mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    26
    окт
    Береги здоровье смолоду!
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Внеклассная работа по биологии. Устный журнал

    Целью занятий является: сформировать знания о строении и функционировании организма человека; научить выполнять профилактические упражнения для глаз и позвоночника; развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор; воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью.


    1. Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах нашего здоровья. Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или иные заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.

    К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение, различные виды облучения и т. д.

    Также причиной нарушения здоровья человека может быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых.

    В нашей беседе сегодня принимают участие: хирург Тувина Татьяна Алексеевна, инструктор по физкультуре Синицина Екатерина Александровна, врач-офтальмолог Дубровский Илья Алексеевич, косметолог Билюк Татьяна Викторовна, диетолог Будзинская Кристина Андреевна, народный целитель, травник Юшкин Антон Михайлович.

    2. Есть такая поговорка: «Человек настолько молод и здоров, насколько молод и здоров его позвоночник». Статистика говорит, что после 35 лет каждый пятый из нас становится обладателем радикулита – одного из многочисленных синдромов остеохондроза. Вообще болезни позвоночника – это источник страданий, которые в той или иной степени выпадают на долю практически каждого современного человека.

    3. Слово предоставляется хирургу Тувиной Т. А.

    Позвоночник – это основа скелета человека. Он образован 33-34 короткими костями – позвонками, которые располагаются друг над другом. Между ними находятся прослойки из упругой хрящевой ткани, благодаря которой позвоночник обладает гибкостью. В позвоночнике различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы. Также он имеет 4 изгиба, которые обеспечивают ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках.

    Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, эти мышцы очень важно развивать, чтобы скелет формировался правильно. Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в вертикальном положении, способствует развитию хорошей осанки, то есть правильного положения тела при стоянии, сидении, ходьбе, работе.

    Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства. Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. После замещения хрящей костью дефекты осанки с большим трудом поддаются исправлению. Если ребенок, сидя за партой, постоянно сутулится или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, у него неизбежно возникает искривление позвоночника. Это не только приводит к внешним нарушениям, которые потом очень трудно исправить, но и вызывает расстройства в работе внутренних органов, и прежде всего сердца и легких.

    Чтобы не возникала опасность искривления позвоночника, школьнику, сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство, предплечья должны свободно лежать на столе. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.

    Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию. Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ жизни.

    4. К беседе присоединяется инструктор по физкультуре Синицина Екатерина Александровна. Демонстрирует упражнения для позвоночника.

    Упражнения для шейного отдела:

    (Работа с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность).

    А) Корпус прямой, подбородок опущен на грудь. Подбородком скользить вниз по грудине. Чередовать напряжение и легкое расслабление. Выполнить несколько таких движений.
    Б) Корпус прямой, голову слегка отклонить назад, подбородок направлен в потолок. Тянуться подбородком вверх, затем немного отпустить напряжение и снова тянуться вверх. Выполнить несколько раз.
    В) Позвоночник прямой, голову наклонить вправо и попытаться коснуться ухом плеча. Затем наклонить голову к левому плечу. Проделать несколько раз.
    Г) Совершать круговые движения головой. Голова перекатывается медленно и свободно, несколько раз в одну сторону, затем в другую.
    Д) Корпус прямой, голова на одной линии с позвоночником.

    Медленно поворачиваем голову до упора. Стараясь увидеть, что находится за спиной, каждый раз дополнительными усилиями пытайтесь увеличить угол поворота. Проделать несколько таких упражнений в одну и другую сторону.

    Упражнения для грудного и поясничного отделов:

    А) Корпус прямой, руки на поясе. Совершаем наклоны в стороны. Проделать несколько раз.
    Б) Руки на поясе. Наклон вперед, коснуться ладонями пола, вернуться в исходное положение.
    В) Руки расслабленно висят. Вращение корпусом в стороны, чувствовать натяжение мышц в пояснице.
    Г) Руки вдоль бедер, согнуть ногу в коленном суставе, взяться за голень обеими руками и подтянуть бедро к животу. Внимание направлено на натяжение мышц поясницы.
    Д) Корпус прямой, ноги на ширине плеч. Делаем боковой наклон влево, одна рука поднята, другая опущена. Выпрямиться и проделать это упражнение в другую сторону.
    Е) Сидя на стуле, руки за голову, прогнуться, подержать напряжение 3-5 секунд. Повторить несколько раз.

    Затем инструктор поднимает всех присутствующих и проделывает некоторые упражнения вместе с ними.

    Исследования, проведенные во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры, показали, что одноразовые занятия в неделю положительно сказываются на позвоночнике, но только при трех и более занятий в неделю эффект становится выраженным и устойчивым.

    5. Ведущий: все сведения об окружающем нас мире мы получаем благодаря специальным чувствительным органам – органам чувств.

