Цель:
- Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
- Вспомнить славные подвиги земляков.
- Продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.
Оформление и оборудование класса:
- иллюстрации на военную тематику, рисунки;
- военных профессий, фото защитников Отечества;
- подборка книг о защитниках Родины;
- фото памятников: Петру Барбашову, Братьям Газдановым;
- магнитофон, телевизор, ТСО - DVD,
- записи: марш «Прощание славянки»;
- песня «У моей России – длинные реснички;
- стихотворение «На века России слава!»;
- гимн России;
- фанфары – время;
- песня «Давай за…» группа ЛЮБЭ.
Надписи с высказываниями:
- «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К. Ушинский.
- «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества».
- Нужно за мир стоять- войне не бывать.
- Для советского солдата граница свята.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Под звучание военной песни в класс входят ветераны.
2. Учащиеся читают стихотворение.
3.
1 уч-ся:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
2 уч-ся:
Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
4. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.
- А что можно назвать Родиной?
Дети: (читают все вместе)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!
- А как называется наша большая Родина?
Дети: РОССИЯ.
Учитель:
- Очень много песен, стихотворений посвящено России.
- Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.
Песня: «У моей России длинные реснички».
1 куплет
У моей России - длинные косички.
У моей России - светлые реснички.
У моей России - голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
2 куплет
Для меня Россия – дивные берёзы.
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия – ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Вихри вьются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей.
- Так на кого же похожа ещё Россия?
Уч-ся: - На маму.
Учитель:
- Прослушайте запись одного из стихотворений о России: «На века России нашей слава».
- Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?
Уч-ся рассказывает историю этого праздника.
В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.
А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».
Учитель:
- Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.
- Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели.
- Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.
- Вспомните имена былинных богатырей?
Уч-ся :
- Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель:
- А из истории Древней Руси?
Уч-ся :
1. Великий полководец-Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.
Учитель:
- А из истории образования Московского государства?
Уч-ся :
2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.
3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.
Учитель:
- А из истории Российской империи?
Уч-ся :
4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.
Это было в период 18 века.
5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.
6. Георгий Константинович Жуков. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны -Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага.
7. Исса Александрович Плиев в ходе войны показал себя настоящим героем, мастером ошеломляющих врага рейдов, храбрейшим комдивом, командующим конно-механизированной группы. Он всюду поражал своим мастерством и смелостью маневра, умело и твёрдо управляя механизированными и кавалерийскими войсками. И всё-таки, главное в полководческом искусстве Плиева не личная храбрость, не умение управлять войсками, а то, что он один из первых в своё время понял новые возможности конно-механизированной группы. Конница, соединённая с танками, приобрела исключительно большую роль в наступательных операциях, требовавших высокой мобильности и динамичности. И эти возможности Плиевым были использованы с потрясающим эффектом.
Учитель:
- Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, которые участвовали в различных войнах- Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!
- В исполнении Олега Газманова прозвучит песня, посвящённая всем офицерам.
Прослушивание песни «Офицеры».
Учитель:
- Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.
- За Родину сражались не только взрослые, но и дети. Мы всегда помним о них.
( На доске висят фото детей, погибших, защищающих свою Родину.)
(После перечисления подробнее остановиться на фото Зои Космодемьянской, т.к. школа находится на этой улице.)
Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923-1941) прожила короткую, но полную, настоящую, жизнь. Будучи ученицей 10-го класса, она в самом начале войны добровольно вступила в партизанский отряд. В 1941 году была арестована при выполнении боевого задания и после пыток казнена немцами.
На допросе немецкий офицер спросил у неё: «Где сидит Сталин?». Она ответила : « Он сидит на своём месте». Она не выдала ни себя, ни друзей, ни Сталина». Себя она назвала Таней. Тогда никто не знал настоящего имени Зои. Но спустя некоторое время, у убитого немецкого офицера, который её казнил, в кармане нашли фотографии Зои и напечатали в газете. Её узнали одноклассники и друзья. Таким образом вся страна узнала 18-летнюю Зою Космодемьянскую, которая погибла, и ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся. Почтим память погибших минутой молчания.
