Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
На родительском собрании ведется разговор о том, каким должен быть старт школьного обучения, или что такое готовность к школе. Каковы психологические особенности ребенка младшего школьного возраста, что для него естественно и чего от него нельзя ждать сиюминутно. Как можно помогать ребенку в его становлении как школьника.
Сегодня многие говорят о том, что обучение в начальной школе становится все более трудным. Для большого количества детей успешное освоение программ начальной школы оказывается просто невозможным. Почему это происходит? Где искать причины: в особенностях современных детей или программ, или есть другие причины?
Действительно, требования к поступающим в школу детям все время повышаются. Многие родители, понимая это, приводят в школу детей, уже умеющих читать, писать и считать. Может быть, подготовленные таким образом дети дают в дальнейшем какие-то необыкновенно хорошие результаты? К сожалению, однозначно утверждать это нельзя. От чего же зависит успешность обучения ребенка в школе? И почему иногда умеющие читать еще до школы дети становятся неуспешными, не любят и не хотят учиться?
Итак, сегодня мы поговорим о том,
Говоря о проблеме готовности ребенка к школе, психологи связывают ее с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.
Кризис – это переход к новой стадии развития¸ подготовленный противоречием между образом жизни ребенка и его возможностями. Так, игра как ведущий вид деятельности утрачивает для ребенка свою былую привлекательность, он стремится к продуктивной деятельности, которая оценивается взрослым как значимая. Через эту оценку ребенок переживает успех или неудачу, готовность волевыми усилиями преодолевать трудности, желание соответствовать требованиям. Таким образом он поднимается на новую ступеньку в своем развитии, получает новый статус – статус школьника.
Если дошкольники непосредственны и не управляют своими эмоциями, то дети, прошедшие кризис семи лет, начинают осознавать свои эмоции, предвидеть их и намеренно и произвольно уходить от нежелательных ситуаций.
Кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка, перестройка его отношений
Ребенок, переживший кризис, психологически готов к школе. Он способен выбрать адекватное поведение, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя, говорить о своих потребностях в приемлемой форме. Он готов принять школьные правила и требования учителя.
Сейчас психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть современные семилетки личностно моложе своих сверстников десятилетней давности. Такое несоответствие биологического и психологического возраста означает, что многие первоклассники психологически являются дошкольниками, по сути, детьми не готовыми к школьному обучению. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Говоря о готовности к школе, обычно рассматривают несколько аспектов этого понятия. Остановимся на них подробнее.
Ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непосильная для дошкольника – это физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Сегодня много говорят о психологической готовности к школе. Известный психолог Л.И. Божович рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность.
При характеристике интеллектуальной готовности акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. Ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет «обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Другими словами, если у него развита способность концентрировать внимание, выделять главное, сравнивать, видеть логику связей между предметами и явлениями, устанавливать простые закономерности. К семи годам формируется и способность специально запоминать необходимую информацию.
Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что 1) у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что 2) у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, которое Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника». Однако необходимо помнить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включиться в учебный процесс, сознательно подчиняя свои действия правилам и требованиям. Речь идет о произвольном, т.е. подчиненном воле ребенка поведении.
Произвольность нужна ребенку и для того, чтобы выстраивать адекватные системе обучения отношения со взрослыми, в первую очередь, с учителем. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места и т.д.
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Важно развитие таких школьно значимых функций, как зрительно-моторная координация и мелкая моторика руки, фонематический слух и общий уровень развития речи.
Но самое главное, что должны понимать родители, отправляя своего ребенка в первый класс, – невозможно стать школьником в один момент. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Не стоит осуждать интерес ребенка к играм и игрушкам. Более того, надо понимать, что именно в игре формируются необходимые для учащегося качества, та самая пресловутая готовность к школе: способность действовать по правилам, вести себя в соответствии с ситуацией, удерживать внимание и т.д. При этом игры могут быть самыми разными: подвижными, сюжетно-ролевыми и т.д.
Поэтому любящие родители не только не критикуют ребенка, когда тот обращается к играм, но поощряют такие занятия, и даже сами становятся их инициаторами и участниками. Тем более что параллельно игра выполняет еще одну очень важную функцию: она помогает снять напряжение. Это свойство игры трудно переоценить особенно в период адаптации к условиям школьного обучения.
Любящие родители стараются показывать и рассказывать ребенку что-то новое, расширяя его кругозор, а главное, заражая ребенка собственным интересом к новому, неизведанному. Известно много разных мотивов учения, но самым сильным, заставляющим преодолевать трудности, является познавательный, или учебный мотив. Он связан именно с интересом и удовольствием от процесса познания.
Как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка – еще один вопрос, который встает перед родителями с началом школьной жизни. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению школьной мотивации. Поэтому в первое время поощрение особенно важно. При этом поощрение должно быть корректным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Порой приходится искать то, что у ребенка получилось хорошо (пусть это всего лишь один крючок из прописей). Это необходимо, чтобы помочь ему поверить в свои силы.
Важно, чтобы ребенок понимал, что оценивается не он сам, а всего лишь результат его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спрашивать маленького ученика: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»
Если ребенок болезненно переживает неудачи, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть обязательно постараться найти в работе какое-нибудь достоинство.
Иногда ребенок приносит из школы грусть, обиду или злость. Важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства, внимательно выслушать его и согласиться с тем, что иногда такое случается: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже в школу ходить не захотелось» - так мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку.
Очень важно создать для ребенка щадящий режим: пораньше укладывать его спать, важно, чтобы ребенок бывал на улице, двигался. Важно ограничить время приготовления уроков до одного часа с физминуткой после получасового занятия.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Но надо помнить: ребенок осваивает совершенно новую для себя деятельность, новый образ жизни. И ему очень нужна ваша любовь и поддержка. Тогда он многое сможет. Только, может быть, не так скоро, как этого бы нам хотелось.
Родителям предлагается заполнить небольшую анкету, ответив на вопросы:
Галышева Виктория Васильевна, учитель начальных классов
МАОУ гимназия №32, г.Калининград
,