Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Рассмотрены направления психолого-педагогического сопровождения: * психодиагностическое по формированию благоприятных межличностных отношений; * психокоррекционное и развивающее по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников; * консультативное и просветительско-методическое с родителями и педагогами ДОУ; * социально-диспетчерское по формированию благоприятных межличностных отношений.
Все функции, которые выполняет психолого-педагогическое сопровождение как часть психолого-педагогической деятельности, подчинены цели формирования благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мы рассмотрим их согласно проблеме, включая виды деятельности:
Цель направления: изучить особенности межличностных отношений дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе взаимодействия их в образовательном пространстве.
Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках нашей модели. Прежде всего, диагностический минимум носит дифференцированный характер, он позволяет условно разделить всю обследуемую группу детей на две подгруппы – “психологически благополучных” детей, обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам межличностных отношений, и детей “с проблемами межличностных отношений”.
Диагностический минимум представляет лонгитюдное обследование: он позволяет отслеживать динамику развития и состояния дошкольника по определенным фиксированным межличностным характеристикам, которые в целом являются составной частью статуса дошкольника и результатом его социализации и адаптации в дошкольном учреждении.
Проведение диагностического минимума планируется психологом и администрацией ДОУ в начале года как часть учебного плана дошкольного учреждения, проводится силами педагогов-воспитателей и психолога и состоит большей частью из экспертных вопросов педагогов и родителей.
Углубленное психологическое обследование ребенка представляет собой деятельность дошкольного психолога по отношению к детям. Данная схема запускается, как правило, по результатам экспресс-диагностики по отношению к детям из группы “с проблемами межличностных отношений”. Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для дошкольника. Отсюда - высокие требования к отбору тестовых и других диагностических процедур и к самому обоснованию необходимости такого обследования. Процедуры должны быть многофункциональными и четко следовать цели работы – выявлению зоны и содержания межличностного конфликта, поиску личностных особенностей дошкольника, провоцирующих внутренние и внешние конфликты. В рамках данной модели реализация схемы углубленного обследования предваряется обязательным выдвижением гипотезы о возможных причинах существующих проблем межличностных отношений. Такая гипотеза может быть выдвинута на основании данных диагностического минимума, бесед с родителями и педагогами. Выдвинутая гипотеза значительно облегчает проведение обследования, так как позволяет ограничиться проверкой определенных предположений, что уменьшает количество диагностических процедур, делает работу психолога более осмысленной.
В целом психодиагностическая деятельность в рамках парадигмы сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Цели направления:
Психокоррекционная - направлена на решение проблем, представленными нарушениями межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Развивающая – направлена на создание социально-психологических условий для целостного развития межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.
Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка. Очень важным моментом, на наш взгляд, является совместная организация коррекционно-развивающей работы всех участников образовательного процесса. Речь идет о взаимодействии педагога-воспитателя группы, логопеда, инструктора по физической культуре и психолога, а также необходимое участие в этом процессе родителей дошкольников. Формирование благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не может быть результативным и эффективным, если их формированием занимается один из специалистов. Комплексность коррекционных мероприятий, основанная на игровой психотерапии, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В нашей практике использована игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Мы применяем групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.
В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (4 занятия) происходит объединение участников группы. Во втором блоке (16-20 занятий) психолог, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. В третьем блоке (4 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры.
Длительность игрового занятия составляет 30-40 мин. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Психологическое консультирование и просвещение педагогов - принципиально важное направление дошкольной практической деятельности психолога. Эффективность всей работы по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяется конструктивным сотрудничеством с педагогами-воспитателями, логопедом, инструктором по физическому воспитанию. Организуется это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, в данной модели педагог рассматривается как союзник психолога, сотрудничающий с ним в решении вопросов формирования благоприятных межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций ОДА.
В целом наиболее перспективным, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (если запрос исходит от самого педагога) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников, и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений.
Психолого-педагогический консилиум играет в системе дошкольной психологической деятельности особую, очень важную роль. Психолого-педагогический консилиум представляет собой организацонную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения, а также определенных детских групп.
Психолого-педагогический консилиум позволяет построить взаимоотношения психолога и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности, и организовать целостное сопровождение дошкольника в процессе его обучения и воспитания, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех взрослых.
Консультирование и просвещение родителей. Целью деятельности является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка в целом. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства дошкольного психолога в семейную ситуацию. В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам межличностных отношений дошкольников.
Выделяя эти задачи, мы хотели подчеркнуть, что дошкольный психолог не снимает с себя ответственности за обучение и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении, переадресуя квалифицированную работу с ним другому специалисту. В его обязанности по-прежнему входит сопровождение ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.
Таблица определения критерия результативности системы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями функций ОДА
№ п/п |
Критерий результативности разработанной системы |
Показатели результативности разработанной системы |
Проявления результативности разработанной системы |
1. | Критерий эффективности деятельности | Совокупность необходимых и достаточных условий для формирования благоприятных межличностных отношений дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | Организация процесса психолого-педагогического сопровождения: - целеполагание; - определение ситуации; - определение проблемы; - принятие решения. |
2. | Критерий действенности | Динамика развития межличностных отношений у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата |
|
Таким образом, мы описали содержательный компонент модели психолого-педагогического сопровождения дошкольного психолога по формированию благоприятных межличностных отношений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Асеева Марина Кирилловна, педагог-психолог
МОУ ДО "Детский сад № 268 "Елочка"
,