mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    30
    окт
    Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Принцип интеграции - в основе организации внеурочной деятельности учащихся по физике и астрономии. Сценарий вечера "Звезды… Силой какою вы душу пленяете?" (из цикла "Физики в гостях у лириков").

    Занимаясь проблемой интеграции физики с другими учебными предметами, я также провожу внеклассные мероприятия, которые помогают учащимся видеть физику и астрономию не скучными и строго научными предметами, а вносить элементы эмоционального плана. Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной деятельности учащихся по физике. Провожу интеллектуальные марафоны, которые развивают кругозор школьников, мероприятия из цикла “Физики и лирики”, “Физика и искусство”. Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – это главная задача. На фестиваль я представляю одно из занятий кружка “Мир физики” для шестиклассников, где повторяются и закрепляются астрономические знания, полученные на уроках природоведения в 5 классе. Этот же материал, исключив практическую работу, можно использовать, как внеклассное мероприятие, например, при проведении недели физики, или как вечер, приуроченный к 12 апреля.

    “Звезды… Силой какою вы душу пленяете?”

    Цели:

    • повторение астрономического материала, изученного в курсе природоведения;
    • формирование и укрепление межпредметных связей;
    • воспитание эстетических чувств.

    Оборудование: карта звездного неба, компьютер, магнитофон, аудиозаписи музыки и песен, таблица “Видимость созвездий в средних широтах”

    Звучит музыка группы “Спейс” – “Баллада” (Экама)

    Учитель: Астрономия – одна из древнейших наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба. Наука, религия, искусство – все это, так или иначе, было связано с небом. Жрецы и астрономы древности пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств, народов. Физика и другие современные точные науки начались с практических наблюдений за перемещениями небесных светил.
    Звездное небо – это великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет ее прочесть, откроются несметные сокровища окружающего нас космоса. “Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна”, - так говорил М.В. Ломоносов о бескрайности мира.
    Несмотря на то, что обычными стали полеты космических кораблей и искусственных спутников, повседневная работа космонавтов, космос во многом остается загадкой, будит воображение не только ученых, но и писателей-фантастов, поэтов, художников.… Вспомните слова С. Есенина:

    “Звездочки ясные, звезды высокие,
    Что вы храните в себе, что скрываете?
    Звезды, таящие мысли глубокие,
    Силой какою вы душу пленяете?”

    Не посвященному в секреты астрономии даже трудно себе представить, какое богатство, какое неистощимое творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями. Солнце, Луна, звезды – вечный источник вдохновения для поэтов.

    (Звучит песня А. Дольского “Теплые звезды”)

    Ведущий 1: В поэме Вениамина Хлебникова “Гибель Атлантиды” есть такие строки:

    …И вот плывет между созвездий,
    Волнуясь черными ужами,
    Лицо отмщенья и возмездий,
    Глава отрублена ножами…

    О каком небесном явлении здесь идет речь?

    Ответ: О комете.

    Ведущий 2:

    Да, конечно, это комета!
    “Косматая звезда,
    Спешащая в никуда
    Из страшного ниоткуда.
    Между прочих овец приблуда,
    В златорунные те стада
    Налетающая, как Ревность, –
    Волосатая звезда древних”

    (М. Цветаева “Комета”)

    Ведущий 3: В 1908 году Константин Бальмонт писал:

    “По яйцевидному пути
    Летит могучая комета.
    О чем хлопочет пляской света?
    Что нужно в мире ей найти?

    Она встает уж много лет,
    Свой путь уклончивый проводит,
    Из неизвестного приходит,
    И вновь ее надолго нет.

    Как слабый лик туманных звезд,
    Она в начале появленья –
    Всего лишь дымное виденье,
    В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.

    Но ближе к Солнцу – и не та.
    Уж лик горит, уж свет не дробен,
    И миллионы верст способен
    Тянуться грозный след хвоста.

    Густеет яркое ядро,
    И уменьшается орбита.
    Комета светится сердито.
    Сплошной пожар – ее нутро”

    Учитель: Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода, болезней. У Вильяма Шекспира в пьесе “Юлий Цезарь” можно прочитать такие строки:

    “В день смерти нищих не горят кометы,
    Лишь смерть царей огнем вещает небо”.