    Среди раздражителей внешней среды для человека особенно большое значение имеют зрительные. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения. Значит, в познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль.

    Слово предоставляется врачу-офтальмологу Дубровскому Илье Алексеевичу.

    Орган зрения – это глаза. Глаз расположен в глазнице черепа, он имеет форму шара, поэтому называется глазным яблоком. Снаружи глаз покрыт плотной белочной оболочкой, снаружи она соединяется с прозрачной оболочкой – роговицей. Следующая оболочка глаза – сосудистая, она пронизана множеством кровеносных сосудов. Ее внутренняя поверхность содержит черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки переходит в радужную оболочку, которая может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. В центре радужки находится круглое отверстие – зрачок. Он расширяется или сужается в зависимости от количества света, падающего на глаз. За зрачком располагается прозрачный двояковыпуклый хрусталик. Всю внутреннюю часть глаза заполняет прозрачное студенистое вещество – стекловидное тело. Внутренняя стенка глазного яблока выстлана очень тонкой оболочкой – сетчаткой. В ней расположены зрительные рецепторы.

    У человека встречаются различные нарушения зрения, особенно часто - близорукость и дальнозоркость. У некоторых школьников, особенно в старших классах, развивается близорукость. (В Мурманской области 80% детей страдает различными глазными заболеваниями). Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Во время чтения, письма или другой работы надо располагать предмет на расстоянии 35 – 40 см от глаз. Свет при письме должен падать слева (для левшей – справа). Слишком яркое освещение вредит зрению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Привычка читать лежа также наносит вред зрению. Расстройства зрения могут возникать из-за недостатка в организме витамина А.

    Очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков.

    Для тренировки зрения нужно выполнять специальные упражнения.

    А) Сядьте ровно, смотрите вперед, затем двигайте глазами вверх-вниз медленно, без напряжения. Выполните несколько раз.
    Б) Двигайте глазами слева направо. Выполните 6 пар движений.
    В) Голова неподвижна, работаем только глазами. Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый угол, в верхний левый угол, в нижний левый угол, в верхний правый угол. Расслабьте глаза, поморгайте часто-часто.
    Г) Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую.
    Д) Выполните круговые движения глазами, голова остается неподвижной. Сначала в одну сторону, а затем в другую.
    Е) Крепко зажмурьте веки, расслабьтесь, снова зажмурьте – и так несколько раз.

    (Проделывает упражнения вместе со всеми).

    6. Ведущий: одно из важных условий здоровья человека – чистая кожа. На грязной коже размножаются микроорганизмы. На каждом квадратном сантиметре кожи неопрятного человека можно обнаружить до 40 тысяч микробов, среди которых могут оказаться возбудители болезней. О том, как правильно ухаживать за кожей, вам расскажет косметолог Билюк Татьяна Викторовна.

    Косметолог: существует много причин, нарушающих нормальное состояние кожных покровов. Среди них могут быть погрешности в питании, контакты с веществами, вызывающими аллергию, нарушение гормональной регуляции, недостаток витаминов и т. д.

    Состояние кожного покрова зависит от общего состояния организма. Кожное сало и органические вещества создают на поверхности кожи условия для благоприятного развития бактерий.

    Вот почему так важна забота о чистоте кожи.

    Если кожа здоровая, на ней нет ссадин, потертостей и других повреждений, микробные поражения достаточно редки. Однако при внутренних изменениях деятельности организма может произойти нарушение обмена веществ и в коже, и тогда микробные поражения могут иметь место. Например, у подростков в период полового созревания в крови увеличивается содержание половых гормонов.

    Вследствие этого перестраивается работа сальных желез. Изменяется состав кожного сала, в нем могут преобладать твердые жирные кислоты, которые как пробка закрывают устье сального протока. Кожное сало скапливается. Оно представляет хорошую питательную среду для микробов. Возникают и инфицируются угри. Обычно после окончания периода полового созревания угревая сыпь проходит сама по себе. Но и в подростковом возрасте с ней можно успешно бороться, если не злоупотреблять жирной, острой, очень горячей пищей, вовремя и правильно очищать кожу от грязи. Режим мытья зависит от того, какая кожа – сухая или жирная. Сухая кожа часто шелушится. Ее нельзя мыть горячей водой очень часто. Для жирной кожи это необходимо. Для удаления с поверхности кожи грязи, пота, излишка кожного сала необходимо каждый день принимать душ; несколько раз в день и обязательно перед едой мыть руки с мылом; не реже одного раза в неделю мыться горячей водой в бане, ванне или под душем.

    Благоприятное влияние на кожу оказывают умеренное воздействие солнечных лучей, свежий воздух, купания и другие водные процедуры.

