mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    31
    мар
    Экологические проблемы ядерной энергетики
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    урок в 9-й классе

    Методическая разработка данного урока представляет интерес тем, что здесь показаны неразрывная связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф. Цели урока – используя знания разных школьных дисциплин, убедить учащихся в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей, выявить положительные и отрицательные стороны ядерной энергетики, раскрыть проблемы ядерной энергетики и выделить пути их решения.


    Цели урока:

    1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.
    2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.
    3. Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны.
    4. Охарактеризовать различные типы электростанций, в том числе АЭС.
    5. Выявить положительные и отрицательные стороны ядерной энергетики.
    6. Раскрыть проблемы и выделить пути их решения ядерной энергетики.

    Оборудование:

    • выставка книг, журналов, плакатов по данной теме,
    • фотографии из книги “Чернобыльский репортаж”,
    • стихи российских поэтов,
    • цветы,
    • свеча.
    • карта “Электроэнергетика Росси”.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    На прошлом уроке мы познакомились с электроэнергетикой России.

    Электроэнергетика является отраслью, от которой в значительной мере зависит развитие всех остальных отраслей хозяйства, производство электроэнергии – важнейший показатель, по которому судят об уровне развития страны.

    Россия занимает второе место в мире по производству электроэнергии.

    В России вырабатывается 66% электроэнергии СНГ.

    Размещение электростанций зависит от типа станции, на него влияют в первую очередь ресурсный фактор (в зависимости от используемого источника энергии) и потребительский.

    Выделяются основные типы электростанций:

    ТЭС – 69%, ГЭС – 18%, АЭС – 13%.

    ТЭС строят в районах добычи топлива или в районах потребления энергии (Сургутская, Рефтинская, Костромская).

    ГЭС выгодно строить на полноводных горных реках, а также каскады ГЭС на равнинных реках Волге, Каме (Саянская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Волжский каскад). (работа учеников с атласами).

    АЭС построены в районах, где потребляется много энергии, а других энергоресурсов не хватает.

    Сегодня на уроке мы рассмотрим вопрос об экологических проблемах атомной энергетики.

    XX век считался веком атома. В 1954 году была построена первая в мире атомная станция – Обнинская АЭС. На сегодняшний день эта АЭС эксперементальная станция, вырабатывающая небольшое количество энергии. По мощности атомных станций Россия занимает 4-е место в мире (после США, Франции и Японии). А по выработке электроэнергии на атомных станциях 20-е место в мире. Большинство АЭС построены в европейской части России. В стране работают крупные АЭС: Курская, Смоленская, Тверская, Нововоронежская, Ленинградская, Балаковская, Белоярская, Кольская, Белибенская АТЭЦ. Атомная электростанция строится и у нас в Республике Башкортостан в городе Агидель (“Башатом”). Считалось, что атомные станции самые экономичные и экологически чистые станции. Рассмотрим положительные стороны АЭС.

    До 1986 г. большие надежды в решении многих геоэкологических проблем, связанных с энергетикой, возлагались на атомные станции. Широкое применение ядерной энергетики позволяет экономить невозобновляемые топливные ресурсы и использовать их более рационально. Так, при производстве 1 трлн кВт электроэнергии, выработанного на АЭС, необходимо было бы сжечь на ТЭС 280 млн т ископаемого топлива. При этом неизбежно происходило бы интенсивное загрязнение природной среды большим количеством продуктов неполного сгорания топлива и газа. АЭС при нормальной работе практически не загрязняет окружающую среду. Кроме того, в отношении радиационной безопасности АЭС более благоприятны, чем электростанции, работающие на угле. Так, доза радиоактивного облучения за счет выбросов АЭС в 5-40 раз меньше дозы за счет выбросов ТЭЦ аналогичной мощности. Выработка электроэнергии на атомных станциях не сопровождается выбросами в атмосферу диоксида углерода и поэтому не усугубляет проблемы, связанные с парниковым эффектом.

    Но все основные типы электростанций оказывают значительное негативное воздействие на природу:

    ТЭС загрязняют воздух, шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные территории.

    Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к заболачиванию земель.

    Небезопасными оказались и АЭС.

    (видеоматериал: “Экологические проблемы ядерной энергетики”).

    Как показала чернобыльская катастрофа, ядерные станции могут представлять глобальную угрозу. В случае нарушения нормального режима работы аварии на атомных станциях влекут за собой опасные экологические последствия на обширных территориях, затрагивая огромные массы людей. Воздушные течения и воды распространяют радиоактивные выбросы на территории, весьма удаленные от АЭС. Так, на Чернобыльской АЭС высота выбросов из аварийного блока достигла высоты 1200 метров. Отсюда мощными воздушными течениями радионуклиды распространились на многие тысячи километров. Выпадение радиоактивных продуктов произошло во многих районах западной части Европейской территории СССР, на Кольском полуострове, на Кавказе, радиоактивные дожди выпали в Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Румынии и Финляндии. Облучению за счет радиоактивных продуктов чернобыльской аварии в одной лишь Европейской части СССР подверглось несколько миллионов человек. Геоэкологические следствия аварии на АЭС сохраняют свою остроту в течение очень длительного времени.

