mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    29
    фев
    "К родным истокам", "Здоровый мир", "Труд - основа жизни"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Совершенствование внеклассной воспитательной работы в детском доме
    Воспитательная работа с детьми-сиротами должна иметь повышенный развивающий потенциал. Для компенсации недостатков развития депривированных в раннем детстве детей, необходимо проводить специальную профилактико-коррекционную работу, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных и профессиональных возможностей.
    Содержание работы в детском доме в корне отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своих специфических особенностей, определяемых контингентом воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лишение родительского попечения оказало жестокое воздействие на становление личности каждого нашего воспитанника.

    Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития депривированных в раннем детстве детей, необходимо проводить специальную профилактико-коррекционную работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они, по возможности, не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных и профессиональных возможностей. На сегодня наиболее оправданным, на наш взгляд, является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества. Мы считаем, что выпускник детского дома должен обладать широкой эрудицией, креативностью, позитивной самооценкой, сформированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности: Здоровье (физическое и психическое), Отчизна, Культура – как материальное и духовное наследие цивилизации, Творчество – как один из видов деятельности, Труд – умственный и физический, как основа всей цивилизации, как источник всех ценностей на земле, Семья – как основа общества.

    Исходя из этого, мы создали модель воспитанника - выпускника детского дома. Поскольку типовых программ воспитательной работы для сиротских учреждений, каким является наш детский дом, не имеется, педагогический коллектив пришел к выводу, что для того, чтобы выпускники нашего учреждения соответствовали этой модели, нам необходимо дифференцировать свои усилия на трех проектах, которые предложены педагогами детского дома: “К родным истокам”, “Труд – основа жизни”, “Здоровый мир”.

    "К родным истокам"

    Авторы:

    Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
    Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
    Тарасова Л.В. (музыкальный руководитель)

    Цели:

    разностороннее развитие личности воспитанника детского дома средствами музыкального, художественного, прикладного искусства;
    восстановление и развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде;
    формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре;
    воспитание у воспитанников детского дома любви к своему родному краю, уважения к людям, живущим рядом, труду через различные виды творческой деятельности детей.

    Задачи:

    воспитание музыкальной, художественной культуры воспитанников как необходимой части духовной культуры, включающей в себя:

    нравственно-эстетические чувства и убеждения, вкусы и потребности;
    необходимые знания, умения и навыки (восприятие, исполнение).
    создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания;
    профессиональная ориентация воспитанников детского дома, подготовка их к специальному профессиональному образованию.

    Основные направления:

    Музыкально-эстетическое развитие, формирование творческого восприятия детьми большого музыкального искусства: слушание музыки, вокал (ансамблевое, хоровое, сольное пение), изучение музыкальной грамоты (обучение воспитанников на отделении духовых инструментов в ДШИ), игра на различных инструментах, коллективное хоровое и народно-инструментальное исполнение, изучение творчества композиторов-классиков.

    Использование элементов драматизации: музыкальные сказки, мини-спектакли, хореографические композиции, изучение обрядовой культуры (обряды и обычаи на Руси и в нашей области, устное народное творчество, частушки, календарные, исторические, хороводные, плясовые, игровые, колыбельные, трудовые, лирические песни Астраханской области), фольклорные гуляния (календарно-обрядовые праздники, ярмарки).

    Художественно-эстетическое развитие, формирование художественных навыков и пространственного мышления: изобразительное искусство воспитанников (рисунок, аппликация, графика, академическая живопись, академический рисунок, академическая композиция и т.д.), изучение основ художественного ремесла, истории изобразительных искусств (обучение воспитанников на художественном отделении в ДШИ), изучение творчества художников г.Астрахани и области, знакомство с местными художниками и их работами, выставка детских работ.

    Прикладное искусство, художественный труд: изучение народных промыслов Астраханской области, народов Российской Федерации, работа с природным материалом, работа в "творческой мастерской", изготовление изделий народных промыслов.

    Туризм и краеведение: обучение туристическим навыкам: основы туристической подготовки, топография, ориентирование, доврачебная помощь, познание своей Родины, краеведческая исследовательская работа: изучение географии, истории родного края, путешествия, экскурсии, походы, поисковая работа; физическое воспитание средствами туризма и краеведения.

    Ожидаемый результат: Развитие чувства прекрасного, любовь и интерес к культуре, умение соблюдать нравственные человеческие нормы.

    Осознание воспитанниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить самостоятельную жизнь достойного человека.

    Знание истории родного края, чувство любви и уважения к малой родине.

    Воспитание творческой личности, способной к самоуправлению, самореализации во всех сферах жизнедеятельности.

    Умение найти свое место в творчестве. Развитие творческих способностей каждого ребенка.

    Готовность к профессиональному самоопределению.

    "Труд – основа жизни"

    Авторы:

    Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
    Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
    Трещева С.Я. (воспитатель)

    Цели:

    формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага;
    овладение базовыми трудовыми навыками;
    воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).

    Задачи:

    создание условий для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества;
    рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников. Приобщение их к активному участию в трудовой деятельности;
    воспитание трудолюбия, гражданской зрелости, а также развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, стремления к разумному риску и порядочности;
    подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
    подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде;
    создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.

    Основные направления:

    Профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни:

    "Я выбираю профессию" (программа психолога), экскурсии на производства, встречи с людьми различных профессий, ярмарки профессий, профдиагностика.

