Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития депривированных в раннем детстве детей, необходимо проводить специальную профилактико-коррекционную работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они, по возможности, не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных и профессиональных возможностей. На сегодня наиболее оправданным, на наш взгляд, является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества. Мы считаем, что выпускник детского дома должен обладать широкой эрудицией, креативностью, позитивной самооценкой, сформированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности: Здоровье (физическое и психическое), Отчизна, Культура – как материальное и духовное наследие цивилизации, Творчество – как один из видов деятельности, Труд – умственный и физический, как основа всей цивилизации, как источник всех ценностей на земле, Семья – как основа общества.
Исходя из этого, мы создали модель воспитанника - выпускника детского дома. Поскольку типовых программ воспитательной работы для сиротских учреждений, каким является наш детский дом, не имеется, педагогический коллектив пришел к выводу, что для того, чтобы выпускники нашего учреждения соответствовали этой модели, нам необходимо дифференцировать свои усилия на трех проектах, которые предложены педагогами детского дома: “К родным истокам”, “Труд – основа жизни”, “Здоровый мир”.
"К родным истокам"
Авторы:
Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Тарасова Л.В. (музыкальный руководитель)
Цели:
разностороннее развитие личности воспитанника детского дома средствами музыкального, художественного, прикладного искусства;
восстановление и развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде;
формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре;
воспитание у воспитанников детского дома любви к своему родному краю, уважения к людям, живущим рядом, труду через различные виды творческой деятельности детей.
Задачи:
воспитание музыкальной, художественной культуры воспитанников как необходимой части духовной культуры, включающей в себя:
нравственно-эстетические чувства и убеждения, вкусы и потребности;
необходимые знания, умения и навыки (восприятие, исполнение).
создание условий для максимального развития творческого потенциала каждого ребенка на основе его индивидуальности в процессе обучения и воспитания;
профессиональная ориентация воспитанников детского дома, подготовка их к специальному профессиональному образованию.
Основные направления:
Музыкально-эстетическое развитие, формирование творческого восприятия детьми большого музыкального искусства: слушание музыки, вокал (ансамблевое, хоровое, сольное пение), изучение музыкальной грамоты (обучение воспитанников на отделении духовых инструментов в ДШИ), игра на различных инструментах, коллективное хоровое и народно-инструментальное исполнение, изучение творчества композиторов-классиков.
Использование элементов драматизации: музыкальные сказки, мини-спектакли, хореографические композиции, изучение обрядовой культуры (обряды и обычаи на Руси и в нашей области, устное народное творчество, частушки, календарные, исторические, хороводные, плясовые, игровые, колыбельные, трудовые, лирические песни Астраханской области), фольклорные гуляния (календарно-обрядовые праздники, ярмарки).
Художественно-эстетическое развитие, формирование художественных навыков и пространственного мышления: изобразительное искусство воспитанников (рисунок, аппликация, графика, академическая живопись, академический рисунок, академическая композиция и т.д.), изучение основ художественного ремесла, истории изобразительных искусств (обучение воспитанников на художественном отделении в ДШИ), изучение творчества художников г.Астрахани и области, знакомство с местными художниками и их работами, выставка детских работ.
Прикладное искусство, художественный труд: изучение народных промыслов Астраханской области, народов Российской Федерации, работа с природным материалом, работа в "творческой мастерской", изготовление изделий народных промыслов.
Туризм и краеведение: обучение туристическим навыкам: основы туристической подготовки, топография, ориентирование, доврачебная помощь, познание своей Родины, краеведческая исследовательская работа: изучение географии, истории родного края, путешествия, экскурсии, походы, поисковая работа; физическое воспитание средствами туризма и краеведения.
Ожидаемый результат: Развитие чувства прекрасного, любовь и интерес к культуре, умение соблюдать нравственные человеческие нормы.
Осознание воспитанниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить самостоятельную жизнь достойного человека.
Знание истории родного края, чувство любви и уважения к малой родине.
Воспитание творческой личности, способной к самоуправлению, самореализации во всех сферах жизнедеятельности.
Умение найти свое место в творчестве. Развитие творческих способностей каждого ребенка.
Готовность к профессиональному самоопределению.
"Труд – основа жизни"
Авторы:
Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Трещева С.Я. (воспитатель)
Цели:
формирование понимания того, что труд – основа всей жизни, трудом созданы все материальные и духовные блага;
овладение базовыми трудовыми навыками;
воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры).
Задачи:
создание условий для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества;
рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников. Приобщение их к активному участию в трудовой деятельности;
воспитание трудолюбия, гражданской зрелости, а также развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, стремления к разумному риску и порядочности;
подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде;
создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.
Основные направления:
Профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни:
"Я выбираю профессию" (программа психолога), экскурсии на производства, встречи с людьми различных профессий, ярмарки профессий, профдиагностика.
Изучение основ трудовой деятельности. Реализация воспитательных программ:
"Трудовое и экономическое воспитание" 4–9 класс, "Обслуживающий труд" 1–4 класс, "Сельскохозяйственный труд" 8–10 класс, "Основы швейного дела".
