mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2020
    02
    авг
    Голубая планета
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Факультативное занятие по географии в 6-м классе
    Факультативное занятие о водных ресурсах Земли из курса географии 6-го класса. Занятие разработано с учетом поставленных целей и возрастных особенностей. Имеет много дополнительной интересной информации, которую не всегда можно включить в ходе обычного урока. Цель занятия - развитие познавательного интереса, формирование экологической культуры обучающихся.

    Цели: Познакомить учащихся с явлениями гидросферы, интересными фактами. Развитие познавательности, любви к предмету география. Формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде.

    Оборудование: Карта, атласы, компьютер для показа презентаций. Журнал «GEO».

    Организационный момент:

    В одной сказке король, собираясь отдать руку своей дочери, объявляет конкурс, в котором задаёт ряд хитроумных вопросов, в том числе был задан такой вопрос - «Что везде?» Среди всех претендентов нашелся лишь один, ответивший правильно.

    Что ответил этот претендент?

    Открыть доску или интерактивную доску со словами:

    «Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега,
    образующая на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями – моря и океаны».
    В.И. Даль

    Ход занятия

    Мы с вами на уроках проходили оболочку Земли - гидросферу и узнали, что входит в состав этой оболочки. А сегодня мы будем говорить о необычных явлениях и фактах, связанных с водой.

    - Уже в глубокой древности люди отводили воде одно из главных мест. Индийские мудрецы ещё 5 тысяч лет назад считали, что все в мире состоит из четырех элементов: воды, огня, воздуха, земли. Прошли тысячелетия, и один из греческих философов Фалес, провозгласил: «Все возникает из воды, и все в неё превращается».

    Откуда же появилась на Земле вода? В настоящее время наибольшим распространением пользуется следующая гипотеза возникновения водного покрова на Земле. Установлено, что падающие на Землю каменные метеориты содержат до 1 % воды. В начале Земля не имела никакой атмосферы. Она появилась путем выделения газов из недр уплотняющегося пылево - газового сгустка. Постоянный подогрев его, привел к расплавлению твердых частиц. При этом стало выделяться много газов и паров воды. Они поднимались вверх, образуя атмосферу и первозданный океан.

    (Работа с картой, показать воды Мирового океана.)

    - А в каких состояниях находится вода на Земле?

    - А много воды на Земле? Какие объекты гидросферы Вы знаете?

    - Правильно ли, что нашу планету называют «Земля»? Какое имя ей подошло бы больше? ( Океан.) А почему?

    - А сколько океанов на Земле?

    - А кто знает, когда океаны получили своё название? (В 1845 году, а до этого они назывались Северным и Южным, а Тихий океан звали Западным. Атлантический был поделен между Северным и Южным).

    - Какой океан самый соленый? (Индийский)

    - Какой океан самый протяженный? (Атлантический)

    - Какой океан самый холодный? (Северный - Ледовитый)

    - Какой океан самый глубокий (Тихий)

    - Самый глубокий из океанов это Тихий океан. А как Вы думаете, на глубине есть жизнь? Ведь там нет солнечного света и очень высокое давление, и, как известно, чем глубже мы погружаемся, тем холоднее становится вода.

    - В 1982 году американская экспедиция на дне Тихого океана обнаружила источники с температурой около + 400 градусов. Было найдено много неожиданного, в том числе особые сооружения, выросшие на дне благодаря отложению солей. Что-то вроде гигантских сталагмитов, встречающихся в пещерах. Но самый удивительным оказался необычный животный мир, процветающий там без солнца, во мраке (экологические оазисы).

    - Какой вывод можно сделать? (Что высокие температуры и отсутствие солнечного света – это не препятствия для жизни.)

    - Давайте теперь поговорим о морях. Кто знает, сколько морей на свете?

    Международное Гидрографическое бюро насчитывает в Мировом океане 54 моря.

    В Тихом океане – 19 морей. Самое большое по площади - Коралловое море, наименьшее по акватории- море Бали.

    В Атлантическом океане - 13 морей. Самое крупное море - Карибское. Самое маленькое – Мраморное.

    В Северном – Ледовитом океане – 9 морей, из которых самое большое – Норвежское, а самое маленькое – Белое.

    В Индийском океане 8 морей.

    Наибольшее море – Аравийское, а самое маленькое – Белое. А где ещё 5 морей? Они внутренние и не принадлежат океанам.

    1) Азовское – самое мелкое.
    2) Аральское.
    3) Черное.
    4) Каспийское.
    5) Мертвое – самое соленое.

