mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    02
    фев
    Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Воспитание
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления. Внедрение в работу социо-игровой технологии, как одно из прогрессивных направлений. Организация жизни детей в малых группах. Социо-игры - ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Социо-игровые задания способствуют развитию детского коллектива. Взаимодействие с коллегами. Работа с родителями.


    В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России очень важно принять оперативные меры по присвоению ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей. Порою нам, взрослым, кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития. Но это не так. Окружающие взрослые и дети – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель развития ребёнка. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не владеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей.

    Опираясь на психологическую теорию Л.С. Выготского и передовую педагогическую теорию и практику Е.Е.Шулешко, В.М.Букатова, а также красноярского новатора-учёного Г.Г. Кравцова, я выстроила модель организации воспитательно-образовательного процесса через написание “Матрицы событий по формированию детского коллектива” для работы с детьми 5-7 лет.

    Поставила перед собой цель – создать в группе особый микроклимат доброжелательного отношения, внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

    Наметила задачи:

    1. научить детей считаться с интересами, замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу;
    2. развивать в детях чувство ответственности за своё поведение перед своими сверстниками;
    3. воспитывать партнёрские взаимоотношения детей: их дружеское расположение, желание и умение сообща играть.

    Всякий, кто хорошо знаком с повседневной жизнью детского сада, легко отличает, какие в ней заложены богатые возможности для проявления и расцвета детской индивидуальности. Здесь ребёнок чувствует себя равным среди равных. Этот факт, с одной стороны, открывает возможность детской индивидуальности без всякой помехи проявить себя в самых разнообразных формах, и с другой, является естественным и сильным возбудителем детской активности, так как именно это равенство прав и обязанностей требует от ребёнка напряжённых личных усилий и инициативы для того, чтобы он мог утвердить себя как личность. Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления, которое далеко не всегда приводит к простому механическому копированию, а часто служит средством для заимствования образцов поведения, психических приёмов, оборотов речи.

    Я начала внедрять в работу социо – игровую технологию, которая предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Но, начав работу по технологии “Педагогика сотрудничества” и встретила ряд трудностей. Освоение нового всегда трудно. По отношению к детям я занимала позицию лидерства – не хватало терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры; прерывала их своими поспешными объяснениями и показами. Главным положительным качеством детей считала беспрекословное послушание, исполнительность, бесконфликтность. Основной формой совместного поведения было: ребёнок – воспитатель. Дети были разобщены. Каждый из них смотрел на меня, воспитателя, как на источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к моим требованиям, а приятельские отношения со сверстниками воспринимались как нечто неважное, второстепенное. Не учитывала то, что у ребёнка особенно активно формируется багаж для оценки своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другим, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей. Также оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребёнка намного полезнее, чем оценка взрослого.

    Поэтому дети в группе ссорились. Их частые конфликты не могли содействовать формированию коллективных взаимоотношений. Изучив литературу по социо-игровым подходам, побывав на практических занятиях по этой технологии, поняла, что сформировать коллектив детей будет значительно проще и интереснее, если видоизменить уже известное дело, использовать игровую форму освоения нового. Это одно из прогрессивных направлений в организации воспитательно-образовательного процесса детей в коллективе. Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. Но надо, чтобы интерес не угасал под давлением страха ошибки. Ведь мы, воспитатели, часто стремимся демонстрировать своё умение быть во всём правильными и правдивыми, пусть не вполне осознанно, но всё же показать и доказать, что сами-то мы в осваиваемом детьми деле сумеем избежать ошибок. Это, конечно, позволяет воспитателю постоянно быть в лидерах за счёт страха ошибки, возникающего в детях.

