mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    22
    окт
    Новые подходы в профилактике здорового образа жизни
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Воспитание
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    На базе нашей школы создан центр психолого-педагогической и социальной помощи семье «Доверие». Работа по первичной профилактике ведется через родительские собрания, классные часы, тренинги по формированию жизненных навыков: умению отказаться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений жизни, взаимодействовать со сверстниками, выражать правильно свои чувства и уметь управлять ими, развивать уверенность в себе, навыки общения в семье и т.д.

    Вопрос, который мы адресуем подростку:

    Почему:

    • ты употребляешь ПАВ?;
    • ты убегаешь из дома?;
    • не справляешься с эмоциями?;
    • испытываешь трудности в общении?;
    • тянешься к дурным компаниям?;
    • не любишь мир взрослых?; – не находит ответа.

    Все это следствия, а причина в том, что взрослые и дети не умеют любить друг друга, не умеют общаться, не знают, как можно подружиться.

    По данным медицинских карт учащихся школы в 2003 году здоровых детей пришло 38%, а в 2004 году – 14% (дети, у которых нет медицинских показаний).

    Когда мы оценили ситуацию по выявлению факторов риска от психоактивных веществ, то обследование 7 – 9 классов показало высокие проценты отдельных факторов, таких как:

    • отношение с родителями 60 – 100%;
    • контроль в семье 60 – 70%; успешность ребенка 50 – 70%;
    • жизненные ориентиры 50 – 70%;
    • кризисные ситуации 40 – 65%;
    • доступность ПАВ 55 – 100%;
    • социально – психологический климат 35 – 80%.

    В школах работают специалисты, которые ведут работу с неблагополучными семьями и “трудными” детьми: психологи, социальные педагоги.

    Но если нет единства в работе между школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем и администрацией школы, то такая помощь семьям не будет эффективна.

    Наша школа работает по модели общественно-активной (ОАШ). Это значит, что школа открыта для сообщества, развивает со всеми его субъектами партнерские отношения. Основной принцип деятельности – сотрудничество.

    В октябре 2003 года на базе школы был создан центр психолого-педагогической и социальной помощи семье “Доверие”. Главное – профилактика психоактивных веществ, формирование здорового образа жизни, психолого-педагогическая и социальная помощь семье.

    У нас есть глубокая уверенность, что самый эффективный путь – заниматься профилактикой с раннего возраста. И работа центра начинается с дошкольного учреждения, который находится в нашем микрорайоне.

    Цель:

    Создание воспитывающей среды в микросоциуме.

    Задачи:

    • Создание и развитие социально-педагогической базы воспитания и развития детей по месту проживания семей;
    • Оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
    • Налаживание психолого-социальной коррекционной работы с детьми, входящими в “группу риска”;
    • Налаживание контакта с детьми путем создания атмосферы доверенности в общении с ними, психологического комфорта;
    • Оказание помощи в адаптации детей к взрослой жизни и выборе профессии;
    • Вовлечение в совместную педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования, шефов школы, правоохранительных органов, медработников, частных предпринимателей и акционерных обществ микрорайона.

    Совет центра, который является движущей силой, – это: директор школы; заместитель директора по воспитательной работе; психолог, социальные педагоги; родители.

    Совет собирается один раз в четверть. В первый и второй год работы центра на совет собирали все службы микрорайона: медицинские службы, старосту микрорайона, совет молодежи, женсовет, представителей отдела по делам несовершеннолетних (ОДН) и отдела внутренних дел (ОВД). Затем мы от этого отказались. Наиболее эффективно проводить советы в рабочем порядке, когда ставится конкретная задача перед какой-либо службой, потому что основными рычагами продвижения являются службы при центре.

    Психолого-педагогическая служба

    Курирует работу по профилактике психоактивных веществ, проблемы курения и алкогольной зависимости через волонтерское движение старшеклассников, родителей, учителей, городскую и медицинскую службу микрорайона.

    Социально-педагогическая служба

    Курирует детей и родителей группы риска, неблагополучные и многодетные семьи, профилактику правонарушений совместно с участковой службой, комиссией по дела несовершеннолетних, отдела по делам несовершеннолетних, классными руководителями, женсоветом.

