{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание > Формирование и развитие экологического сознания у учащихся
{LF_links}

Формирование и развитие экологического сознания у учащихся


13 декабря 2007. Разместил: lessons
Работа клуба "Эколог"
Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. В течение пяти лет в нашей школе параллельно курсу экологии работает клуб "Эколог". Главной задачей работы клуба является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии.
Пятый год как мы живём в двадцать первом веке, и мы вынуждены с определённым страхом подводить итоги прошедшего столетия. Человечество радуют стремительные шаги революций, переворотов в мировой науке и технике. Очень жаль, что на фоне этой динамики мы стали безразличны к постоянным авариям на заводах и нефтепроводах, к затонувшим танкерам и исчезновению многих видов растений и животных. Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки когда-нибудь сказали: “Жизнь на Земле заканчивается, остались считанные дни”. Поэтому наша задача воспитать то поколение, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкой нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несёт за собой необратимые экологические последствия.

Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. К настоящему времени опубликовано уже несколько учебников по экологии, много справочной литературы. Этого вполне достаточно чтобы учитель мог обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Экологические статьи в помощь учителю постоянно публикуют журналы “Биология в школе”, “География в школе”, “Химия в школе”. Однако, совершенно очевидно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы экскурсии в природу как в сохранившуюся в естественном состоянии, так и в разной степени преобразованную человеком, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия.

В течение пяти лет в нашей школе параллельно курсу экологии работает экологический клуб “Эколог”. У клуба имеется свой девиз и устав. Членами его могут быть школьники 5–11-х классов, изъявившие добровольное желание работать в клубе, проявившие интерес к экологии.

Главной задачей работы клуба “Эколог” является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии. Занятия членов клуба проводятся коллективно или индивидуально 1 раз в неделю.

За этот период ребята приняли участие в различных экологических мероприятиях (школьного, городского, областного уровней). В самом начале нашей работы определился главный принцип деятельности клуба – добровольное участие в ней детей. Этот принцип неукоснительно соблюдается.

Предлагая то или иное поручение, ту или иную тему, школьнику всегда задаем вопрос: “Ты хочешь сделать это?” или “Тебе интересен реферат на эту тему?” Мы считаем, что добровольное участие, важнейший принцип внеклассной работы. Он дает ребенку право выбора, в результате чего он может сказать: “Да, я выбираю сам”.

Работа учащихся в клубе ведётся по различным направлениям:

  • защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором, установка табличек в местах распространения охраняемых растений, муравейников);
  • улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора, укрепление склонов, расчистка леса от сушняка);
  • предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок с правилами поведения в лесу);
  • пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, публикация статей в газетах , проведение экологических марафонов);
  • сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок);
  • исследование природной среды (участие в школьной экологической олимпиаде, проведение исследований).

Последнее направление в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на высокий уровень. К этой работе можно привлечь учащихся старшей и средней возрастных групп.

Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

Ребята пишут рефераты, рисуют, фотографируют, проводят исследовательские работы. Весной в школе проходит экологическая неделя. К этой неделе проводятся конкурсы рисунков, плакатов (“Ель”, “День птиц”). Проходят экологические викторины. В середине учебного года проходит научно-практическая конференция, на которой читаются работы членов клуба. Лучшие работы предоставляются на городскую научно-практическую конференцию. Результативность школьных исследовательских работ может быть намного выше, если они проводятся в сотрудничестве со специалистами. В данном случае ребята поймут и почувствуют ответственность за проделанную работу и за ее результаты.

Особо следует сказать о работе с младшими школьниками. Первое время все замыкалось на беседах старших членов клуба с учениками начальных классов в основном по теме “Охраняемые растения Амурской области” с демонстрацией слайдов. Но уже два года младшая школа участвует в “Осенней ярмарке”, в конкурсах рисунков, проведен конкурс сочинений, стихов, экологических сказок.

Многое в работе клуба ложится на плечи старшеклассников. Без их помощи практически невозможно набрать группы учеников из средних классов. Помощь в проведении экскурсий в природу, в выполнение практических работ, написание рефератов – все это забота старших членов клуба.