    Чтобы реализовать свои цели и задачи, я организовала жизнь детей в малых группах. Это самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, создания в детском коллективе микрогрупп. В каждой из них дети связаны совместными играми, знаниями, они живут собственной жизнью, имеют собственные секреты, тайны. Внутри микрогрупп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Микрогруппа – это малый социум. Сначала я объединяла детей в пары по их желанию. Учила работать дружно, помогать друг другу, уступать. Далее объединяла в группы по три, четыре и шесть человек. Формировала группы по разным направлениям: по сходству или жизненным ситуациям (чтобы в команде были и девочки и мальчики; со своими друзьями; с кем больше всего любишь играть и т.д.), по слову, движению, действию (по дням недели, месяцам, по животным, или просто рассчитаться на 1-ый – 4-ый), по разрезному материалу (по разрезным открыткам, по лоскуткам ткани разной формы, по небольшим сюжетным картинкам), по отдельным предметам, объединённым одним названием (предлагаю взять по одному предмету и найти у кого предмет подходящий ему). Дети учились рассказывать, слушать других, запоминать, тренировали воображение, скорость реакции. Активизировался эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребёнка. Постепенно решалась задача по становлению детского и педагогического сообществ на основе взаимного интереса взрослых и детей друг к другу. Дети становились ровесниками, т.е. видели себя в другом человеке, слышали его, понимали и учились от него. Дети стали интересны друг другу и более защищены.

    Найти подход к каждому ребёнку, выяснить его проблемы, воспитать в нём чувство коллективизма, мне помогают социо-игры. Если “социо” – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игру основывала на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она стала основной формой организации детской жизни. Оправдались ожидаемые результаты – расширение “степеней свободы” развивающегося ребёнка (с учётом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевался эгоцентризм и индивидуализм детей, формировался коллектив. Воображение и мышление детей, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощалось. Развивались познавательные и творческие способности. Игра позволила установить содержательно-опосредственные взаимоотношения в детском коллективе. Развивались такие психические качества, как доверие ручным действиям, т.е. быстрота реакции; уверенность действий руками; подчинение своего поведения определённым правилам. В игре интересно и взрослому, и ребёнку, мы вместе смеёмся, огорчаемся, волнуемся, ошибаемся и исправляемся, выполняя упражнения. Так возникло равноправие в игре, возник мой союз с детьми и детей друг с другом.

    Для развития самосознания разработала варианты социо-игр на основе учебного издания “Возвращение к таланту” Букатова В.М и Ершовой А.И. для каждой возрастной группы. Например: в социо – игре “Что слышно за окном, дверью” во II младшей группе я упражняла детей ориентировке в пространстве, учила слышать звуки, не мешая товарищам. В средней группе учила детей вслушиваться в услышанные звуки, терпению в высказывании своего мнения, уступая очередь своему товарищу. В игру “Руки – ноги” я начала играть с детьми начиная со II младшей группы, постепенно усложняя задания: II младшая группа – учила детей всей группой выполнять единые команды, не отставая от своих товарищей, в средней группе учила детей выполнять команды в быстром темпе, не повторяя движений соседей, а делая все обдуманно, в старшей группе – учила делать простые движения под команду воспитателя в разном темпе, чётко подчиняясь командам в малых группах, в подготовительной группе – добиваюсь умения чётко выполнять команды, удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неправильными. При проведении социо-игр я поняла, что детям необходим запас знаний, поэтому в своей работе я использую народный фольклор:

    1. считалки: “Ехал Грека через реку”, “1, 2, 3, 4, 5, плыл по реке красный мяч”, “Аты-баты” и т.д.;
    2. поговорки: “Кончил дело, гуляй смело”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда” и другие;
    3. потешки: “Киска”, “Петушок”, “Зайчата”, “Вот какая курица”, “Солнышко-вёдрышко”, “Дождик” и т.д.;
    4. небылицы: “Ехала деревня”, “Как по речке” и другие;
    5. скороговорки: “Шесть мышат в шалаше шуршат”, “На горе дубы, под горой грибы”, “На горе Арарат”, “Лена искала булавку” и т.д.;
    6. хороводы: “А мы просо сеяли”, “Плетень”, “На горе-то калина”.