    Но кометы – явление достаточно редкое, а больше всего и чаще всего на небе мы наблюдаем звезды.

    Ведущий 1: В сочинениях Козьмы Пруткова читаем такие строки:

    “Но вот уж меркнет Солнца луч,
    Выходит месяц из-за туч
    И освещает на пути
    Все звезды Млечного Пути”

    Как известно, Млечный Путь – это наблюдаемая на звездном небе неярко светящаяся полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд. Но почему возникло такое название – Млечный Путь?

    Ответ: Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.

    Учитель: Небо удивительно, созвездия прекрасны и таинственны. В древности было сложено много легенд о созвездиях. Вам знакомы они?

    Ответы учащихся. (Например, легенда о красавице Кассиопее, ее муже Цефее, их дочери Андромеде; легенда об охотнике Орионе и др.)

    (Звучит песня “Созвездье Гончих Псов” (И. Якушенко, И. Шаферан) – гр. “Диалог”)

    Ведущий 2: У Вильяма Шекспира в “Юлии Цезаре” имеются строчки, посвященные Полярной звезде:

    “Полярная звезда: она недвижна –
    И в целом небе нет подобной ей.
    На небе много звезд; их всех не счесть,
    И все они блестят и все мерцают.
    Но лишь одна не изменяет места”

    Учитель: В Древнем Египте Полярную звезду представляли усыпальницей (вознесенной на небо бочкой из благовонного дерева) Осириса, которого убил его брат, бог пустыни Сет.
    Древние индийцы видели в Полярной звезде Дхруву, царского сына, который, уйдя из мира, хотел найти прибежище у бога Вишну. Три тысячи лет в уединении он думал о Вишну, и за твердость и постоянство бог вознес его на небо, обратив в Полярную звезду.
    С Малой Медведицей связана легенда о рождении главного божества греков Зевса. Чтобы спасти своего сына от его отца Кроноса, богиня Гея унесла Зевса на вершину горы Иды, в священную пещеру, и оставила на попечение нимфам. Нимфы и их мать Мелисса (ее также называли Кинозура) трогательно заботились о будущем владыке мира. В благодарность Зевс позднее вознес Мелиссу на небо, определив ей там самое почетное место. На многих старинных картах Малая Медведица именуется Кинозурой. Однако это название, означающее “хвост собаки”, больше употреблялось для обозначения Полярной звезды.

    Практическая работа
    “Нахождение созвездий по карте звездного неба”

    Используется карта звездного неба, немая карта звездного неба,
    таблица “Видимость созвездий в средних широтах”

    Название созвездия Видно вечером Видно всю ночь Видно после полуночи Не видно
    совсем
    Андромеда с февраля осенью с августа март – май
    Близнецы в апреле зимой с сентября в апреле
    Б. Медведица

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Большой Пес с апреля зимой с октября май – июнь
    Весы с апреля май – июнь с января сентябрь – ноябрь
    Водолей с декабря сентябрь с июня январь – март
    Возничий - в декабре с октября частично незаходящее
    Волопас - в мае с января частично незаходящее
    Волосы Вероники с июня в апреле с декабря сентябрь – ноябрь
    Ворон с июня в апреле с декабря в ноябре
    Геркулес с сентября в июне с марта частично незаходящее
    Гончие Псы с июня в апреле с декабря частично незаходящее
    Дева с июня апрель – май с декабря в августе – октябре
    Дельфин с декабря август с мая январь – март
    Дракон

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Жираф

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Змееносец с сентября июнь - июль с марта декабрь – январь
    Змея с сентября май - июнь с марта октябрь - декабрь
    Кассиопея

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Кит с января в октябре ноябрь-декаб. март – май
    Козерог с декабря в авг.-сентяб с июня январь - март
    Лебедь с декабря в авг.-сентяб с мая частично незаходящее
    Лев с мая март-апрель с ноября июль-сентябрь
    Лира