    Животные и растительные жиры могут всасываться в кожу через отверстия сальных протоков. На этом основано применение различных лекарственных мазей и косметических средств.

    Некоторые советы и рекомендации по уходу за кожей лица:

    А) При угревой сыпи кожу лица необходимо постоянно очищать. Очень простое и доступное средство – смесь мелкой соли и соды. Протирайте влажным ватным тампоном с этой смесью места наибольшего скопления угрей. Затем сполосните прохладной водой.
    Б) Для удаления прыщей и угрей можно протирать кожу лица крутым отваром календулы (ноготков).
    В) Старинный итальянский рецепт от угрей: в одной баночке смешать 100 г спирта (или водки) с соком одного лимона, а в другой – 100 г сметаны с 1 желтком яйца (лучше от деревенских кур). Затем обе смеси соединить, тщательно перемешать и поставить на неделю в холодильник (на среднюю полку). Смазывать лицо утром и вечером.
    Г) Если выпивать в день хотя бы один стакан молока, протирать лицо молоком и регулярно делать маски на основе молока, у вас будет прекрасный цвет лица.
    Д) Маска для сухой кожи: смешать 1 чайную ложку сливок, 1 чайную ложку меда и 1 яичный желток. Нанести маску на лицо, через 15 минут смыть теплой водой.
    Е) Маска для жирной кожи: взбить яичный белок, добавить по 1 чайной ложке молока, меда, лимонного сока и овсяной муки. Нанести маску на 15 – 20 минут. Смыть теплой водой, затем ополоснуть лицо холодной водой с добавлением настоя ромашки.

    Приглашает кого-либо из присутствующих и накладывает маску на лицо. Маска готовится следующим образом: очистить лимон, нарезать цедру, добавить немного растительного масла (одну – две капли), дать постоять минут 5 – 7. Затем наложить на лицо, подержать 10 минут, смыть прохладной водой. Эта маска отбеливает кожу, а также уменьшает ее жирность.

    7. Ведущий: человек не может обходиться без пищи. Но умеем ли мы правильно питаться? Об этом вам расскажет диетолог Будзинская Кристина Андреевна.

    Диетолог: древним грекам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

    Беспорядочное питание от случая к случаю приводит к тому, что органы пищеварения оказываются не подготовленными заблаговременно к приему и перевариванию пищи, они выделяют меньше пищеварительных соков и менее активны. Пищеварение идет дольше, расщепление оказывается менее глубоким, не все вещества пищи, полезные для организма, используются. Необходимо есть не менее трех раз в день, по возможности в одно и то же время суток. Однако при необходимости можно допускать отступления от режима. Следует лишь учесть, что наибольшие перерывы в приеме пищи не должны превышать 6 часов.

    Слишком обильное питание вызывает усиленную и длительную секрецию и перистальтику органов пищеварения, чрезмерное расширение желудка, большой приток крови к органам пищеварения и отток от головного мозга, мышц и других органов.

    Пища полностью не переваривается и без пользы выводится из организма. При этом часто наблюдается несварение, закупорка кишечника, ожирение. Все это ведет к ослаблению физической силы и умственной деятельности, сопротивляемости организма болезням. Рацион должен отвечать следующим требованиям: обеспечивать постоянство массы тела и соответствовать возрастным нормам человека, покрывать все энергетические траты, обеспечивать нормальную работу органов пищеварения, содержать все необходимые питательные вещества в нужном ассортименте, правильно сочетать высококалорийные и низкокалорийные продукты.

    Плохое прожевывание пищи вызывает нарушение сокоотделения, при этом пища хуже переваривается и усваивается, дольше задерживается в органах пищеварения, что вызывает расстройства пищеварительной системы.

    От чрезмерно горячей или холодной пищи растрескивается зубная эмаль. Очень острая и пряная пища, а также алкоголь вызывают ожоги эпителия, нарушение его секреции, в желудке выделяется обильная слизь, затрудняющая пищеварение. Систематические неблагоприятные воздействия такого рода могут привести к желудочно-кишечным, раковым заболеваниям, болезням печени.

    Вредно сказывается на работе органов пищеварения несоблюдение правил гигиены зубов. Если зубы нерегулярно чистят, не полоскают водой после еды, в них скапливаются остатки пищи, в которых поселяются вредные микроорганизмы, разрушающие зубы своими выделениями, отравляющие организм и снижающие эффективность пищеварения.

    Установлено, что в суточном рационе в зависимости от выполняемой работы белки должны составлять 13-15%, жиры – 17-20%, остальное – углеводы. Особенно важно, чтобы в рационе было достаточно белков. Они являются основным строительным материалом клетки.

    Потребность в пище у детей и подростков относительно выше, чем у взрослых, так как, кроме покрытия энергетических затрат, растущему организму необходимы питательные вещества для роста тела.

