mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    12
    ноя
    Былинные богатыри земли Русской
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Художественная литература в старшей группе

    Знакомство с былинами на занятиях по художественной литературе дает старшим дошкольникам представление о героическом прошлом русского народа; вызывает у них интерес к языку былин, сказаний, песен; воспитывает чувство гордости и уважение к русским воинам; желание им подражать.


    Программное содержание:

    1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
    2. Дать представление о былине, былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
    3. Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
    4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.

    Активизация словаря: Богатырь, былина, сказатель, нараспев, сбруя, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, булава, ножны, оберег.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
    2. Чтение отрывков из былин о богатырях.
    3. Заучивание стихотворений, пословиц.
    4. Рассказ о символе солнца на щитах и мечах.

    Оформление «мини-музея»:

    1. Щиты, мечи, шлемы.
    2. Картина «Богатыри».
    3. Книги, рисунки детей.

    Ход занятия


    - Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашем «мини- музее». Вы не против, если я буду экскурсоводом? Наша экскурсия посвящена защитникам Отечества нашего времени, и богатырям- предкам, жившим много веков до нас.

    - В первом зале нашего «мини- музея» мы поговорим с вами о славной Российской Армии, о её героических воинах: пограничниках, танкистах, летчиках, моряках.

    - Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?

    - День защитника Отечества.

    - А кого мы называем защитниками Отечества?

    - Воинов Российской армии: солдат и офицеров.

    - Всегда Россия славилась своими защитниками. И сегодня наши солдаты совершают подвиги - под огнем противника выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

    - Это наши солдаты Советской Армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

    Люди помнят своих героев, и в каждом городе и селе поставлены памятники и обелиски. А в нашем поселке есть такой памятник?

    - Ребята, как называется праздник, когда мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны?

    - День Победы.

    - Когда мы его празднуем?

    - 9 мая!

    - А как мы отмечаем День Победы?

    - Идем к памятнику и возлагаем цветы. Минутой молчания чтим память погибших.

    - Ребята, рассмотрев все картины, на что вы обратили внимание?

    - Изображены разные виды войск, которые имеют свои эмблемы - отличия.

    - Образуйте 3 команды из 4-х человек. Отправьте 1человека из команды (Ребята каждой компании определяют по картинке на конверте род войск - вкладывают эмблему у соответствующей картины и составляют предложения)

    - Ребята, огромное спасибо вам за небольшие рассказы, предложения.

    - От вас я услышала слова – смелые, отважные, сильные. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу?

    - Говорят, ребята, досталось она им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей.

    - А кто такой богатырь?

    - Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

    Дети:

        Силен как вольный ветер,
        Могуч, как ураган.
        Он защищает землю
        От злобных басурман.
        Он силой доброю богат,
        Он защищает стольный град,
        Спасает бедных и детей
        И стариков и матерей!

    - Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?

    - Из былин, сказаний, песен, из стихотворений.

    - Что такое былина?

    - Былина произошла от слова «было», «быль».

    - А кто слагал былины о богатырях?

    - Сказатель – Былинник.

    - Как рассказал сказитель Былину?

    - Ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях (ребенок одет в русский костюм, рассказ сопровождается игрой на гуслях).

    - Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.

    Подвиги русских богатырей – героев отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Какого русского художника картина перед нами?

    - Виктора Михайловича Васнецова.

    - Как бы вы ее назвали?

    - Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее тоже назвал «Богатыри». Давайте же рассмотрим ее и побеседуем по ней.

    - Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)

    - Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

    - Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)

    - Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем? Что за беда с ним приключилась? И кто его от этой беды избавил? (Чтение отрывка из былины)

    - Кто справа от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

    - Расскажите о нем.

    (В плечах широк, брови черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, а силой и хваткой – ему равных нет!)

    - А еще? А какие увлечения у него? (С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл)

    - А еще нам скажет Аня об этом богатыре.

    - А кто самый молодой из богатырей? (Алеша Попович)

    - Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).

    - Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль - не видать ли врагов?)

    - Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы)

    - А хотели бы вы быть похожими на богатырей?

    - Для этого нужно быть сильными, смелыми, ловкими. Нужно постоянно тренироваться.

    - Мы сейчас с вами тоже потренируемся:

    Проводится игра – эстафета «русские богатыри».

    1. Ребята делятся на две команды.

    2. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на лошади.

    3. Попасть мешочком с песком в цель и вернуться обратно.

    Подходим к картине

    - Главным другом богатырей был конь! То, что на лошади - называется упряжь. Что сюда относится? (уздечка, стремена, седло.)

    - Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)

    - Ребята, расскажите, как одеты богатыри?

    - На тело одета кольчуга - железная рубашка. Она защищает богатыря от ударов копья, шлем защищает голову от ударов.

    - Какие еще есть доспехи у богатырей? (Щиты, луки, колчан со стрелами, меч-булава)

    - Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей-богатырей. Когда богатыри собирались все вмести, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц.

    1. Не родом славен богатырь – а подвигом.
    2. Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать.
    3. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.
    4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – Матушке.

    - Ребята, обратите внимание, что меч и ножны всегда украшены узором, орнаментом.

    - Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот знак был призван помогать, богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился и до сих пор. (Дети подходят к столу, где в тряпице лежит горсть земли)

    - Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему покланялись.

    - Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу

        - У нас дубок
        Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх)
        Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень)
        Листья да его вот так широки (развести руки в стороны)
        Ветки да его вот так высоки (руки вверх)
        Аз, ты, дуб – дубок
        Ты могуч – могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
        На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками)
        Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
        Чтобы землю родную защищать от врага.

    - А сейчас я вам подарю талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

    Наша беседа о былинах и былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:

    - Защищать свою Родину, беречь ее.

    - Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

    - Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.

    (Дети становятся полукругом).

    - А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

    - Не скакать врагам по нашей Земле!

    - Не топтать их коням

    - Землю Русскую!

    - Не затмить им солнце наше красное!

    - Век стоит Русь – не шатается.

    - И века простоит не шелохнется!

    - А преданья старины

    - Забывать мы не должны

    - Слава русской стороне

    - Слава русской старине!


    Данилова Елена Викторовна, воспитатель

    МБДОУ №5, п.Емельяново, Красноярский край



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9355
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.