Цель. Дать учащимся теоретические основы скульптуры, о скульптуре – как виде изобразительного искусства на примере выдающихся произведений скульптуры античности и скульптуры 20 века.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point "Скульптура” (Приложение 1)
Ход урока
Учитель рассказывает учащимся о видах скульптуры по технике исполнения, по назначению, о выразительных средствах декоративной и монументальной скульптуры, украшающей наш города, о памятниках выдающимся деятелям, о монументах в честь больших событий, происходивших в нашей стране.
Скульптура (ваяние) – один из видов изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи изображение в ней передается объемными формами. Материалами для скульптуры являются глина, воск и прочие пластические материалы, а также камень, мрамор, дерево, кость и т.д. Для отливки скульптурных произведений используются гипс, цемент, бронза, чугун, сталь, стекло. (Слайд 1; 2)
Искусство ваяния возникло за несколько тысячелетий до нашей эры. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира (анималистический жанр) (Слайд 3)
По технике исполнения скульптура делится на:
- круглую
- рельеф. (Слайд 4)
Круглая скульптура – вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы,
– свободно размещаемые в пространстве;
– не связанные с плоскостью фона;
– обычно требующие кругового обзора.
Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
- Бюст – погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
- Статуэтка – вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера (Слайд 6)
- Статуя – свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
- Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. (Слайд 7)
- Рельеф – вид скульптуры, в котором изображения создаются в не полной объемной форме, частично выступающей над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: (Слайд 10)
- Барельеф – это низкий рельеф, в котором фигуры и предметы выступают над плоскостью, не более чем на половину своего объема. (Слайд 12)
- Горельеф – это высокий рельеф, где изображения значительно возвышается над плоскостью, а иногда лишь касается его. (Слайд 13)
Выразительные средства скульптуры: (Слайд 14; 15)
- Пластичность объема; (гибкость, плавность. выразительность)
- Фактура, его поверхности.
- Насыщенность массы – ощущение тяжести или легкости.
- Цвет (применяется условно)
- Взаимосвязь трехмерной формы и пространства.
Виды скульптуры по назначению: (Слайд 16)
По своему назначению скульптура подразделяется:
– на монументальную;
– на монументально-декоративную;
– станковую;
– скульптуру малых форм.
Монументальная скульптура – скульптура помещаемая на улицах и площадях города, обращается к широким, народным массам и несет в себе большое общественное значение, глубокие идеи. Смотрится с большого расстояния. (Слайд 17)
Виды монументальной скульптуры: (Слайды 17; 18; 19)
- Памятник
- Мемориальная скульптура – памятник частным лицам. (круглая и рельеф) (Слайд 20)
Монументально – декоративная скульптура: – Как монументы и памятники, обращается к широкой аудитории. …(Слайд 21)
Станковая скульптура (Слайды 22; 23)
Станковая скульптура – род скульптуры, предназначенной:
– для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; а также
– для продажи на художественном рынке.
Станковая скульптура:
– рассчитана на восприятие с близкого расстояния;
– не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера;
– предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию.
Главными типами станковой скульптуры являются: (Слайд 24)
- Портрет, статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
- Обнаженное человеческое тело
- Скульптура тематическая: разнообразие по сюжетам и их трактовки
Слайды с 25–30 для закрепления, пройденного на уроке. (Слайды 25; 26; 27; 28; 29; 30)