    Это всё помогает мне сплачивать детей.

    Для рабочего настроения я часто применяю такие социо-игры: “Встань по пальцам”, “Одновременность”, “Стою, на кого-то смотрю”, “Замри”, “Разведчики”, “Слушай за окном, дверью”, “Волшебная палочка”, “Летает – не летает”, “Расчёт с двух концов”. Также использую игры-разминки для перехода от одной деятельности к другой: “Руки – ноги”, “Заводные человечки”, “Замри”, “Вес”, “Японская машинка”, “Карлики – великаны”. При выполнении заданий я не подталкиваю, не вмешиваюсь в работу детей. Это коллективные игры, в которых у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это “вовремя” и является основной трудностью. Причём для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно выполнить задание, а для всего коллектива – умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу оказывается совсем непростым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать, дожидаться. Для того, чтобы дети лучше запомнили новый материал, использую игры: “Эхо”, “Превращение предмета”, “Летает - не летает”, “Живой алфавит”, “Составь слово”, “Шумы”, “Шапка вопросов”, “Огонь, вода, земля и воздух”. Для развития творчества, художественного образа использую игры: “Вес”, “Животные”, “Детские стихи по ролям”, “Заданные обстоятельства”, “Сценки и истории”. Очень часто использую социо-игры на прогулках: “Воробьи – вороны”, “Ходить след в след”, “Где мы были, не скажем, а что делали – покажем”, “День и ночь”. При выполнении заданий я ничего никому не советую. Такое ограничение сдерживает тех, кому кажется, что они всё понимают, могут, умеют и активизируют тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно, на свой страх и риск. В ходе общения с детьми получают жизнь игры, которые придумываются вместе с детьми: “Ухо – нос”, “Волшебная снежинка”, “Волшебный мяч, сундучок”, “Посмотри, запомни, скажи”, “Назови своё имя”, игры с камешками, мозаикой, шишками: “Назови, какого цвета”, “Найди такой же” и другие.

    Через социо-игры я воспитываю в каждом ребёнке такие качества личности, которые помогают “врастанию” его в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).

    Моя задача – воспитывать в детях чувство ответственности перед коллективом за своё поведение. Я поощряю детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. У детей 3-5 лет воспитываю интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим. Учу открыто и искренне выражать свои чувства, сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку). У детей 5-7 лет проявляется доброта, внимание, забота, умение оказать помощь и попросить о помощи своих товарищей, уважают желания других людей, умеют сдерживать себя, способны управлять своим поведением и способами общения. Они умеют включаться в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

    Социо-игровые задания способствуют развитию детского коллектива:

    1. поддерживают интерес друг к другу;
    2. развивают эстетические потребности;
    3. развивают творческое воображение, память;
    4. побуждают к оценке поступков (эмоциональной и словесной);
    5. вызываю сопереживание к другим людям;
    6. сохраняют и укрепляют жизнеспособность организма в конкретных условиях социальной и экологической среды;
    7. развивают произвольность и свободу поведения, самосознание и способность к самооценке, умение устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие с взрослыми и сверстниками (диалог);

    В результате образуется новая общность детей – группа ровесников; у которых сформирована социальная компетентность к пониманию разного характера отношения к нему окружающих взрослых и сверстников; выбирают линию поведения, соответствующую ситуации.

    Через игровое взаимодействие детей развиваю творческий характер социо-игр. Этим обеспечиваю дальнейшее развитие у детей кругозора: разностороннее представление о действительности, самостоятельности, поддерживаю при этом нравственно-ценные дружеские взаимоотношения, как в партнёрских, так и в игровых объединениях по интересам.