За время работы клуба “Эколог” были написаны исследовательские работы:

  1. Экологический паспорт школы.
  2. Загрязнение вод и нарушение режима стока.
  3. Экология автомобильного транспорта.
  4. Лесные ресурсы, их использование, воспроизводство и охрана.
  5. Космодром “Свободный”. Экологические проблемы.
  6. Создание школьного натургартена (проект).

Участие школьников в исследовательской работе играет очень важную роль. Занятия проходят в форме курсов лекций по различным разделам экологии. Теоретические занятия учат школьников ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяют знания о жизни растений, о жизни и поведении животных, способах приёмах их изучения и охраны, о взаимосвязи живых организмов с природной средой.

На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности, отводится от одного до трёх занятий. Некоторые курсы проходят в форме семинара. Готовясь к ним, члены клуба заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его. А на заседаниях остается лишь кратко рассказать о сути изученного вопроса и остановиться на более трудных и непонятных его пунктах, которые становятся предметом дискуссий.

Так же проводятся лабораторные занятия, которые являются большей частью важнейшим дополнением к теоретическим курсам. Основное их количество отведено на определение различных групп растений и животных. Эти занятия завершают теоретический курс. Определение сопровождается зарисовкой объектов и их наиболее важных систематических признаков, причём художественное качество рисунка значения не имеет.

Встречи в клубе “Эколог” помогают школьникам подобрать методики работ, найти наилучший вариант обработки собранного материала и полученных наблюдений, и информируют об увиденном всех участников клуба. В обсуждении принимают участие все участники клуба, это способствует развитию чувства товарищества, коллективизма. Представленные формы работы отражают структуру клуба “Эколог”, которая представляет собой следующий вид:

  1. Начальная группа. В ней объединяются школьники 5–6-х классов. Основная задача такой группы – выявление наиболее интересующихся и способных школьников для их дальнейшей подготовки.
  2. Подготовительная группа. Школьники, занимающиеся в этой группе, получают на дом методические разработки с кратким объяснением темы и вопросами к ней. Они готовят письменные ответы на предложенные вопросы, один раз в месяц собираются для обсуждения выполненного задания. Школьники, выполнившие задания зачисляются в следующую группу.
  3. Стажерская группа. Она объединяет группы 7–9-х классов и организована для подготовки их к вступлению в основной состав клуба. Школьники готовят рефераты по литературе, начинают проводить небольшие исследовательские работы.
  4. Основной состав. Занимающиеся в этой группе выбирают интересующую тему и работают над ней в течении года или двух лет, с которой выступают на научно-практических конференциях.

Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на трёх китах: добровольности, заинтересованности ребят и на энтузиазме руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому руководитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья, только тогда успех работе будет обеспечен.

Приложение

Отчёт клуба “Эколог”

Члены клуба организовали и провели:

  • конкурс “По страницам Красной книги”, где ребята показали хорошие знания о растениях и животных, занесённых в Красную книгу России и Амурской области;
  • акция “Озелени свой класс”, в которой приняли участие все классы;
  • операция “Ель”, где с помощью листовок, плакатов, стихов и сказок ребята встали на защиту хвойных деревьев;
  • 29 учащихся приняли участие в школьной экологической олимпиаде, из них 10 человек заняли призовые места;
  • изучение показателей здоровья человека;
  • конкурс рисунков и плакатов среди 5–7-х классов “Береги птиц”;
  • День Земли, в программе которого 5–7-х кл. приняли участие в конкурсе “Юный пожарный”, где показали свои знания и умения при тушении пожара;
  • экологический рейд и субботник в защиту окружающей среды, конкурс экологических проектов и плакатов “Что я могу сделать для экологического благополучия моего города?”;
  • приняли участие в городской научно-практической конференции, Ляшенко Евгения заняла первое место “Экология почв”, третье место Хорошавина Ольга “Загрязнение реки Пёра”;
  • разработали анкету социального опроса об отношении к природе.

Ходырева Галина Викторовна, учитель географии



{SL_links}

Вернуться назад