mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    02
    мар
    Цена и значение Великой Победы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок истории в 9-м классе

    Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охарактеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами.


    Цель:

    1. систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету;
    2. охарактеризовать причины и значение Великой Победы;
    3. воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину;
    4. подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа.
    5. формировать умение работать с историческими документами.

    Оборудование: карта "Великая Отечественная война 1941-45 гг.", атласы, проектор, экран, учебники, портреты героев войны.


    Ход урока

        "И значит нам нужна одна Победа,
        Одна на всех, мы за ценой не постоим!"
        Б.Окуджава



    I Организационный момент.

    С момента Великой Победы прошло уже 65 лет. Все дальше и дальше отдаляются от нас эти суровые дни. Солдат Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. Но наша память о тех трагических днях должна храниться в наших сердцах. Цель сегодняшнего урока - проверить ваши знания о Великой Отечественной войне и ответить на вопрос: какова цена и значение Победы для нашего народа и Родины. Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию. В конце урока я попрошу вас высказать свою точку зрения по следующим вопросам: разделяете ли вы позицию автора этих строчек и насколько СССР нужна была эта победа? На этом уроке мы будем работать в группах. Для начала вас ожидает работа с технологическими картами.

    (каждая группа получает технологические карты)

    II Актуализация знаний.

    (каждая группа получает технологические карты)

    Задание №1

    Составить по 2 задания

    А) на соотнесение информации

    Б) на исключение лишнего

    В) восстановление хронологической цепочки

    Задание №2

    По теме "Великая Отечественная война" сформулировать вопросы, начинающиеся со слов:

    А) "Кто:?", "Что:?" (2 вопроса)

    Б) "Почему:?" (1 вопрос)

    В) "Сравните:?" (1 вопрос)

    Задание №3

    Дать определение следующим терминам и понятиям:

    1 группа

    1. "Страшная война" -
    2. "Блицкриг" -
    3. "ГКО" -
    4. "Тайфун" -

    2 группа

    1. "Ставка Верховного Главнокомандования" -
    2. "Коренной перелом" -
    3. "Барбаросса" -
    4. "Блау" -

    3 группа

    1. "Ост" -
    2. "Антигитлеровская коалиция" -
    3. "Второй фронт" -
    4. "Уран" -

    4 группа

    1. "Ленд-лиз" -
    2. "Эвакуация" -
    3. "Новый порядок" -
    4. "Багратион" -

    5 группа

    1. "Холокост" -
    2. "Остарбайтеры" -
    3. "Коллаборационизм" -
    4. "Цитадель" -

    (проверка заданий: ответы - на экране)

    Задание №4 (это задание уже не входит в технологическую карту)

    Работа с картой. Найдите на карте:

    1. направления действий немецких войск по плану "Барбаросса";
    2. линию максимального продвижения немецких войск к 5 декабря 1941 г.;
    3. окружение немецких войск под Сталинградом и результате последующего наступления Красной Армии;
    4. боевые действия на Курской Дуге;
    5. города-герои Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, Брест, Прохоровка, Берлин, Кенигсберг;
    6. столицы государств, освобожденных Красной Армией: Варшава, Прага, Братислава, Вена, Будапешт, Бухарест, Белград, София;

    Задание №5

    Работа с источниками

    Определите, о каких сражениях идет речь в отрывках из работ историков, воспоминаний и других источников. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.

    "Окружение советских войск под:- самое крупное за всю Вторую мировую войну: Трагически закончилась попытка прорыва военного совета и штаба фронта, потерявших связь с армиями: В группе оставалось не более тысячи человек, из них 800 офицеров, в том числе командующий фронтом М.П.Кирпонос:В рукопашной схватке участвовали все - от солдата до командующего фронтом. Кирпоноса сначала ранило в ногу, а вскоре осколки разорвавшейся рядом мины изрешетили его грудь. Командующий тут же скончался".

    "Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредоточились в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий: вынужден сказать, что самым уязвимым в нем оказалось решение одновременно обороняться и наступать".

    "Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных "планом Барбаросса". Под воздействием сокрушительных ударов "план Барбаросса" рухнул, а его основа - теория молниеносной войны - потерпела полный крах".