    - А Вы знаете, что самым штормовым морем в мире считается море, которое омывает берега России – это Баренцево море. На его акватории проходит граница контрастных воздушных масс, которые проникают сюда из Западной Атлантики – теплые и влажные, и из Центральной Арктики – холодные и сухие. Это делает атмосферные фронты очень активными и вызывает штормы. Во время штормов регистрировались волны в 18 – 21 метров (но они очень редки), обычно в центре ураганов высота волны равна 14 метрам. Но в 1933 году была зафиксирована волна высотой 34 метра.

    - Ребята! Какие явления, связанные с водой, вы можете назвать?

    (Демонстрация видеофрагмента о цунами и наводнении.)

    Сценка

    Вбегает в класс пират.

    Учитель: Вы кто такой? И что Вы тут делаете?

    Пират: Я, Тарип. А Вы кто такие? Где я?

    Дети: Мы ученики 6-го класса, и Вы в школе, на уроке географии.

    Пират: Тсссс… Не шумите. (Оглядывается.)

    Учитель: Да как Вы попали сюда, и какое у Вас странное имя – Тарип…

    Пират: Имя как имя, мне нравится.

    Учитель: Нет подождите. Тарип, Тарип. Это ведь пират наоборот.

    Пират: Ну, что вы кричите? Я же просил говорить потише.

    Учитель: Так все-таки, что Вы здесь делаете?

    Пират: Что, что? Прячусь. Меня поймали за пиратство, и теперь меня ждет наказание, меня хотят обезглавить. Вот я и прячусь. (Жалобно.) Вы ведь не выдадите меня?

    Учитель: Ну, хорошо. Мы тебя не выдадим, но загадаем загадку. За какое «пиратство» не наказывают, и что значит «обезглавить реку»?

    (Пират ходит задумчиво и размышляет.)

    Пират: Ну не знаю я, за наше пиратское дело не прощают.

    Учитель: Хорошо, присаживайтесь и слушайте.

    Как известно, вода везде и для неё нет препятствий, она может прорезать прочные породы. А вот реки даже занимаются пиратством. Пиратство – это перехват другой реки. Реки расширяются и видоизменяют свой бассейн за счет своих притоков. В конце концов, река захватывает часть верховья другой реки. Тогда говорят, что река «обезглавлена» другой рекой – пиратом. Вот за это пиратство наказать не могут.

    - А какие реки России, края, района вы знаете? Куда они несут свои воды?

    Все народы почитают и уважают воду. О ней складывают легенды и сказания. Попробуйте объяснить географический смысл пословиц народов разных стран.

    1. Народы Индии издавна подметили «Река не размывает оба берега в одном месте» и «Один берег реки размывается, другой намывается».
    2. В Чечено-Ингушетии заметили «Вода чиста у истока».
    3. Народы Индии говорят «Река высохнет, но русло останется».
    4. «Река своего русла не теряет» - так говорят в Грузии.

    - А у Вас есть загадки о реках? Давайте загадаем и попробуем их отгадать.

    - Реки, ребята, – это артерии планеты, а что называют «Глазами планеты»?

    - Кто знает, сколько озер в России? (Около 2,5 млн. больших и малых.)

    - Какое озеро самое пресное? (Онежское.)

    - Самое горячее? (На побережье Красного моря +48 градусов.)

    - Самое сладкое? (Оз. Сладкое не Урале, в Челябинской области.)

    - Многолико влияние воды на любые стороны природы. Для рельефа она – скульптор, для климата – смягчающий фактор. Вода – поительница живой природы. Много рек и озер на нашей планете. И это ещё не все сокровищницы голубой жидкости. Роль воды в жизни очень велика, никто и ничто не сможет жить без воды на Земле. К воде всегда относились как к чуду природы, и нам с Вами нужно беречь этот дар природы.

    А в заключение, я хочу загадать вам ещё одну загадку, которая и станет вашим домашним заданием.

    «…Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк, схватил ворона с вороненком. Ты лети-ка ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне воды, отпущу твоего вороненка. Принес ворон живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивана-царевича, раны зажили, спрыснул живой водой – Иван - царевич ожил…»

    Так народная сказка повествует о живой воде. Она отражает вековечную мечту людей о чудодейственной воде, залечивающей раны и даже оживляющей людей.

    - Как Вы думаете, существует ли в природе «мертвая» и «живая» вода? Ответ на этот вопрос Вы найдете самостоятельно, а мы на следующем занятии обсудим ваши ответы?


    Шишкова Елена Геннадьевна, учитель географии

    Моркинская средняя школа № 6, пгт. Морки, Республика Марий Эл


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2634
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.