    При проведении игровых заданий и упражнений я придерживаюсь следующих правил:

    - игровые задания и упражнения предлагаю всей группе детей или парам, тройкам, четверкам, шестеркам; Дети выполняют игровые задания – упражнения:

    1. по мере готовности одного ребенка или партнеров, или подгрупп;
    2. по согласованным правилам;
    3. в заданном порядке;
    4. последовательность действий определяют дети самостоятельно по считалке или по их желанию быть первыми, вторыми, третьими и т.д.;
    5. всей группой детей;
    6. выбранными малыми группами.

    - учу уметь разыграться, получить удовольствие от игры и доигрывания, не жаждать казаться всеведущим и способным всё оценить, как взрослым, так и детям.
    - организую оценивание детьми самих себя, формируя у них это умение;
    - нарабатываю показатели хорошего качества по каждому делу и поддерживать внимание детей на этих показателях. Не допускаю придирчивости детей друг к другу;
    - обращаюсь к личному опыту и воображению детей, предоставляя им возможность использовать на занятии ранее ненароком накопленные знания, умения и навыки;
    - наполняю игру содержанием наибольшего, развивающего детей эффекта, ориентируясь на возрастной уровень развития психики детей;
    - организую детей в микрогруппы и веду игровое общение между детьми, как в микрогруппе, так и между микрогруппами.

    Чтобы сформировать у детей чувство коллективизма я использую:

    - несколько правил социо-игровых подходов к педагогике:

    1. позиция воспитателя. Я для детей – равноправный партнёр, умею интересно играть, организую игры, выдумываю их;
    2. снимаю судейскую роль и передаю её детям, так как это предопределяет снятие страха ошибки у детей;
    3. даю свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков, но свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
    4. использую смену мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы: в центре группы, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной;
    5. ориентирую детей на индивидуальные открытия, делаю их соучастниками игры или задумки;
    6. создаю детям трудности и учу их преодолевать. У детей не вызывает интереса то, что легко и просто а то, что трудно – интересно;
    7. стремлюсь чтобы дети на занятиях двигались и были активны.;
    8. стремлюсь к принципу полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток;

    - никогда не использую оценки “правильно”, “хорошо”, “у тебя лучше”, “ты молодец”, а стремлюсь, чтобы дети признавали равноправными всех детей в своей микрогруппе;
    - в каждом деле создаю ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
    - ставлю детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без моей помощи добиваются положительных результатов;
    - создаю атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности;
    - развиваю в детях уверенность в себе и своих товарищах;
    - проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях каждого ребёнка;
    - обучаю детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;

    - снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.

    - осуществляю гостевой обмен между группами с равными возможностями.

    Я сотрудничаю с воспитателями нашего ДОУ, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, учителем-логопедом. Взаимодействие в коллективе обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность. Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги сада вживляют, ассемблируют их в индивидуальный вариант деятельности каждого из них. Использую демократический стиль общения: сотрудничество, соавторство, согласование действий. Совместно с музыкальным руководителем проводим культурно-досуговую деятельность, решаем задачи развития коммуникативных способностей дошкольников. С инструктором по физическому воспитанию проходят консультирования о создании в группе условий для организации двигательной деятельности; использовании нетрадиционного оборудования; физическое развитие детей, а также вместе решаем задачу по развитию здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В нашей группе у 12 из 19 детей отмечаются нарушения звукопроизношения, поэтому взаимодействую с учителем-логопедом. Я решаю задачи речевого развития детей, участвую в совместной работе по выполнению индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

    С воспитателями нашего детского сада взаимодействие осуществляю через участие в методической работе детского сада, разработку проектов предметно-развивающей среды, взаимопосещения, просмотр открытых мероприятий, взаимоконтроль.

    Являюсь руководителем “Школы молодого педагога” в нашем детском саду.