    Хорошо влияют на функционирование органов пищеварения сырые овощи и фрукты, способствуя сокоотделению и перистальтике. Организм получает с ними витамины, фитонциды, углеводы, минеральные соли. Салаты и супы стимулируют сокоотделение и облегчают пищеварение, а молочнокислые продукты уничтожают вредную микрофлору кишечника.

    Вместо органических жиров чаще используйте растительное масло, потребляйте мясо и рыбу в умеренных количествах, включайте в рацион различные каши, по возможности используйте мед вместо сахара, ограничьте потребление соли, выпивайте не менее двух литров жидкости в сутки, включайте в рацион побольше кисломолочных продуктов, свежих овощей и фруктов.

    Знание норм и правил питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья.

    Предлагает присутствующим попробовать напиток «Здоровье».

    Его состав: брусничный морс, настой листьев малины, земляники и костяники, отвар шиповника, малиновое варенье с лимоном, мед, лимон.

    8. Ведущий: в нашей беседе принимает участие народный целитель - Юшкин Антон Михайлович. Он расскажет о некоторых лекарственных растениях.

    Народный целитель: большинство растений обладают лекарственными свойствами. Я расскажу о двух из них.

    Сабельник болотный – многолетнее растение из семейства розоцветных. Его корень – стержневой, извилистый, коричневого цвета. Листья – черешковые, с прилистниками, похожими на растопыренные пальцы рук. Растет он по болотам, в заболоченных лесах, на зарастающих торфяниках, в поймах рек. Применяется в народной медицине многих стран.

    Корневища с корнями и стебли содержат органические кислоты, эфирные масла, каротин, витамин С, катехины и др. Сабельник успешно борется со многими болезнями. Он обновляет ослабленные клетки организма, очищает его от вредных веществ. Он обладает различными терапевтическими свойствами: вяжущим, жаропонижающим, мочегонным, ранозаживляющим, тонизирующим, стимулирующим. Применяется при абсцессах, фурункулах, флегмонах, гинекологических заболеваниях, болезнях печени и желчного пузыря, нарушениях обмена веществ, радикулите, полиартрите, ревматизме, туберкулезе легких, желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях. Корни сабельника болотного лечат ревматоидный артрит. Прекрасны результаты лечения гастрита, язвы желудка, геморроя, мастопатии.

    Для приготовлении настойки корни и стебли сабельника (сухие) измельчают до 1 см. Заполняют банку на 1/3 , заливают водкой, плотно закрывают крышкой и настаивают 21 день в темном месте. Затем процеживают. Пьют по столовой ложке 3 раза в день до еды. Также настойку втирают в пораженные места.

    В первые дни приема сабельника у некоторых больных может быть небольшое обострение болезни. Этого не следует бояться, так как в организме происходит перелом в связи с действием сабельника. Все это быстро проходит. Однако следует помнить, что во время лечения необходимо исключить употребление алкоголя и табака!

    Другое растение – индийский лук. Настойка из лука помогает при отложении солей, остеохондрозе, полиартрите, угревой сыпи, экземах, нарывах, ушибах, болях в суставах. Это растение – незаменимый домашний доктор. Однако для лечения годятся только луковицы с трех лет.

    Приготовление настойки: очищенные от корней луковицы (не моложе трех лет), листья и цветочные стрелки мелко режутся и складываются в стеклянную банку. Все заливается спиртом или водкой. Закрытую крышкой банку ставят в прохладное темное место. Через 2 недели лекарство готово. Оно пригодно только для наружного применения! (Если кто-нибудь из ваших близких страдает от болей в суставах, отложении солей, ушибов и т. д., подскажите им этот рецепт).

    Демонстрирует настойку сабельника, раздает кусочки листа индийского лука и предлагает испытать его действие (слегка потереть предплечье кусочком листа, сразу ощущается жжение).

    Предлагает желающим приобрести детки индийского лука.

    9. Ведущий: здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Сохраняют и укрепляют здоровье физическая активность и закаливание организма. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма. Полноценное питание – также одно из основных условий сохранения здоровья. Физическое здоровье в значительной степени зависит от психического состояния человека, от уравновешенности чувств, от своевременного разрешения противоречий, преодоления эмоциональных конфликтов, от формирования гармонических отношений в коллективе между людьми с различными интересами и характерами.

    Задача культурного человека состоит в том, чтобы научиться самому воздействовать на функции организма, используя для этого все имеющиеся возможности, в том числе свои чувства, эмоции и мысли.

    (Все роли исполняли учащиеся 8 класса).


    Данилёнок Наталья Рафаиловна, учитель биологии

    МОУ РСОШ № 1 им. В,С. Воронинап. Ревда, Ловозерский р-н, Мурманская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2083
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.