрь -
2002. - №1. - с.38 - 42
Приложение 1. “Стратегия исследования”
Тема исследования |
Противоречия |
Проблема |
Цель |
|
|
|
|
I. Общие данные об исследовании:
-
Тема
-
Общая характеристика места проведения
-
Общая характеристика участников
-
Тип исследования
II. Научный аппарат исследования:
-
Теоретическая основа (основы теории, основные
понятия)
-
Цель исследования
-
Гипотеза
-
Методы обработки данных
III. Организация исследования:
-
Материально-техническое обеспечение
-
Методическое обеспечение
-
Организационно-педагогическая подготовка
участников
-
Время проведения
-
Приложение (материалы)
Система методов исследования - это
упорядоченная совокупность операций, действий, с
помощью которых, в соответствии с поставленной
целью изучаются, источники исследования, из
которых добывается новое знание.
Филиппова Тамара Аркадьевна, учитель истории
Мартьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
{SL_links}
Вернуться назад
|