    Изучение основ трудовой деятельности. Реализация воспитательных программ:

    "Трудовое и экономическое воспитание" 4–9 класс, "Обслуживающий труд" 1–4 класс, "Сельскохозяйственный труд" 8–10 класс, "Основы швейного дела".

    Овладение трудовыми навыками: труд по самообслуживанию, труд на участках двора;
    художественный труд (в Творческой мастерской), производительный труд (работа в трудовом отряде в летнее время), основы домоводства.

    Практика: работа в летнее время в крестьянских хозяйствах, выращивание сельскохозяйственной продукции. Уборка урожая (с 14 лет).

    Ожидаемый результат:

    широкая информированность воспитанников о разнообразных профессиях, ситуации на рынке труда, региональных потребностях в кадрах;
    осведомленность о мире труда, значимости различных профессий;
    высокий сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека и трудовой активности;
    знание важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека;
    реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности;
    готовность к обучению в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

    "Здоровый мир"

    Авторы:

    Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
    Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
    Самарина Л.Я. (воспитатель)

    Цели:

    поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников детского дома;
    создание наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Задачи:

    популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора воспитанников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма;
    увеличение количества взросло-детских объединений спортивной направленности, привлечение воспитанников к занятиям в таких объединениях;
    разработка и внедрение в жизнь системы "выращивания" воспитанников, показывающих высокие спортивные результаты;
    воспитание у детей патриотизма по отношению к детскому дому, Астраханскому краю, России;
    повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
    развитие системы туристической, экскурсионной работы в детском доме.

    Основные направления:

    Туризм как спорт и вид активного отдыха детей и взрослых: обучение жизненным навыкам в природной среде (туристско-бытовые навыки, топография и ориентирование, основы гигиены и доврачебная помощь), "Экологическая тропа" (походы, прогулки в природу, экскурсии), организация дней здоровья, краеведческая работа, поисковая деятельность, участие в районных спортивно-краеведческих соревнованиях, организация отдыха в палаточном лагере в каникулярное время.

    Соревнования и спортивные праздники: спортивные турниры по различным видам спорта, спортивные праздники, посвященные знаменательным датам, событиям, товарищеские встречи по разным видам спорта, участие в сельских районных спортивных соревнованиях, участие в районной спартакиаде работников образования.

    Формирование у детей позиции признания ценностей здоровья: реализация подпрограммы "Охрана здоровья. Физическое и сексуальное воспитание", работа кружков, объединений, секций; развитие навыка самообслуживания, формирование умения противостоять вредному влиянию, формирование умения ориентироваться в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, как своего, так и окружающих, беседы, лекции, встречи с интересными людьми.

    Коррекционная направленность: развитие физических, психофизических и интеллектуальных возможностей детей, развитие двигательных навыков и качеств: силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости, ловкости, быстроты реакции, вестибулярной устойчивости, развитие мелкой моторики рук, мышц глаз, языка, развитие внимания, восприятия, речи, развитие чувства темпа и ритма, координации движения, коррекция нарушений осанки, зрения, дыхания.

    Ожидаемый результат:

    овладение основами физической культуры, а именно крепким здоровьем, хорошим физическим развитием;
    овладение необходимыми навыками в области физической культуры и спорта;
    воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
    воспитание нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

    Критерии оценки:

    снижение заболеваемости детей;
    рост физических качеств у детей, улучшение эмоционального климата психических процессов и свойств личности;
    количество призовых мест, занимаемых спортивной командой детского дома в районных смотрах, соревнованиях.

    Описанные выше проекты включают в себя подпрограммы:

    “К родным истокам”

     

    “Труд - основа жизни”

     

    “Здоровый мир”

    "Формирование основ гражданского самосознания"

    "Правовая культура"

    "Патриотическое воспитание через изучение народной культуры"

    "Сказка ложь, да в ней намек"

    "Малая родина - край Астраханский"

    "Астраханский край в литературе и фольклоре"


    "Трудовое воспитание и профориентация"

    "Экономическое воспитание"

    "Декоративно-прикладное искусство"

    "Обслуживающий труд"

    "Сельскохозяйственный труд - основы овощеводства"

    "Я выбираю профессию"


    "Охрана здоровья. Физическое и сексуальное воспитание"

    "Мир человека"

    "Интеллектуальная культура"

    "Основы этической культуры"

    "Развитие основ творческого мышления и воображения"

    "Лечебно профилактическая работа"

    Работа спортивных секций, тренажерный зал.



    Кружки



    "Берегиня"

    "Чудо-кружево"

    "Волшебный лоскут"


    "Учись шить"

    "Народное творчество и художественный труд"

    "Вязаные игрушки"

    "Кулинария"

    "Умелые ручки"

    "Мой компьютер"


    "Туризм и краеведение"

    "Здоровый образ жизни"

    "Клуб мудрецов"

    "Секреты орфографии"

    Заключение

    Для системной, целенаправленной работы каждый из воспитателей выбрал конкретное направление (подпрограмму). В целях повышения творческой активности педагогов, поиска, эффективных педагогических технологий, совершенствования содержания воспитательной работы методический совет детского дома проводит конкурс авторских воспитательных программ. В основном все программы, по которым работают педагоги составлены ими самими, апробируются на практике в течение 3-х лет. Сравнивая результаты первичной и последующих диагностик, можно увидеть положительную динамику в развитии детей.


    Каширская Татьяна Андреевна, замдиректора по учебно-воспитательной работе,
    ГОУ для детей-сирот, с. Сасыколи


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7967
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.