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    М. Медведица

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Малый Пес с апреля в феврале с октября май – август
    Овен с февраля в ноябре с сентября март – май
    Орел с ноября в августе с мая декабрь – февраль
    Орион с апреля в январе с сентября май – июнь
    Пегас с января в сентябре с июля январь – март
    Персей с марта в декабре с августа частично незаходящее
    Рак с мая в феврале с октября июль – сентябрь
    Рыбы с января в октябре с июля февраль – апрель
    Северная Корона с июля в июне с января октябрь – декабрь
    Скорпион с сентября в июле с февраля октябрь – ноябрь
    Стрелец с октября в июле с марта ноябрь – январь
    Телец с марта в дек.-январе с сентября апрель - июнь
    Цефей

    НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ

    Вопрос: Как вы думаете, ребята, кому посвящены такие строки:

    “Прекрасно светишь ты на небосводе,
    О, Антон, живущий и начавший жизнь”?

    Ответ: Солнцу.

    Учитель: Верно. Это строки из произведения Эхнатона “Гимн Солнцу”. Древние люди поклонялись Солнцу как божеству, дарующему жизнь.

    (Звучит песня “Мой брат Солнце” (Деланное, Теодоракис) – Далида)

    Ведущий 3: Солнце – пылающий огненный шар, “очень экономно” расходующий свою энергию. Оно – желтый карлик. Движется в пространстве, как и другие звезды. По отношению к соседним звездам Солнце перемещается в направлении созвездия Геркулеса со скоростью 72000 км/с, увлекая с собой девять планет…
    Русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов высказал в оде “Рассуждения по случаю полярного сияния” в 1743 году мнения о Солнце, очень близкие к современным научным представлениям:

    “Там огненны валы стремятся
    И не находят берегов,
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков;
    Там камни как вода кипят,
    Горящи там дожди шумят”.

    (Звучит песня “Беспокойное Солнце” (Я.Кеслер, С.Кирсанов) – гр. “Мозаика”)

    Учитель: Наиболее часто поэты обращаются к звездопаду. С “падением звезд” связано много легенд. И конечно, такое удивительно прекрасное зрелище приковывает сердца поэтов и композиторов. Послушайте стихотворение Марины Цветаевой…

    Ведущий 1:

    Август – астры,
    Август – звезды,
    Август – гроздья
    Винограда и рябины
    Ржавой – август!

    Полновесным, благосклонным
    Яблоком своим имперским,
    Как дитя, играешь, август.
    Как ладонью, гладишь сердце
    Именем своим имперским:
    Август! – Сердце!

    Месяц поздних поцелуев,
    Поздних роз и молний поздних!
    Ливней звездных –
    Август! – Месяц
    Ливней звездных!

    Вопрос: На самом ли деле в августе часто можно видеть “падающие звезды”?

    Ответ: Падающие звезды – это метеорные тела. Месяц август действительно богат метеоритными дождями.

    Ведущий 2:

    Вокруг сияющего света,
    Что вечно льет источник дня,
    Кружатся легкие кометы,
    Как мотыльки вокруг огня.

    Сгорают их мечты и грезы
    Под жгучим солнечным лучом.
    И часто падают их слезы
    К нам с неба огненным дождем.

    (Н. Морозов)

    (Звучит песня “Две звезды” (И. Николаев) – А. Пугачева, В. Кузьмин)

    Учитель:

    Стихи растут, как звезды и как розы,
    Как красота – ненужная в семье.
    И на венцы и на апофеозы –
    Один ответ: – Откуда мне сие?

    Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
    Небесный гость в четыре лепестка.
    О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
    Закон звезды и формула цветка.

    И в заключение нашей встречи мне хочется вам исполнить песню “Баллада об упавшей звезде”. Послушайте, пожалуйста. (Исполняется песня)
    Я благодарю вас за сотрудничество. Надеюсь, что наше занятие оставит у вас хорошие и добрые чувства, и вы, смотря на звездное небо, любуясь его красотой, будете вспоминать все то, о чем мы говорили сегодня.

    Литература:
    1. Асташина Т.Н. “Мне звезда упала на ладошку” - “Физика в школе”, № 3, 1997
    2. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: “Рипол классик”, 1997
    3. CD “Открытая астрономия 2,5” - ООО “Физикон”, 2002
    4. www.ASTROLAВ.ru – Российский астрономический портал


    Плахова Елена Викторовна, учитель физики


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4295
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.