mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    02
    окт
    "Человек в футляре" - смысл названия рассказа А.П. Чехова
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок внеклассного чтения в 6-м классе

    На уроке объясняется смысл названия рассказа, совершенствуется умение анализировать эпический художественный текст. Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Урок проводится в 6-м классе. Предполагается высокий уровень обученности у детей.


    Цели:
    Слайд 2

    1. Объяснить смысл названия рассказа.
    2. Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
    3. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.

    Оборудование:

    1. художественный текст (А. П. Чехов "Человек в футляре");
    2. читательский дневник;
    3. компьютер;
    4. проектор;
    5. телевизор;
    6. DVD-проигрыватель;
    7. фильм "Человек в футляре".

     

    Ход урока


    I. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя.

    Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова "Человек в футляре".

    Слайд 1

    Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.

    Слайд 3

    Как вы его понимаете?

    Обсуждение.

    Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.

    Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ?

    Ответы учащихся.

    Учитель. Как построен рассказ?

    - Рассказ в рассказе. Приём обрамления.

    Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?

    - Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

    Учитель. Кто рассказывает о Беликове?

    - Учитель гимназии Буркин.

    Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

    Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.

    III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).

    "Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".

    Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.

    Слайд 4

    Учитель. Что говорится о Беликове?

    - Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.

    Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).

    Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.

        Тёплое пальто на вате

        Зонтик в чехле

        Калоши

        Нож в чехольчике

        Лицо "в чехле" - поднятый воротник

        Часы в чехле из серой замши

        Тёмные очки

        Вата в ушах

        Коляска с поднятым верхом

        Стремление окружить себя оболочкой

        Преподавал древние языки

        Мысль запрятать в футляр

        "Как бы чего не вышло"

        Спальня точно ящик

    IV. Беседа по вопросам.

    Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

    - Беликов выступал на педсоветах:

        ":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"

    - Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

        "Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".

    - Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

    "Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".

    Как к Беликову относятся коллеги?

    - Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.

        "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"

    Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?

    - Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.

    Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

    Слайд 5

    - Беликов едва не женился.

    Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)

    - Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).

    Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

    - Возненавидел.

    "Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

    - Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"

    - По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"

    - Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.

    "Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".

    Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?

    - Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.

    Слайд 6

    "- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

    - Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.

    - Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"

    - Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:"

    Какое слово находит Михаил Саввич?

    - Фискал.

    Чем заканчивается разговор?

    - Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.

    Слайд 7

    "- Доложить? Ступай, докладывай!

    Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"

    Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".

    Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.

    Чем закончилось сватовство?

    - Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.

    "Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

    - Ха-ха-ха!

    И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".

    Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).

    Рассуждения ребят.

    Чего достиг Беликов?

    - Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.

    Что изменилось в жизни города?

    - Ничего. Таких людей много.

    Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?

    Читаем.

    Как реагирует Буркин?

    - Это из другой оперы. Спать пора.

    Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)

    V. Подведение итогов.

    В чём смысл названия рассказа?

    Рассуждения ребят

    Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства

    VI. Домашнее задание.

    Слайд 8

    Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"?


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2013/10/Человек в футляре_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Фёдорова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ №1200, г. Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6156
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.