    Служба профессиональной и социальной адаптации

    Курирует работу по опекаемым детям, по профориентации школьников, по трудовому отряду старшеклассников, занимается созданием банка данных по учебным заведениям города, ведет статистические данные по детям с 1 года до 6 лет, осуществляет связь с центрами психологической помощи города.

    Центр осуществляет свою работу по программе и плану совместной работы служб и дополнительно реализуются проекты: “Начни с себя” (работе волонтеров), “Возьмемся за руки, друзья” (взаимодействию городских центров психологического сопровождения).

    Новые подходы в профилактике здорового образа жизни

    Методическая работа с педагогами и классными руководителями.

    За время работы центра были проведены республиканские, городские семинары, педсоветы по темам:

    • “Можно ли избежать стресса”;
    • “Суицид: признаки и шаги предупреждения”;
    • “Социализация личности”;
    • “Профилактика психоактивных веществ через формирование здорового образа жизни”;
    • “Здоровье учителя и его профилактика”;
    • “Воспитание гражданина”;
    • “Педагогическая этика учителя”;
    • “Взаимодействие психолога и социального педагога в условиях работы центра”.
    • “Психологическое сопровождение учащихся, учителей, родителей в учебно-воспитательном процессе”
    • “Причины дезадаптации детей в школе”
    • “Формы работы психолога по преемственности дошкольного учреждения и школы”
    • “Психологическое здоровье учителя. Пути его сохранения”
    • “Формирование здорового образа жизни детей посредством объединенных усилий социума”
    • “Адаптация учащихся в социуме”
    • “Взаимодействие социального педагога и психолога в работе с учащимися и их родителями”

    Созданы методические папки в помощь работы классных руководителей, видеотека, картотека. С учителями среднего звена проведен тренинг по формированию педагогической компетенции.

    Профилактическая работа с учащимися.

    • Пропаганда правовых и медицинских знаний: встречи с представителями участковой службы; беседы с учащимися инспекторов, представителями линейного отдела внутренних дел, деятелей прокуратуры;
    • организация досуга – 85% учащихся состоящих на внутри школьном учете, занимаются в различных кружках и секциях;
    • волонтеры-старшеклассники проводят тренинги с учащимися начальной школы по профилактике психоактивных веществ;
    • созданы карты индивидуального психологического развития на каждого учащегося школы. С детьми 5-8 классов проводятся тренинги жизненных навыков.
    • ежегодное проведение ток-шоу для старшеклассников “Путь к успеху”.
    • с учащимися 9 – 11 классов уроки “Психология личности”, “Психология общения”.

    Работа с родителями.

    Родительские собрания, конференции, круглые столы в интерактивной форме в детском саду и в школе по темам:

    • “Эффективное взаимодействие родителей с подростком”;
    • “Роль семьи в формировании здорового образа жизни”;
    • “Основы психологического здоровья ребенка”;
    • “Влияние алкоголизма на развитие детей”;
    • “Как чувствует себя ребенок в семье, где пьют родители”;
    • “Подростковый возраст – причины негативного поведения”;
    • “Потребности и псевдопотребности наших детей”;
    • “Факторы риска, влияющие на употребление психоактивных веществ”;
    • “Как избежать конфликтов в семье”;
    • “Права и обязанности ребенка в семье”;
    • “Роль отца в воспитании детей”;
    • “Поощрение и наказание детей”;
    • “В семье растет дочь”;
    • Занятия с родителями будущих первоклассников;
    • Занятия с родителями неуспевающих детей.
    • Тренинги по формированию родительской компетентности.

    Наш центр “Доверия” создан, работает, мы имеем еще много нерешенных вопросов, но мы имеем результаты. И перед нами не стоит вопрос: Кто в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться и вести здоровый образ жизни? Если начинать спорить и перекладывать эти задачи с семьи на школу и наоборот, то при этом, как правило, страдает ребенок.


    Актуганова Галина Николаевна, учитель начальных классов
    Литвиченко Елена Николаевна

    Семыкина Галина Филиповна

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7", г. Абакан, Республика Хакасия



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 8455
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.