mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    22
    фев
    Студия творческого самовыражения
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Психология
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Программа элективного курса

    Элективный курс рекомендуется для учащихся 11-х классов в качестве предпрофильного обучения художественно-эстетического направления гуманитарного профиля в сфере узких специальностей: кино, компьютерной графики, фотографии. Курс рассчитан для подростков 16-18 лет (11кл.). Состоит из 34 занятий. Занятия включают в себя лекции, беседы, практикум.


    Пояснительная записка

    В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, перед школой ставится задача предпрофильной подготовки учащихся, направленная на их самоопределение. Для реализации профориентированной функции по художественно-эстетическому направлению гуманитарного профиля предлагается элективный курс для выпускников  «Студия творческого самовыражения».

    Кроме развития личности, школа должна формировать у учащихся:

    1. целостную картину окружающего мира,
    2. давать знания о месте человека в этом мире, способах его деятельности в нем,
    3. коммуникативную, духовно-нравственную и этическую образованность,
    4. зрелость в выборе дальнейшего способа получения образования и профессии.

    Элективный курс «Студия творческого самовыражения» рекомендуется для учащихся 11 классов в качестве предпрофильного обучения  художественно-эстетического направления гуманитарного профиля в сфере узких специальностей: кино, компьютерной графики, фотографии. Курс рассчитан для подростков 16-18 лет (11кл.). Состоит из 34 занятий. Занятия включают в себя  лекции,  беседы, практикум.  Занятия продолжаются 2 академических часа. Условия проведения: Оптимальное количество детей до 7 человек.

    Особенности курса «Студия творческого самовыражения»

    1. раскрывает содержание тем, не входящих в учебную программу профильного обучения;
    2. носит прикладной характер и способствует переносу теоретических знаний в деятельностную сферу;
    3. помогает учащимся изучить методы познания, расширить кругозор и формировать мировоззрение учащихся;
    4. содержит сведения по истории предметов МХК, музыки, психологии  и персоналии;
    5. ориентированные на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе
    6. способствуют синтезу знаний по ряду предметов и способам их применения в различных профессиональных сферах;

    Цель и задачи элективного курса

    1. познакомить учащихся с методами творческого самовыражения;
    2. помощь в определении своих познавательных интересов, формировать  осознанный выбор профессии;
    3. способность формировать у учащихся собственное отношение к жизни на основе ее эмоционально-образного познания;
    4. способствовать общекультурному развитию личности и ее социализации;
    5. помощь в ориентации в мире современных профессий;
    6. ознакомление учащихся со спецификой видов деятельности наиболее распространенных профессий;
    7. владение техническими средствами  (звуковоспроизводящая и аудиовизуальная техника);
    8. умение создавать графические,   оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств творческого самовыражения;
    9. создание условий для повышения общекультурного уровня как необходимого условия успешной самореализации в любой профессии.

    Функции элективного курса «Студия творческого самовыражения»

    1. дополнение и расширение содержания предметов МХК, музыки и психологии; 
    2. удовлетворение познавательных интересов учащихся вне рамок выбранного профиля;
    3. способствовать формированию умений и способов практической деятельности;
    4. предоставление возможности приобретения знаний и умений, востребованные на рынке труда.

    Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает несколько  разделов: «Человек в искусстве»,  «Характеры в искусстве и жизни» «Искусство и жизнь», «Специфика создания характерного образа средствами фотографии и кино», «Методы творческого самовыражения».

    Предполагается, что выпускники получат опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт самовыражения через творчество и  художественно-творческую деятельность, собственные впечатления от творческой  деятельности.

    Учебно-тематический план (Приложение 1)

    Содержание  курса «Студия творческого самовыражения»

    Тема 1. Человек в искусстве

    Человек в мире искусства.

    Роль искусств а в жизни людей.

    Особенности восприятия искусства.

    Творческая деятельность.

    Полифункциональность искусства.

    Искусство как механизм развития культурного человека и общества.

    Искусство как система образных языков

    Тема 2. Искусство и жизнь

    Виды искусства. Специфика искусства.

    Взаимообусловленность искусства.

    Художественное восприятие.

    Художественное мышление.

    Роль произведение искусства в жизни человека и общества.

    Тема 3. Характеры в искусстве и жизни

    Существующие классификации типологии характеров.