Овладение трудовыми навыками: труд по
самообслуживанию, труд на участках двора;
художественный труд (в Творческой мастерской),
производительный труд (работа в трудовом отряде
в летнее время), основы домоводства.
Практика: работа в летнее время в крестьянских хозяйствах, выращивание сельскохозяйственной продукции. Уборка урожая (с 14 лет).
Ожидаемый результат:
широкая информированность воспитанников о разнообразных профессиях, ситуации на рынке труда, региональных потребностях в кадрах;
осведомленность о мире труда, значимости различных профессий;
высокий сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека и трудовой активности;
знание важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека;
реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности;
готовность к обучению в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
"Здоровый мир"
Авторы:
Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Самарина Л.Я. (воспитатель)
Цели:
поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников детского дома;
создание наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора воспитанников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма;
увеличение количества взросло-детских объединений спортивной направленности, привлечение воспитанников к занятиям в таких объединениях;
разработка и внедрение в жизнь системы "выращивания" воспитанников, показывающих высокие спортивные результаты;
воспитание у детей патриотизма по отношению к детскому дому, Астраханскому краю, России;
повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
развитие системы туристической, экскурсионной работы в детском доме.
Основные направления:
Туризм как спорт и вид активного отдыха детей и взрослых: обучение жизненным навыкам в природной среде (туристско-бытовые навыки, топография и ориентирование, основы гигиены и доврачебная помощь), "Экологическая тропа" (походы, прогулки в природу, экскурсии), организация дней здоровья, краеведческая работа, поисковая деятельность, участие в районных спортивно-краеведческих соревнованиях, организация отдыха в палаточном лагере в каникулярное время.
Соревнования и спортивные праздники: спортивные турниры по различным видам спорта, спортивные праздники, посвященные знаменательным датам, событиям, товарищеские встречи по разным видам спорта, участие в сельских районных спортивных соревнованиях, участие в районной спартакиаде работников образования.
Формирование у детей позиции признания ценностей здоровья: реализация подпрограммы "Охрана здоровья. Физическое и сексуальное воспитание", работа кружков, объединений, секций; развитие навыка самообслуживания, формирование умения противостоять вредному влиянию, формирование умения ориентироваться в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, как своего, так и окружающих, беседы, лекции, встречи с интересными людьми.
Коррекционная направленность: развитие физических, психофизических и интеллектуальных возможностей детей, развитие двигательных навыков и качеств: силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости, ловкости, быстроты реакции, вестибулярной устойчивости, развитие мелкой моторики рук, мышц глаз, языка, развитие внимания, восприятия, речи, развитие чувства темпа и ритма, координации движения, коррекция нарушений осанки, зрения, дыхания.
Ожидаемый результат:
овладение основами физической культуры, а именно крепким здоровьем, хорошим физическим развитием;
овладение необходимыми навыками в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
воспитание нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Критерии оценки:
снижение заболеваемости детей;
рост физических качеств у детей, улучшение эмоционального климата психических процессов и свойств личности;
количество призовых мест, занимаемых спортивной командой детского дома в районных смотрах, соревнованиях.
Описанные выше проекты включают в себя подпрограммы:
“К родным истокам” |
“Труд - основа жизни” |
“Здоровый мир” |
||
"Формирование основ гражданского самосознания" "Правовая культура" "Патриотическое воспитание через изучение народной культуры" "Сказка ложь, да в ней намек" "Малая родина - край Астраханский" "Астраханский край в литературе и фольклоре" |
|
"Трудовое воспитание и профориентация" "Экономическое воспитание" "Декоративно-прикладное искусство" "Обслуживающий труд" "Сельскохозяйственный труд - основы овощеводства" "Я выбираю профессию" |
|
"Охрана здоровья. Физическое и сексуальное воспитание" "Мир человека" "Интеллектуальная культура" "Основы этической культуры" "Развитие основ творческого мышления и воображения" "Лечебно профилактическая работа" Работа спортивных секций, тренажерный зал. |
|
|
Кружки |
|
|
"Берегиня" "Чудо-кружево" "Волшебный лоскут" |
|
"Учись шить" "Народное творчество и художественный труд" "Вязаные игрушки" "Кулинария" "Умелые ручки" "Мой компьютер" |
|
"Туризм и краеведение" "Здоровый образ жизни" "Клуб мудрецов" "Секреты орфографии" |
Заключение
Для системной, целенаправленной работы каждый из воспитателей выбрал конкретное направление (подпрограмму). В целях повышения творческой активности педагогов, поиска, эффективных педагогических технологий, совершенствования содержания воспитательной работы методический совет детского дома проводит конкурс авторских воспитательных программ. В основном все программы, по которым работают педагоги составлены ими самими, апробируются на практике в течение 3-х лет. Сравнивая результаты первичной и последующих диагностик, можно увидеть положительную динамику в развитии детей.
,