    Сформировать детское сообщество мне помогают родители. Я поняла, что недостаточно проводить только анкетирование или проявлять своё желание сотрудничества, но необходимо ещё и современные знания о семье. Мой опыт работы с семьёй показал, что не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребёнка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать своё дитя – одна из причин возникновения агрессии. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведёт к изменению все семьи (например, хроническая болезнь ребёнка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребёнком). Проблему семьи обязательно рассматриваю в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребёнка или мамы, имеет разные причины. Стараюсь увидеть их и определить ведущие причины к усилению или ослаблению проблемного поведения. Большую роль играет циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, а создают видимость стабильности. В своих беседах, консультациях с родителями выявила, что проблемы в семье обязательно выполняют какую-то функцию. Несмотря на свою болезненность, они часто становятся в чём-то выгодной для всех членов семьи, и поэтому многим бывает так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно. Я поняла, что изменения в поведении кого-то одного заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так как прежде. Я очень часто беседую с родителями, посещаю их на дому, изучаю новинки литературы по работе с семьёй (А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина “Работа ДОУ с семьёй). Это помогает мне адекватно воспринимать жалобы членов семьи на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направляю на консультацию к психологу, провожу тренинги, успокаиваю, обнадёживаю, помогаю увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.). Ведь все отношения в семье дети переносят на других детей группы. Чем больше сплочённых, дружных детей, тем быстрее формируется детское сообщество в нашей группе

    В своей работе использую, как традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, тестирование, так и нетрадиционные: выставки (“Мир природы и фантазии”, “Новогодние игрушки”, картинная галерея, поделки из снега, выставки книг на разные темы, “Мама – рукодельница”), семинары- практикумы (знакомство с социо-игровой педагогикой, работа с тестом, семейный досуг, техника рисования, поделка атрибутов, костюмов для драматизации в д/саду и дома), провожу недели: “Родители и дети” (знакомство с профессиями, обучение игре в шашки, шахматы, знакомство с гитарой, с прялкой, семейные увлечения), фото-монтаж ( “Один день ребёнка в детском саду”, “Путешествие по стране Фантазия”, “Моя мама”, “В мире сказок”, кружок “Радуга”, “Такие разные дети”, “Счастливое детство”), папки-передвижки, раскладушки (“Что и как читать детям”, “Задачи экологического воспитания”, “Какие игрушки покупать детям” (по каждому возрасту), “Как устроить ребёнку дома праздник”, “Спорт нам поможет – силы умножит”, “Судьба ребёнка – по группе крови”, “Ребёнок у экрана”), провожу вечера развлечений совместно с родителями (“Мы слушаем сказку”, “Что? Где? Когда?”, “Вместе веселее”, “Молодцы-удальцы” (с папами), показ кукольных спектаклей родителями, совместный выход в музей, кино, выезд на природу, КВН “Семь “Я” (день семьи). Привлекаю родителей к выпуску газет к Новому году, 8 марта, 23 февраля, ко Дню семьи, ко Дню защиты детей. Родители оказывают помощь в изготовлении фланелеграфа, кукольного театра, теневого театра, театра газетных кукол, пальчикового театра и т.д. Оказывают большую помощь в оформлении группы к Новому году, к созданию развивающей среды в группе. Привлекаю родителей к проведению утренников и вечеров развлечений. Организовала семейный клуб “Родничок” для родителей МДОУ, в котором решаем вопросы, заявленные самими родителями. Например, “Как преодолеть агрессию у детей”, “Эмоциональное благополучие в семье”, “Современная семья – какая она?”. Всей своей работой с родителями я добиваюсь поставленной цели: дать родителям знания, которые помогут им “повернуться лицом” к ребёнку, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребёнка.

    Сегодня я могу с уверенностью сказать, что социо-игровые подходы дали возможность сохранить психическое и физическое здоровье детей, помогли детям стать ровесниками, слышать и слушать друг друга и взрослого. Они стали собеседниками, у них появилась способность действовать организованно, в меру требований жизни. В них комплексно тренируется воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной работы, активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. Социо-игровые задания стали одним из любимых видов занятий для детей в группе.


    Гайсенок Елена Васильевна, воспитатель

    МДОБУ "Детский сад №18", г.Минусинск, Красноярский край



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3477
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.