mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    27
    апр
    Диалог метра и ритма
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Интегрированный урок музыки и математики с применением мультимедийных технологий в 6-м классе

    Открытый интегрированный урок музыки и математики, направленный на то, чтобы дать возможность закрепить и применить знания, полученные на уроках музыки и математики в работе над музыкальными произведениями.


    Цели урока:

    1. доказать, что взаимосвязь МЕТРА и РИТМА основывается на законах МАТЕМАТИКИ;
    2. закрепить изученный материал по темам:
    3. «Сложение дробей с разными знаменателями»,
    4. «Ритм как средство музыкальной выразительности»

    Задачи:

    1. показать на примере песни «Горница-узорница» прикладное значение математики в музыке;
    2. развитие музыкальных способностей, творческого воображения, мышления;
    3. воспитание эмоционально-ценностного отношения к математике, искусству.

    Музыкальный материал:

    1. Г.Свиридов «Время, вперёд!»
    2. Л. Деревягина – В.Степанов «Горница-узорница»

    ХОД УРОКА

    (Слайд № 1) – название урока. (Презентация)

    У: Здравствуйте, ребята! Наш урок называется «Диалог метра и ритма». На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста!

    Д: Ритм – чередование длительностей звуков, а метр – чередование сильных и слабых долеё в музыке.

    У: А что же такое диалог?

    Д: Взаимная беседа.

    У: А в какой связи находятся метр и ритм?

    Д: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

    У: Смею предположить, что у них имеется ещё собеседник – математика.

    (Слайд № 2) Цель урока

    У: Мы сегодня попытаемся доказать, что взаимосвязь метра и ритма основывается на законах математики. До нас о связи музыки и математики уже много веков назад задумывались многие учёные.

    (Слайд № 3) – Пифагор

    У: Например, древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский, живший в 6 веке до нашей эры. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

    (Слайд № 4) – Эйнштейн

    У: А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!

    (Слайд № 5) Свиридов

    У.м.: Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

    (Слайд № 6) Симфонический оркестр

    (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

    Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

    У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

    Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

    У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

    У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

    Д: Ритмичное.

    У: А ритм состоит из чего?

    Д: Из длительностей.

    (Слайд № 7) Длительности

    У: Сколько в целой половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых?

    (Дети отвечают, затем появляется слайд)

    У.: Ребята! Все длительности – это части одного целого. Если целую длительность принять за единицу, то, как можно выразить половинную? Четвертную? Восьмую? Шестнадцатую?

    (Ученики устно переводят длительности в дроби, затем таблица высвечивается на экране)

    (Слайд № 8) Таблица соответствия длительностей и дробей

    У.: Эта таблица поможет вам выполнить задание № 926 на странице 165 (учебник Виленкина «Математика. 6 класс»)

    (Выполняют на листочках, проверяют правильность решения)

    У.: Посмотрите, на столах у вас листочки с записью ритмического рисунка 1вариант – первая и вторая строчки, 2 вариант – третья и четвёртая. Задание написано на экране. Прочитаем его!

    (Слайд № 9) Задание

    (Запись ритмического рисунка песни «Горница-узорница» без деления на такты)

    У.: Скажите, как мы будем решать это задание?

    Идёт работа, выдвигаются версии, определяется алгоритм решения задачи, одновременно появляются записи на слайде:

    (Слайд № 10): Алгоритм решения:

    1. Перевести запись музыкальную в математическую (длительности в обыкновенные дроби).
    2. Привести дроби к одному знаменателю.
    3. Разделить ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна равняться размеру!
    4. Поставить тактовую черту в конце каждого такта.

    (Слайд № 11) Задание в длительностях

    После этого дети выполняют задание по карточкам, проверяем правильность решения на компьютере «фломастером».

    У: А теперь выделим сильную долю вначале каждого такта (четверо по строчке на компьютере подчёркивает «фломастером»)

    У: Кто сможет прохлопать полученный ритмический рисунок? (По желанию прохлопывают по одному человеку с первого и второго варианта, затем – ритмический диалог первого и второго вариантов).

    У: Вы, конечно, узнали ритм знакомой вам песни, над которой мы работали на предыдущих уроках. Как она называется?

    Д: «Горница-узорница».

    У: Прежде чем исполнить эту песню, подведём итог нашему исследованию. Вспомним цель нашего урока!

    (Слайд № 2) Цель

    У: Скажите, возможен в музыке ритм отдельно от метра?

    Д: Нет

    У: Почему?

    Д: Потому что в ритме не будет порядка, гармонии.

    У: А возможны ли сами длительности и распределение их в метро-ритме без участия математики?

    Д: Нет, всё основывается на стройных математических законах.

    У: Нашли мы подтверждение нашей гипотезе?

    Д: Конечно!

    У: Ну а теперь мы споём ту песню, над ритмом которой работали сегодня на уроке.

    (Слайд № 13) Проект песни

    У: Споём её, а одновременно посмотрим результат проекта, в котором многие из вас принимали участие!

    (Слайд № 14 – 20) Презентация песни

    (На фоне итогового исполнения детьми ранее разученной песни)

    У: Ребята! Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, о чем же шел разговор сегодня на уроке?

    (Слайд № 21) Итоговые вопросы

    Д: О музыке Свиридова «Время, вперёд!», о математике, о метре, ритме, размере, такте.

    У: Чему научились?

    Д: Высчитывать длительности в одном такте, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.

    У: Где мы сможем применить полученные знания?

    Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.

    У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

    (Слайд № 22) Вывод: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

    У: Согласны ли с такой формулировкой? (Читают хором)

    У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Урок закончен!

    (Дети выходят из класса под музыку Свиридова «Время, вперед!»)


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2012/04/Диалог метра ритма_(support.shpors.ru).ppt
    Лучшая бесплатная программа для .PDF файлов - Foxit PDF Reader

    Галкова Ирина Викторовна, учитель музыки
    Коровина Галина Владимировна, учитель математики

    МОУ СОШ № 2, г.Нягань



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5345
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.