(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания. Далее уч-ся читают стихотворения.)
1 уч-ся:
Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
2 уч-ся:
Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.
3 уч-ся:
Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
4 уч-ся:
Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.
Учитель:
Много городов-героев в нашей стране. Нашему городу тоже было присвоено в 2007 году звание - Владикавказ - город Воинский Славы.
Учитель:
- Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?
Дети:
- Сухопутные.
- Военно-воздушные.
- Военно-морской флот.
- Ракетные войска стратегического назначения.
Учитель:
- А какие военные профессии вы знаете?
Дети перечисляют.
Учитель:
- А кто нужнее в Армии?
- На этот вопрос ответить невозможно.
- Какой палец нужнее?
- Все нужны.
- Одним пальцем не ударишь-
- Нужно все пальцы сжать в кулак,
- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.
-Какие строчки можно посвятить каждой профессии?
(Дети читают стихи.)
Танкист
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!
Лётчик
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
Военный врач
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасёт,
Он перевяжет раны!
Врач извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»
Сапёр
Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт сапёр,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слёз, и боли!
Десантник
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
Моряк
На мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
Подводник
Вот дивная картина-
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
Артиллерист
Да здравствуют артиллеристы-
Защитники наших земель,
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!
Пограничники
На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
Наше небо сторожат!
Учитель:
- Так можно ответить на вопрос – кто нужнее Армии?
Дети:
- Нет. Все военные профессии нужны Вооружённым силам! Они все связаны между собой.
Учитель: - Слово ветерану.
1 уч-ся:
Как далеко от нас война,
О ней мы узнаём теперь из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Мы узнаём их в скверах и садах
В дни памяти и праздничные даты
По блеску в нестареющих глазах.
Они по-прежнему – отважные солдаты.
2 уч-ся:
Как дороги им встречи в дни побед,
Воспоминанья, крепкие объятия.
Пускай не виделись они помногу лет,
Ведь ветераны все- родные братья.
Послушаем их тихий разговор,
Их песни, что они тогда певали,
О чём мечтали и как шли на бой,
Когда страну родную защищали.
Учитель:
- Сегодня у нас в гостях ветеран ВОВ:
Полковник Александр Данилович Сёмкин и Полковник Дунаев Борис Викторович.
- Предоставим слово нашим гостям.
Учитель:
- В заключении уч-ся читают стихи, посвящённые ветеранам.
Ветераны Отчизны любимой,
Всех нас спас только ваш героизм.
Вы, сплотившись семьёю единой,
Как один, били дружно фашизм.
К вам Россия слова обращает,
Вами враг был опасный разбит.
Вас Отчизна наша заверяет:
Подвиг ваш на Руси не забыт!
От фашистской смертельной отравы
Мир избавили вы на века.
Ваша жизнь, после битвы кровавой,
Очень часто была нелегка.
Вы Отчизну с нуля поднимали,
Из окопов вернувшись домой.
Душу с сердцем стране отдавали,
И не ведали слова покой.
Ветераны, вас стало так мало...
Посвящаем слова свои вам!
Вырвав с корнем змеиное жало,
Право жить подарили вы нам.
Убирают скульптуры героев
В cтранах тех, где забыли о вас.
Эти страны рождают изгоев,
Черти там начинают свой пляс.
Память нашу никто не посмеет,
Уничтожить, разрушить, стереть.
Флаг Победы по-прежнему реет
И огонь будет вечный гореть.
Учитель:
- Дорогие защитники Отечества, ещё раз поздравляем Вас всех с этим светлым праздником. Желаем всем вам чистого неба над головой, крепкого здоровья, счастья . Живите, радуйтесь жизни. А вы подрастающее поколение растите стойкими, мужественными, чтобы всегда были готовы защитить свою Родину!!!
Мероприятие заканчивается песней группы «ЛЮБЭ» «Давай за…»