    Также встает проблема захоронения радиоактивных отходов.

    Откройте карту в атласе стр. 26: Участки радиоактивного загрязнения в результате аварии на ЧАЭС; радиоактивное загрязнение: Новая Земля, Оренбург, Челябинская область (захоронение радиоактивных отходов).

    А теперь, в память о страшной катастрофе на Чернобыльской АЭС, послушаем литературную постановку:

    “Чернобыльский след”

    1. 18 лет назад в Чернобыле произошла страшная техногенная катастрофа. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому “творения рук человеческих”.

    Жизнь – беззащитна
    И любовь – нежна.
    И Разум Землю
    Облагает данью.
    И точная ответственность
    Должна сопутствовать
    Великому познанью.

    М. Дудин.

    Надпись на ядерном реакторе, 1985 г.

    2. На земном шаре более трехсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

    3. Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

    Бьет колокол глухой
    Чуть слышный, дальний.
    Я слушаю, я плачу и молчу.
    Чернобыльцев глаза печальны,
    Ребята, не прощайтесь, не хочу!

    4. Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало – они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 15 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 25 тыс. человек!

    5. В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – “Черная полынь”. Страшное предречение сбылось.

    Заросли огороды
    Библейской полынью.
    И погасли на реках костры…
    Тихо перекликаются села
    “Болит голова и тошнит”.
    Тихо в лесах и полях,
    Тихо на плесе пустом…

    Зараженные радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

    6. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

    7. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми остались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брянской и Ростовской областей.

    8.

    Четвертый реактор –
    он дьявольски вздрогнул раскатом.
    Замрите народы, прощайте семья и друзья…
    Кто в пекло шагнул, -
    как на дот навалился на атом,
    Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.
    Кто в пекло шагнул,
    тот не думал о смерти и славе,
    Он думал о жизни, о жизни и только о ней!
    Поэтому вишни цветут окрылено в державе,
    И дети играют
    под солнечным пологом дней!
    Ты черным платком свою голову
    горько покрыла,
    Но ты устояла в чудовищном этом бою.
    Я кровный твой брат, обопрись на меня,
    Украина,
    Я все, что имею, тебе в этот день отдаю.
    Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
    Пустынны поля, это все наяву, а не сон!
    Четвертый реактор –
    святые бесстрашные лица,
    Им, нас защитившим, живым и погибшим –
    поклон!

    Таким образом, развитие ядерной энергетики ставит перед человечеством качественно новые экологические задачи:

    1. применять новые технологии при строительстве АЭС;
    2. необходимо вкладывать деньги в разработку новых, более безопасных атомных реакторов;
    3. применять новые методы захоронения радиоактивных отходов.

    И предотвращение быстро надвигающегося эколого-экономического кризиса возможно лишь при переходе к широкому прямому использованию нетрадиционных источников энергии – энергии ветра, приливов, Солнца и внутренней энергии Земли. Однако сейчас действуют всего одна ПЭС: на Кольском полуострове – Кислогубская и одна геотермальная на Камчатке - Паужетская.

    В качестве закрепления темы “Электроэнергетика” выполним письменную работу.

    Закрепление по теме: “Электроэнергетика”

    1. Какие задачи решает электроэнергетика?

    _____________________________________________
    ______________________________________________
    _____________________________________________

    2. Какое место в мире занимает Россия по выработке электроэнергии?

    ___________________________________________________
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________

    3. Заполни схему.

    Типы электростанций

    Электростанции
    Традиционные Нетрадиционные

    4. В чем отличие ТЭЦ от ТЭС?

    ___________________________________________________
    ___________________________________________________
    ___________________________________________________

    5. Какие районы России наиболее перспективны для строительства ГЭС?

    ____________________________________________________
    ____________________________________________________
    ____________________________________________________

    6. Где и почему целесообразно строить АЭС?

    _____________________________________________________
    _____________________________________________________
    _____________________________________________________

    7. Укажи, к какому типу относятся указанные электростанции.
    1. Саянская
    2. Балаковская
    3. Костромская
    4. Братская
    5. Ленинградская
    6. Красноярская
    7. Рефтинская
    8. Курская
    9. Сургутская
    10. Усть-Илимская
    А. Тепловые электростанции
    Б. Гидроэлектростанции
    В. Атомные электростанции

    ___________________________________________________________

    8. Что называется Единой энергетической системой России?

    _______________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________

    9. В чем преимущества ЕЭС?

    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________


    Архипова Наталья Анатольевна, учитель географии

    МОУ "СОШ № 1", г. Уфа



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 13236
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.