mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    25
    авг
    Поэзия Серебряного века
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в выпускном классе

    Автор показывает нестандартную форму проведения урока литературы в выпускном классе: литературное кафе «Бродячая собака». Защита рефератов по Серебряному веку русской поэзии стала традицией для выпускников в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.

    Цели урока:

    Образовательные:

    • формирование самостоятельности суждений на литературную тему;
    • развитие творческих литературоведческих возможностей учащихся с учетом их индивидуальных возможностей;
    • развитие умения обдумывать проблему, выявить главное, существенное и оформить в виде тезисов, доказать при публичной защите;
    • развитие монологической речи;
    • развитие анализирующего наблюдения;
    • актуализация знаний, полученных во время рассредоточенной подготовки;
    • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью;
    • формирование коммуникативных знаний, умений и навыков культуры речи.

    Коррекционные:

    • формирование творческого и воссоздающего воображения, образного мышления;
    • развитие оперативной памяти;
    • коррекция личностных качеств (умение преодолевать трудности при работе при работе с учебным материалом, написанным плоско-печатным шрифтом);
    • развитие аналитических и оценочных умений.

    Воспитательные:

    • формирование высоких эстетических вкусов и потребностей.
    • развитие эмоциональной культуры личности;
    • воспитание чувства уверенности в себе, преодоления чувства застенчивости, умения быть раскованным.

    Форма проведения урока: литературное кафе, защита рефератов.

    Оборудование: выставка сборников стихов поэтов «Серебряного века», материалов о них, оформление кафе «Бродячая собака» с необходимыми атрибутами.

    Техническая оснащенность урока: грамзапись стихотворения Н. Гумилева «Сон», переложенного на музыку М. Непомнящим – Н.Гумилев в исполнении А. Малинина.

    Оформление кабинета: на входной двери надпись – Кафе «Бродячая собака», при входе, с правой стороны «аналой» для «Свиной книги», с левой – молоток и доска. У классной доски – высокий камин, справа и слева от камина – банкетки, покрытые ковриками. На доске плакаты с «Гимном» и «Приглашением». Столы расставлены в художественном беспорядке.

    Сценарий урока 

    Звучит мелодия из песни «Сон». Слова Н. Гумилева, исполняет А. Малинин.

    Учитель: Защита рефератов по «Серебряному веку» русской поэзии стала традицией для выпускников нашей школы. И эту традицию нарушить мы не имеем права. Нить традиций не должна прерываться.

    Серебряный век русской поэзии. Трудно говорить о такой безмерности! Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если поэзия – это душа, а «Душа – есть все – всюду – вечно». Эти слова Марины Цветаевой станут эпиграфом к нашему уроку.

    Культура Серебряного века была утонченной, изысканной, прекрасной. Николай Гумилев продумывал окончательно свою миссию – строителя русского ренессанса. Предвоенный Петербург был самым подходящим местом для осуществления этих честолюбивых замыслов. Столица изобиловала талантами и культурными начинаниями. Открывались литературные кафе, проходили насыщенные литературные встречи и вечера. Особой популярностью пользовалось литературно-артистическое кафе «Бродячая собака». Оно размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5. Инициаторами создания кафе были писатель А.Н. Толстой, художники М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин, режиссер Н.Н. Евреинов. Они мечтали создать своеобразный клуб, где могли бы творчески общаться деятели литературы и искусства – артисты, художники, писатели. О происхождении названия кафе рассказал режиссер Н. Петров: …»в один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А.Н. Толстой неожиданно сказал:

    – А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?

    – Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов.

    – Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!

    Название всем очень понравилось».

    Проходило это в декабре 1911 года. Вскоре заброшенный подвал, служивший когда-то винным погребом, совершенно преобразился! Стены украсили замечательными росписями. Архитектор И.А. Фомин собственноручно сложил большой камин. У наружных дверей висели молоточек и доска, в которую приходивший должен был стучать; такую же доску и молоточек повесили в прихожей. При входе в подвал, с правой стороны, стоял большой аналой для книги, которую называли «Свиной книгой» (её корешок был переплетен в свиную кожу). В этой книге посетители оставляли свои автографы, поэты записывали тут же сочиненные экспромты, художники делали зарисовки. Книгу принес А.Н. Толстой, она начиналась его стихотворением, где были строки:

    Поздней ночью город спит,
    Лишь котам раздолье.
    Путник с улицы глядит
    В темное подполье.

