mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    29
    ноя
    Воспитание нравственных качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной работы
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Воспитание
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры. Воспитание - второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов построена работа с классом.

    Приоритетность воспитательной практики одно из условий экспериментальной работы школы модели “Экология и Диалектика”.

    Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе в своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности.

    Как это сделать? Этот вопрос встал передо мной, когда я получила 1 сентября новый 5 класс, в котором провела анкетирование с целью изучения кругозора личности.

    Вопросы анкеты предлагаются вашему вниманию.

    1. Какому из видов искусства отдаёте предпочтение?
    2. Занимаетесь ли в студиях, центрах, школах помимо общеобразовательной школы?
    3. Какую художественную литературу читаете? Назовите интересные вам жанры, любимого писателя.
    4. Как вы относитесь к изобразительному искусству? Кого из художников и за что наиболее цените?
    5. Увлекаетесь ли путешествиями, походами? Что главное для вас в этих видах отдыха?
    6. Систематически или по настроению читаете?
    7. Посещаете ли выставочные залы, музеи? Назовите яркие впечатления от одного-двух посещений.
    8. Бываете ли вы в театрах? Какой спектакль оставил глубокий след? Чем?
    9. Чувствуете ли вы классическую музыку? Умеете ли слушать симфонии?

    Проанализировав анкеты, пришла к выводу о том, что кругозор большинства учащихся класса узок.

    Я задумалась: что может быть реально противопоставлено этому негативному явлению? Какие цели выбирать: благородные, но лёгкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как сохранить идеалы в наше непростое время? И от того, как я смогу решить эти вопросы, зависит моя способность воспитать детей.

    Воспитание – второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребёнка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов я построила свою работу с классом. Нужно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

    На уроках литературы мы изучали такие произведения, как арабские народные сказки “Тысяча и одна ночь”, Н.С. Лесков “Левша”, Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, по которым в театрах города поставлены спектакли, просмотренные мной с ребятами и родителями.

    Цели просмотра: приобщить учащихся к театру; научить сравнивать художественное произведение со спектаклем. Но прежде детям нужно было выработать навыки поведения в театре, в общественном транспорте. Была проведена серия классных часов по культуре поведения, на которых учащихся познакомились с нормами поведения и с необходимостью их придерживаться, то есть учитель передавал ребенку знания о данных нормах. После этого были проиграны некоторые ситуации несколько раз. Это помогло учащимся выработать навыки поведения в театре (Фрагмент классного часа прилагаю).

    Знакомство с правилами поведения в театре:

    1. Посещение театра начинается еще дома. Небезразлично, в каком виде вы придете в театр. Приятно, когда в театр идут не в повседневном платье или костюме, а в выходном. Словом, устроить себе и окружающим праздник, повышающий настроение.
    2. Мальчики при входе должны пропускать девочек вперед, помочь им снять одежду и сдать её в гардероб. В театре мальчик должен быть кавалером.
    3. Проходить на свои места в зрительном зале можно только лицом к сидящим. При этом девочек пропускать вперед.
    4. Не надо вступать в спор, если твоё место оказалось занятым. Следует в этом случае попросить билетершу или кого-либо из служащих театра выяснить недоразумение.
    5. Обсуждать содержание пьесы и игру актеров лучше в антракте.
    6. Конфеты и другие лакомства надо есть до начала действия.
    7. Совсем необязательно выражать свои чувства чересчур эмоционально, перекрикивая друг друга или аплодируя во время действия, мешая тем самым артистам.

    Заканчиваю знакомство с правилами поведения в театре словами И.В. Гёте: “Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленной каре, как преступление против ее величества публики”.

    Кроме посещения театров мы часто проводим уроки-экскурсии. Так, урок знакомства с биографией и творчеством П.П. Бажова проходил в музее в г. Екатеринбурге. Перед экскурсией был проведен классный час на тему “Улица полна неожиданностей”, на котором учащиеся познакомились с правилами поведения в поездке:

    1. В автобусе вести себя спокойно. Помнить о том, не причиняют ли неудобства его действия окружающим людям.
    2. Соблюдать чистоту в автобусе.
    3. В случае необходимости помочь своему соседу.
    4. Молодой человек должен первым выходить из автобуса и помочь сойти девочке.
    5. Не шуметь, не выражать свои чувства во время экскурсии чересчур эмоционально.
    6. Не ходить в непосредственной близости от проезжей части улицы.

    Заканчивается классный час отрывками из стихотворения О. Высотской.

    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте.
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.

    Таким образом, мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

    Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.

    Форма уроков-экскурсий несёт в себе большой воспитательный потенциал. Учащиеся, побывав в доме писателя, познакомившись, с его биографией и творчеством, и предметами быта, проявляют больший интерес, как к урокам литературы, так и непосредственно к личности этого писателя. А это в свою очередь оказывает огромное воспитательное значение на учащихся. Узнав, что семья Бажовых почитала труд как единственный смысл своей нелегкой жизни, учащиеся по-другому стали относиться к трудовым делам в школе и классе.

    Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают уроки знакомства с личностью других поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова оказывают. А также большое влияние оказывает изучение произведений этих писателей.

    Например, изучая отрывок из поэмы Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, проводим беседу по следующим вопросам:

    1. В чём проявляется красота русской женщины?
    2. Какие качества свидетельствуют о внутренней чистоте крестьянки? Какова она в работе и отдыхе, в минуты опасности и беды?
    3. Что для нее является мерилом человеческой ценности, критерием отношения к человеку и залогом семейного благополучия?

    Во внеурочное время регулярно проводятся литературные гостиные по творчеству этих и других писателей, и это тоже оказывает огромное воспитательное воздействие на учащихся.

    Таким образом, приобретая на уроках определенные знания и умения, у учащихся вырабатываются общественные мотивы поведения.

    Тайна искусства воспитания как-то ускользает от нас, хотя в каждую эпоху по-своему пытались обозначить её суть. Эта тайна, вероятно, относится к вечным вопросам человечества, таким как счастье, свобода, совесть, любовь, добро и, следовательно, каждый раз с приходом нового времени заново приходится её отыскивать.


    Сурина Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4928
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.