Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание > Формирование и развитие экологического сознания у учащихся Формирование и развитие экологического сознания у учащихся13 декабря 2007. Разместил: lessons |
Работа клуба "Эколог"
Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. В течение пяти лет в нашей школе параллельно курсу экологии работает клуб "Эколог". Главной задачей работы клуба является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии.Пятый год как мы живём в двадцать первом веке, и мы вынуждены с определённым страхом подводить итоги прошедшего столетия. Человечество радуют стремительные шаги революций, переворотов в мировой науке и технике. Очень жаль, что на фоне этой динамики мы стали безразличны к постоянным авариям на заводах и нефтепроводах, к затонувшим танкерам и исчезновению многих видов растений и животных. Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки когда-нибудь сказали: “Жизнь на Земле заканчивается, остались считанные дни”. Поэтому наша задача воспитать то поколение, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкой нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несёт за собой необратимые экологические последствия. Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. К настоящему времени опубликовано уже несколько учебников по экологии, много справочной литературы. Этого вполне достаточно чтобы учитель мог обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Экологические статьи в помощь учителю постоянно публикуют журналы “Биология в школе”, “География в школе”, “Химия в школе”. Однако, совершенно очевидно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы экскурсии в природу как в сохранившуюся в естественном состоянии, так и в разной степени преобразованную человеком, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия. В течение пяти лет в нашей школе параллельно курсу экологии работает экологический клуб “Эколог”. У клуба имеется свой девиз и устав. Членами его могут быть школьники 5–11-х классов, изъявившие добровольное желание работать в клубе, проявившие интерес к экологии. Главной задачей работы клуба “Эколог” является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии. Занятия членов клуба проводятся коллективно или индивидуально 1 раз в неделю. За этот период ребята приняли участие в различных экологических мероприятиях (школьного, городского, областного уровней). В самом начале нашей работы определился главный принцип деятельности клуба – добровольное участие в ней детей. Этот принцип неукоснительно соблюдается. Предлагая то или иное поручение, ту или иную тему, школьнику всегда задаем вопрос: “Ты хочешь сделать это?” или “Тебе интересен реферат на эту тему?” Мы считаем, что добровольное участие, важнейший принцип внеклассной работы. Он дает ребенку право выбора, в результате чего он может сказать: “Да, я выбираю сам”. Работа учащихся в клубе ведётся по различным направлениям:
Последнее направление в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на высокий уровень. К этой работе можно привлечь учащихся старшей и средней возрастных групп. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Ребята пишут рефераты, рисуют, фотографируют, проводят исследовательские работы. Весной в школе проходит экологическая неделя. К этой неделе проводятся конкурсы рисунков, плакатов (“Ель”, “День птиц”). Проходят экологические викторины. В середине учебного года проходит научно-практическая конференция, на которой читаются работы членов клуба. Лучшие работы предоставляются на городскую научно-практическую конференцию. Результативность школьных исследовательских работ может быть намного выше, если они проводятся в сотрудничестве со специалистами. В данном случае ребята поймут и почувствуют ответственность за проделанную работу и за ее результаты. Особо следует сказать о работе с младшими школьниками. Первое время все замыкалось на беседах старших членов клуба с учениками начальных классов в основном по теме “Охраняемые растения Амурской области” с демонстрацией слайдов. Но уже два года младшая школа участвует в “Осенней ярмарке”, в конкурсах рисунков, проведен конкурс сочинений, стихов, экологических сказок. Многое в работе клуба ложится на плечи старшеклассников. Без их помощи практически невозможно набрать группы учеников из средних классов. Помощь в проведении экскурсий в природу, в выполнение практических работ, написание рефератов – все это забота старших членов клуба. За время работы клуба “Эколог” были написаны исследовательские работы:
Участие школьников в исследовательской работе играет очень важную роль. Занятия проходят в форме курсов лекций по различным разделам экологии. Теоретические занятия учат школьников ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяют знания о жизни растений, о жизни и поведении животных, способах приёмах их изучения и охраны, о взаимосвязи живых организмов с природной средой. На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности, отводится от одного до трёх занятий. Некоторые курсы проходят в форме семинара. Готовясь к ним, члены клуба заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его. А на заседаниях остается лишь кратко рассказать о сути изученного вопроса и остановиться на более трудных и непонятных его пунктах, которые становятся предметом дискуссий. Так же проводятся лабораторные занятия, которые являются большей частью важнейшим дополнением к теоретическим курсам. Основное их количество отведено на определение различных групп растений и животных. Эти занятия завершают теоретический курс. Определение сопровождается зарисовкой объектов и их наиболее важных систематических признаков, причём художественное качество рисунка значения не имеет. Встречи в клубе “Эколог” помогают школьникам подобрать методики работ, найти наилучший вариант обработки собранного материала и полученных наблюдений, и информируют об увиденном всех участников клуба. В обсуждении принимают участие все участники клуба, это способствует развитию чувства товарищества, коллективизма. Представленные формы работы отражают структуру клуба “Эколог”, которая представляет собой следующий вид:
Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на трёх китах: добровольности, заинтересованности ребят и на энтузиазме руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому руководитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья, только тогда успех работе будет обеспечен. Приложение Отчёт клуба “Эколог”Члены клуба организовали и провели:
Ходырева Галина Викторовна, учитель географии Вернуться назад |