    К открытию «Бродячей собаки был написан «Гимн»

    Во втором дворе подвал;
    В нем приют собачий.
    Всякий, кто сюда попал –
    Просто пес бродячий.
    Но в том гордость, но в том честь,
    Чтобы в тот подвал залезть!
    Гав!

    Здесь можно было встретить Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Е. Вахтангова. В «Бродячей собаке» проводились литературные вечера, устраивались лекции, посвященные новым явлениям в литературе и искусстве. Постепенно все чаще стали появляться биржевые дельцы, финансовые тузы, им было лестно побывать среди деятелей искусства. В. Маяковский стал часто бывать в «Бродячей собаке», поэт здесь сидел подолгу, там же писал – у камина. 11 февраля 1915 года Маяковский в лицо публике бросил стихотворение «Вам!». Это был скандал! (стихотворение читает один из учеников)

    Учитель: Когда поэт дочитал стихотворение до конца, в зале вспыхнул скандал: свист, угрожающие вскрики, дамы делали вид, что им дурно Маяковский, очень бледный, закурил и продолжал стоять на эстраде, перед бушующим залом. Некоторые кричали: «После подобной мерзости мы считаем позором ходить сюда!» Но 20 февраля 1915 года желающих послушать Маяковского было так много, что они все не смогли поместиться в подвале.

    А сейчас в «Бродячей собаке» мы предоставим слово нашим выпускникам. Их задача – выступить с тезисами рефератов перед аудиторией, гостями, экспертной комиссией (состав комиссии – учителя-филологи), обосновать тезисы, защитить их. Сделать выводы. Итак, успехов вам в защите!

    Ученики защищают рефераты:

    «Творческий путь К.Д. Бальмонта»;

    Вопросы комиссии:

    Что вызвало небывалый успех у читателя и собратьев по перу? (особая музыкальность стиха «певучая сила», с которой он выразил настроение времени, переживание, лирическое «Я»).

    – К какому направлению Серебряного века принадлежало творчество К.Д. Бальмонта? (ранний символизм).

    – Поэзия К.Д. Бальмонта импрессионистична. Как Вы это понимаете? (поэта – импрессиониста привлекает не столько сам предмет изображения, сколько ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации).

    – К.Д. Бальмонта широко использует звуковую организацию стиха – аллитерацию и ассонансы. Прочтите стихотворение, которое подтверждает эту мысль ( Я вольный ветер…)

    Учитель: Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах но Поэт больше своей биографии. И только Судьба, только она одна – больше Поэта, потому, что может быть и посмертной.

    Много ли в России поэтов, доживших до старости и умерших своею, не преждевременной смертью? Увы! Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Есенина, ни Маяковского мы никогда не сможем представить седовласыми старцами. Да и только их? В России больше муз осиротевших, чем бряцающих на мирах средь них и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чьё имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое – через колючие проволоки и сквозь глухое молчание, в очередной раз доказывая миру, что судьба больше Поэта; что убить можно творца, но не память о нем!

    «Пути исканий поэзии Н. Гумилева»;

    Вопросы комиссии:

    В чем суть литературного течения, которое возглавил Н. Гумилев? (Акмеизм направлен против символизма. Главное – освоение многообразного и яркого земного мира. Гуманистический смысл – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты)

    – В чем особенность лирики Н. Гумилева? (экзотична, полна красок неведомых стран, характерны романтические мотивы).