    Классификация характеров М.Е. Бурно.

    Характеры в литературе.

    Характеры в живописи.

    Характеры в музыке.

    Характеры в кино-фотоискусстве.

    Художник и его творение.

    Взаимосвязь характера с деятельностью человека.

    Тема 4. Методы творческого самовыражения (практикум)

    Методы творческого самовыражения.

    Возможности технических средств в творческом самовыражении.

    Творческое самовыражение в создании творческих фотографий.

    Творческое самовыражение в создании творческих видеоклипов.

    Тема 5. Создание характерных образов средствами фотографии и кино (практикум)

    Напряженно-авторитарный характерный образ в искусстве и жизни.

    Синтонный характерный образ в искусстве и жизни.

    Тревожно-сомневающийся характерный образ в искусстве и жизни.

    Педантичный характерный образ в искусстве и жизни.

    Демонстративный характерный образ в искусстве и жизни.

    Астенический характерный образ в искусстве и жизни.

    Замкнуто-углубленный характерный образ в искусстве и жизни.

    Мозаичный характерный образ в искусстве и жизни.

    Конференция

    Методы и формы реализации содержания элективного курса «Студия творческого самовыражения»

    Содержание курса реализуется на основе методов художественной драматургии, обобщения, проблемно-поискового метода, метода проектов и метод создания творческих работ. Метод художественной драматургии способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном профильном направлении. Проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов  и метод создания творческих работ оптимизируют процесс выбора выпускников своей профессии. Данные методы  помогают формированию самостоятельности и осознанного восприятия.

    «Студия творческого самовыражения» – динамичный курс с  практико-ориентированной направленностью.  Предлагается     внеурочные занятия.  Занятия проводятся в формах лекций, семинаров, свободной дискуссии, круглого стола, практических занятий. Конференция  завершает элективный курс «Студия творческого самовыражения».    Главная задача конференции – выявление, утверждение творческих способностей и возможностей учащихся.

    Литература

    1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
    2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
    3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС)  в практической психологии и педагогике // Психотерапия, 2007. - №9 С. 13-17).
    4. Бурно М.Е. Об одном из методов российской клинической терапии творческим самовыражением // Психотерапия, 2007. - Специальный выпуск, С. 9.
    5. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Владос, 2003.
    6. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других  // Психотерапия, 2007. - № 4.
    7. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.
    8. Галеева Н.И., Николаева Е.В. Интегрированный урок: психология + история + музыка: «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
    9. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
    10. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
    11. Галеева Н.И. ТТС  М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели  психолого-педагогической деятельности  по  адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - №11.
    12. Галеева Н.И. Использование метода Терапия творческим самовыражением  М.Е. Бурно в целях  здоровьесбережения  кадет в кадетской школе-интернате: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход». - Москва: Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, 2008.
    13. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.
    14. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2002.
    15. Коровина В.Я. Фольклор и литература. – М.: Скрин, 1996.
    16. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003
    17. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. – М.: Просвещение, 2003.
    18. Лайне С.В. Искусство ХХ века: Россия, Европа. – М.: Просвещение, 2003.
    19. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: Живопись, графика, скульптура, архитектура. – М.: Просвещение, 2003.
    20. Кочетовская Е.Г.Философская рефлексия любви как традиция русской культуры: Автореф. дисс. к философ. Наук. – Волгоград,2006, с. 6
    21. Мосина Вал.Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
    22. Профильное обучение: Информационные материалы к региональной программе образования\ Сост.:Л.М. Ванюшкина,Э.В.Ванина – СПб.:СПбАППО,2005. – 162 с.
    23. Твоя профессиональная карьера. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 1998.
    24. Твоя профессиональная карьера /Дидактический материал по курсу. Под редакцией Чистяковой С.Н. – М.: Просвещение, 2000.
    25. Творогов О.В. Древнерусская литература /Хрестоматия для 5-9 классов.– М.: Просвещение, 1998
    26. Элективные курсы в профильном обучении. Информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003 № 14-51-277/13.

     


    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2012/02/Студия творческого самовыражения_приложение_(support.shpors.ru).pdf
    Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

    Галеева Нина Ивановна, заместитель директора, педагог-психолог

    ГБОУ города Москвы гимназия № 1595



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2321
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.