Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Экологизация стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. К настоящему времени опубликовано уже несколько учебников по экологии, много справочной литературы. Этого вполне достаточно чтобы учитель мог обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Экологические статьи в помощь учителю постоянно публикуют журналы “Биология в школе”, “География в школе”, “Химия в школе”. Однако, совершенно очевидно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы экскурсии в природу как в сохранившуюся в естественном состоянии, так и в разной степени преобразованную человеком, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия.
В течение пяти лет в нашей школе параллельно курсу экологии работает экологический клуб “Эколог”. У клуба имеется свой девиз и устав. Членами его могут быть школьники 5–11-х классов, изъявившие добровольное желание работать в клубе, проявившие интерес к экологии.
Главной задачей работы клуба “Эколог” является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе углубленного изучения экологии. Занятия членов клуба проводятся коллективно или индивидуально 1 раз в неделю.
За этот период ребята приняли участие в различных экологических мероприятиях (школьного, городского, областного уровней). В самом начале нашей работы определился главный принцип деятельности клуба – добровольное участие в ней детей. Этот принцип неукоснительно соблюдается.
Предлагая то или иное поручение, ту или иную тему, школьнику всегда задаем вопрос: “Ты хочешь сделать это?” или “Тебе интересен реферат на эту тему?” Мы считаем, что добровольное участие, важнейший принцип внеклассной работы. Он дает ребенку право выбора, в результате чего он может сказать: “Да, я выбираю сам”.
Работа учащихся в клубе ведётся по различным направлениям:
Последнее направление в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на высокий уровень. К этой работе можно привлечь учащихся старшей и средней возрастных групп.
Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Ребята пишут рефераты, рисуют, фотографируют, проводят исследовательские работы. Весной в школе проходит экологическая неделя. К этой неделе проводятся конкурсы рисунков, плакатов (“Ель”, “День птиц”). Проходят экологические викторины. В середине учебного года проходит научно-практическая конференция, на которой читаются работы членов клуба. Лучшие работы предоставляются на городскую научно-практическую конференцию. Результативность школьных исследовательских работ может быть намного выше, если они проводятся в сотрудничестве со специалистами. В данном случае ребята поймут и почувствуют ответственность за проделанную работу и за ее результаты.
Особо следует сказать о работе с младшими школьниками. Первое время все замыкалось на беседах старших членов клуба с учениками начальных классов в основном по теме “Охраняемые растения Амурской области” с демонстрацией слайдов. Но уже два года младшая школа участвует в “Осенней ярмарке”, в конкурсах рисунков, проведен конкурс сочинений, стихов, экологических сказок.
Многое в работе клуба ложится на плечи старшеклассников. Без их помощи практически невозможно набрать группы учеников из средних классов. Помощь в проведении экскурсий в природу, в выполнение практических работ, написание рефератов – все это забота старших членов клуба.
За время работы клуба “Эколог” были написаны исследовательские работы:
Участие школьников в исследовательской работе играет очень важную роль. Занятия проходят в форме курсов лекций по различным разделам экологии. Теоретические занятия учат школьников ориентироваться в мире живой и неживой природы, расширяют знания о жизни растений, о жизни и поведении животных, способах приёмах их изучения и охраны, о взаимосвязи живых организмов с природной средой.
На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности, отводится от одного до трёх занятий. Некоторые курсы проходят в форме семинара. Готовясь к ним, члены клуба заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его. А на заседаниях остается лишь кратко рассказать о сути изученного вопроса и остановиться на более трудных и непонятных его пунктах, которые становятся предметом дискуссий.
Так же проводятся лабораторные занятия, которые являются большей частью важнейшим дополнением к теоретическим курсам. Основное их количество отведено на определение различных групп растений и животных. Эти занятия завершают теоретический курс. Определение сопровождается зарисовкой объектов и их наиболее важных систематических признаков, причём художественное качество рисунка значения не имеет.
Встречи в клубе “Эколог” помогают школьникам подобрать методики работ, найти наилучший вариант обработки собранного материала и полученных наблюдений, и информируют об увиденном всех участников клуба. В обсуждении принимают участие все участники клуба, это способствует развитию чувства товарищества, коллективизма. Представленные формы работы отражают структуру клуба “Эколог”, которая представляет собой следующий вид:
Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на трёх китах: добровольности, заинтересованности ребят и на энтузиазме руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому руководитель должен прежде всего сам осознать важность охраны природы, здоровья, только тогда успех работе будет обеспечен.
Приложение
Члены клуба организовали и провели:
,