    – Прочти стихотворение, в котором экзотическая деталь играет чисто живописную роль. (Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд…)

    Учитель: К нам на огонек заглянули гости (в исполнении ученицы 6-го класса звучит стихотворение Н. Гумилева «У камина»)

    «Тема вечного возвращения в творчестве А. Белого»;

    Вопросы комиссии:

    Назовите настоящее имя и фамилию Андрея Белого. (Борис Николаевич Бугаёв)

    – Тема «вечного возвращения» Что это значит? (выделение в произведении одной, двух и более главных, к которым повествователь возвращается через определенный промежуток времени).

    – Какое стихотворение подготовил к защите реферата, прочти его.

    Учитель: Северянин – это псевдоним. Свои стихи он подписывал так: Игорь Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь.

    «Биография поэта сквозь призму его творчества»

    Вопросы комиссии:

    Назовите настоящую фамилию Игоря северянина (Лотарев).

    – Назовите некоторые неологизмы Игоря Северянина (олуненный, грозово, снежеет, ало-встречный).

    – Перед кем открыто преклонялся Северянин. Ставя этого поэта выше Байрона и Пушкина? (Мирра Лохвицкая).

    – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата

    Учитель: А сейчас мы послушаем защиту реферата по разделу «Вернуться в Россию…»

    «Георгий Иванов. Источниковедческое и биографическое исследование»

    Вопросы комиссии:

    Иванова обвиняли в том, что он был коллаборационистом. Так ли это? (Нет. Коллаборационист – лицо, сотрудничавшее с оккупантами, а Иванов с ними не сотрудничал).

    – Почему мемуары об Иванове считают нерепрезентативными? (репрезентативность действительно присущая, а мемуары об Иванове часто надуманы).

    – Прочитайте понравившееся стихотворение Иванова.

    Учитель: Творчество Анны Ахматовой наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой. С «Бродячей собакой» связано известное стихотворение А.Ахматовой. датированное 1 января 1913 года:

    Все мы бражники здесь, блудницы,
    Как невесело вместе нам!
    На стенах цветы и птицы
    Томятся по облакам

    «Романность А. Ахматовой»;

    Вопросы комиссии:

    Назовите настоящую фамилию Ахматовой. (Горенко)

    – К какому литературному направлению принадлежало творчество анны Ахматовой? (Акмеизм)

    – В чем суть акмеизма? (отказ от мистицизма, возврат слову первоначального, не символического смысла).

    – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (А ты думал – я тоже такая…)

    Учитель: Астрологи делят людей на два типа: источники любви и поглотители любви. В любви один всегда целует, а другой только подставляет щеку. Анна Андреевна Ахматова – красивая, победоносная, царственная, принимающая стихи с посвящениями, хлопоты, поклонение близких и неблизких людей. И – совсем иная – Цветаева. Гораздо чаще она поклонялась сама. Цветаева была обречена на любовь – и поэтому – на нелюбовь ответную. Её творчество не принадлежало ни к какому литературному направлению. Даже в великой плеяде поэтов Серебряного века М.И. Цветаева занимает особое место. Стихи М. Цветаевой – это спрессованные до предела эмоциональные вихри. Их взрывная волна долго не утихает в нашей душе. Говорят, что души людей после смерти не умирают, а переселяются в других. А может в ком-то из нас живет душа Марины Цветаевой?

    «Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь»

    Вопросы комиссии:

    Почему Марина Цветаева не посещала кафе «Бродячая собака»? (жила в Москве. А не в Петербурге).

    – Каковы особенности поэзии Цветаевой? (романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, необычный синтаксис(изобилие знаков «тире», эксперименты над звуком).

    – Прочтите стихотворение, подготовленное к защите реферата. (Б. Пастернаку)

    Учитель: Естественно, что многие стихи поэтов Серебряного века положены на музыку (в исполнении учеников звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», музыка М. Теривердиева)

    Учитель: На этой красивой ноте мы подведем итоги защиты рефератов. Слово предоставляется председателю экспертной комиссии (зачитываются рецензии, дается общая оценка учащимся, защищавшим рефераты, звучит пожелание творческих успехов, выражается желание продолжать сотрудничество).


    Габриелян Наталья Васильевна, учитель

    Школа-интернат III вида № 33, г. Новочеркасск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6547
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.