mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    10
    янв
    Добро и зло вокруг нас
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию
    Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры. Ввести младших школьников в круг этих ценностей может помочь работа по разъяснению некоторых библейских легенд и заповедей христианской морали, которые раскроют перед детьми понятия истинной Красоты и Любви, правду о человеке, сказанную с высших позиций Добра и Зла. Это также будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учеников.
    Цели:

    1. Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
    2. Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
    3. Освоение содержания заповедей христианской морали.

    Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по которым мы живем.

    – Давайте начнем сегодняшний разговор о добре и зле в нашей жизни с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день.

    (Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе).

    – А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?

    – Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть?

    (Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам).

    Знакомство с Библией, Детской библией

    – Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).

    – Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства, Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?

    – А вот “Детская библия” (показ книги). Она подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.

    “Мудрый царь Соломон”.

    “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.

    – Которая же из них была матерью? (Выслушать высказывания детей).

    – Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

    Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни

    – Дома вы тоже написали коротенькие рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.

    Прочитайте их.

    Заслушиваются работы детей:

    Новый год
    (Иванов Кирилл)

    Все люди очень любят праздники. Я тоже их люблю, особенно Новый год. Однажды, когда я был еще маленьким, ко мне и моему брату приходил Дед Мороз. Он принес нам гостинцы, а мне подарили маленькую машинку, о которой я мечтал. Это был самый хороший Новый год.

    ***
    (Дука Ирина)

    Была зима. Я жила с папой, мамой и братом в поселке Печенга. У меня дома не было никого из животных. Я с братом гуляла, когда мы увидели маму. У нее в руках было что-то беленькое. Это была маленькая киска. Мы назвали ее Ника. С тех пор она живет у нас, ей уже 3,5 года. Мы ее все очень любим и заботимся о ней, хотя она такая шалунья! Это самое счастливое событие в моей жизни!

    Капля доброты
    (Никифорова Наташа)

    Летом я гостила у бабушки в деревне. Однажды мы с подругой Катей пошли купаться на Сухону. На берегу сидели мальчишки и громко смеялись. Мы подошли и увидели, что они пытаются утопить котенка. Маленький пушистый комочек мяукал и дрожал от страха. Катя попросила мальчишек отдать нам котенка в обмен на спасательный жилет. Они согласились. Мы взяли котенка и отнесли бабушке. За лето он подрос и стал красивым пушистым котом. Ребята, не обижайте животных! Они такие беззащитные! Подарите им каплю своей доброты!

    Мой добрый поступок
    (Григорова Юля)

    Однажды я с папой пошла в сберкассу. Там было очень много народу. Люди стояли в очереди, чтобы получить деньги. Вдруг я увидела, что одна женщина, доставая кошелек, выронила бумажные деньги и не заметила этого. Я подошла, подняла их и отдала ей. Она очень удивилась и поблагодарила меня. Потом я несколько раз встречала ее в поселке, и она помнила мой добрый поступок.

    Добрый доктор
    (Павлов Вадим)

    На Севере дети часто болеют. У нас в поселке есть детский доктор. Ее зовут Тамара Васильевна. Она лечит детей от многих болезней. Я тоже был ее пациентом. Врач вылечила меня не только лекарством, но и своими добрыми словами. Вот как здорово, что есть такие добрые врачи!

    ***
    (Формова Кристя)

    Когда я была маленькая, я увидела у соседей кошку, которая поймала птичку. Я кинула палку в кошку. Кошка выпустила птичку, а я спасла жизнь воробью.

    ***
    (Логвин Ваня)

    В моей школьной жизни случилось нечто ужасное. На продленке украли полдник. Нам было неприятно. Мы все остались голодные, и я не хотел бы, чтобы это произошло опять.

    Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями

    – Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.

    Нравственные законы

    Разъяснение

    – почитай отца твоего и матерь твою
    – не убей
    – не укради
    – не произноси ложного свидетельства на своего друга
    – жизнь человеческая неприкосновенна; эта заповедь оберегает жизнь любого человека
    – мы обязаны уважать своих родителей
    – никто не имеет право брать то, что принадлежит другому
    – люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе

    Знакомство с “добрыми” и “злыми” рисунками детей

    (Рисунки открываются поочередно, выслушиваются комментарии учащихся).

    Учитель делает “качественный” анализ рисунков и анализ их “количественного” состава:

    – “Добрых” рисунков оказалось гораздо больше, чем “злых”. (Это показатель психологического здоровья класса). Содержанием “добрых” рисунков является нечто “красивое”: мама, любимые животные, надежный друг, цветы, появление на свет малыша и т.д. Содержанием “злого” рисунка явился волк-хищник, хитрый убийца.

    В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

    Вывод. Итог

    – А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни?

    (Выслушать ответы детей. При затруднении предложить разрешить ситуацию:

    – Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?)

    Сформулировать вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека.

    Материал для учителя

    Человеческое общество может существовать лишь до тех пор, пока оно подчиняется общепринятым законам или правилам и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному произволу. Проблемы и разногласия в обществе неизбежны, и для того, чтобы предохранить его от распада, должны соблюдаться определенные ограничения и правила. Общество формирует эталон (образец), позволяющий судить о добродетелях (добре) и пороках (зле), о созидании и разрушении, о хороших и дурных поступках. Любое сообщество людей жизнеспособно лишь потому, что в нем в большей или меньшей степени достигнуто согласие подчиняться единым законам (правилам).

    Литература

    1. Детская Библия.
    2. “Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.
    3. Введение в христианскую этику. Часть 1. Становление нравственной личности. Триада. Москва. 1997.

    Шкаруба Ирина Альбертовна, учитель начальных классов


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 12885
    Комментариев: 2
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №2
    надежда




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 13 июня 2010 11:10

    Интересные темы!

    №1
    Ben Aflekk




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 12 мая 2008 21:52

    Очень интересно спаисбо статсья отменная
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.