    "Противник ставил перед собой задачу окружить, уничтожить советские войска: Итоги:боев показали, что этот новый стратегический план немцев, построенный без реального учета соотношения сил, оказался от начала до конца авантюристическим и позорно провалился. Красная Армия в упорных оборонительных боях измотала и обескровила главные силы немецко-фашистской армии:Немцы понесли огромные потери, но не добились успеха. Разгромив: немецко-фашистские войска, Красная Армия:сама перешла в решительное наступление, прорвала сильно укрепленную оборону немцев:"

    "Ставке Верховного Главнокомандования было хорошо известно, что:6-я и 4-я танковые немецкие армии оказались сосредоточенными на узком участке фронта:а их фланги прикрывались румынскими войсками. Было также известно, что огромные потери, которые продолжал нести враг, в надежде все же овладеть городом, и особенно то, что он не имел здесь сколько-нибудь внушительных резервов, ещё более ограничивали его оборонительные возможности. Тут напрашивалось решение: организовать и провести контрнаступление".

    "В 12 часов противник бросил в бой большие массы пехоты и танков и начал теснить наши части. Удар направлялся на Центральный вокзал. Этот удар был исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По- видимому, гитлеровцы решили, что участь его решена: Наши бойцы:притаившись в домах, в подвалах и дзотах, за углами домов, видели, как пьяные гитлеровцы соскакивали с машин, играли на губных гармошках, бешено орали и плясали на тротуарах:Вскоре гитлеровцы поняли, что город нахрапом не возьмешь, что кусается он очень больно. В дальнейшем он стали действовать осмотрительнее: атаки подготовляли тщательнее и в бой шли без гармошек, без песен и плясок".

    "Главные наступательные операции имелось в виду провести на юго-западном театре военных действий, с тем чтобы, прежде всего, освободить Правобережную Украину и Крым. Было решено полностью освободить Ленинград от блокады и отбросить врага за пределы Ленинградской области. На севера - западном направлении войска должны были выйти к границам прибалтийских республик. Западному направлению ставилась задача возможно большего освобождения территории Белоруссии".

    (проверка заданий: ответы на экране)

    III Подведение итогов. Определение цены и значения Победы.

    Пресс-конференция.

    От каждой группы выходит один представитель, а все остальные- выполняют роль журналистов. Каждая группа должна подготовить по одному вопросу по итогам войны. Вопрос можно задать любому из участников, кроме представителя своей группы. По итогам пресс-конференции нужно написать краткий очерк.

    (Пресс - конференция длится 20 минут, после этого ученикам дается 5 минут, чтобы они написали небольшой очерк)

    Дети зачитывают свои очерки.

    (на доске данные о потерях СССР во время войны)

    1. 1700 городов
    2. 70 000 селений
    3. 31 135 фабрик и заводов
    4. 99 876 совхозов и колхозов
    5. 44 000 библиотек и театров
    6. 84 000 школ и лечебниц
    7. 25 000 000 людей осталось без крова


    Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей.

    За годы войны Советский Союз понес огромные потери. В экономическом и хозяйственном развитии СССР был отброшен на несколько десятилетий назад. А теперь, я хочу послушать ваш ответ на вопрос, нужна ли была победа такой ценой? Свою точку зрения аргументируйте.

    (Заслушиваются мнения учащихся)

    Далее учащиеся с опорой на знания, полученные ранее, называют итоги Великой Отечественной войны. Ответы могут быть такими:

    1. СССР спас человечество от фашизма;
    2. СССР отстоял свою независимость;
    3. СССР достиг военного превосходства;
    4. в результате победы СССР укрепил свои границы;

    Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:

    1. Победа досталась советскому народу благодаря огромным усилиям;
    2. Европейским странам был открыт путь для самостоятельного решения своей судьбы;
    3. После войны была создана Организация Объединенных наций (ООН), которая была объявлена гарантом мира;

    Домашнее задание: написать эссе на тему "Великая Отечественная война в истории моей семьи".


    Галиева Ирка Юрьевна, учитель истории

    МОУ СОШ №33, г.Казань, Республика Татарстан



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3672
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.