Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
(К.С. Станиславский –актер, режиссер, теоретик театра)
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком – это формировать гармоническую личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография – это театр. С первого года работы в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр. Я преклоняюсь перед его могуществом и возможностями.
Театр – это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, удивительный художник фантазер и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений. У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я замечала что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.
Невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла, она во все времена была неизменным спутником человека. Древние египтяне изготавливали каменные фигуры для празднеств, посвященных богам. Древнеримские статуи поворачивали головы и кивали. Русские Петрушки высмеивали людские пороки. В наше время театры кукол действуют в школах, загородных лагерях, в центрах детского творчества и просто в больших дружных семьях. Вспомним, у каждого в детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, осветительной аппаратуры, декораций. Он создавался из окружающих предметов нашего воображения.
На последнем уроке оставляю время для подведения итога учебного дня. Для детей это самый ожидаемый момент. Ведь я о каждом произнесу добрые слова перед всеми ребятами и вручу "приз". Приз – громко сказано. Он представляет собой полуфабрикат, т. е. изображение героя из сказки или мультфильма. Он делается очень быстро. Вначале на сложенном альбомном листе обвожу и вырезаю фигурку персонажа по шаблону, получаю сразу несколько заготовок. Простым карандашом намечаю лицо, одежду. Остальное – дело рук юных художников. Дети достают карандаши, фломастеры, клей. Герои сказок оживают на глазах. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. На протяжение нескольких дней вручаю персонажей одного произведения, пока дети не соберут полный набор. Раскрашенные заготовки наклеиваются на бумажное колечко для пальца. Вот и готова первая кукла, выполненная своими руками. Не успеют ребята склеить куклу, как тут же начинают разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательные минуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, можно подметить в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. Мнение о ребенке может измениться, причем в положительную сторону. Понимаю, не будь этих последних минут после занятий, так бы и осталось что-то очень важное, не замеченное мной во время напряженных уроков и коротких переменок.
Некоторые дети замолкают и выжидательно смотрят на меня: "Что с учительницей, почему она задумчиво глядит на нас?" Я чувствую, нужно перейти к следующему этапу. Прошу самых смелых показать перед всеми сценку-экспромт вместе с другом или соседом по парте. Желающих много. Вдвоем или втроем сочинять легче, быстрее и увлекательнее.
В течении первого года у ребят накапливается много пальчиковых кукол. Их хранят дома в коробках из-под обуви, посуды и др. Некоторые дети героев каждой сказки собирают отдельно в маленькие коробочки и подписывают их: "Колобок", "Репка" и т. д. Кукол дарят друзьям на дни рождения, несут в гости в качестве сувениров для хозяев, с братьями и сестрами создают домашние кукольные театры. Так первом классе начинаю работу по созданию кукольного театра. Пальчиковые куклы становятся нашими первыми "актерами".
На одном из занятий кружка предложила детям придумать свои куклы, используя подручный материал. На следующий день появились куклы из носовых платков, спичечных коробков, конфетных оберток, проволоки, капсул шоколадных яиц, пластмассовых баночек, флаконов от духов. Наш первый класс обучался на базе д/сада. Заведующая временно предоставила в наше распоряжение коробку перчаточных кукол. Наши возможности расширились: теперь мы могли ставить сценки и с этим видом кукол. В конце первого класса дети уже могли управлять разными куклами: пальчиковыми, перчаточными и выполненными из подручного материала. Основной темой для работы с детьми в первом классе были "Русские народные сказки". Мы подготовили с перчаточными куклами большое театрализованное представление "По мотивам русских народных сказок" и выступили перед учителями и родителями. Показали пьесы: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба". Все три сказки были переделаны на современный лад. "Курочка Ряба" была поставлена по пьесе В. Мамонова, "Репка" – в переработке Ю. Кушака, а "Колобок" был нашим детищем и переделан классным авторским коллективом.
Кукловодами хотели быть все. Детей привлекала возможность играть за ширмой не показываясь открыто публике. В конце спектакля, под аплодисменты зрителей все выходили смущенные, но очень гордые. На каждый спектакль готовили две отдельные группы артистов. Поэтому никто из детей не был обижен, все были заняты в постановках. Во время работы над пьесами мы сделали много маленьких самостоятельных открытий. Например, вот чему научил нас неосмотрительный "Колобок". Сначала мы готовились по тексту русской народной сказки. На репетиции заметила, что последний акт дети играют без особого энтузиазма: глаза грустные, движения вялые, голоса тусклые. Причина? Детям не нравится конец сказки. Отлично! давайте придумаем свою концовку. Посыпались предложения: у Лисы зубки затупились, Колобка спасает Сорока, сообщающая об опасности; Волк устраивает ссору с Лисой и т. д. Доброе детское сердце не может смириться с жестоким наказанием, пусть даже очень хвастливого героя. Мы переделали народную сказку, и ребята стали с воодушевлением доигрывать последний акт пьесы. В жизни должно быть больше добра! Колобок был проучен, но остался живым и здоровым. После этого случая мы почувствовала себя увереннее, стали придумывать эпизоды к другим постановкам. Рождалось коллективное творчество, а дети становились раскованнее и увереннее. Так Колобок помог ребятам узнать, что литературное произведение и его постановка на сцене могут совсем не совпадать. Бывает, получаются совершенно самостоятельные произведения, но от этого не теряют художественной ценности.
Мы ходили на все кукольные спектакли, которые можно было увидеть в нашем городе на сценах Дворца культуры и в Центре Детского Творчества. Вернувшись в класс, долго обсуждали, отмечая игру артистов, изменения внесенные в пьесу. Рисовали иллюстрации к спектаклям, писали по ним сочинения. Началось формирование грамотного зрителя и критика. Итак, в первом классе дети получили начальные представления о театре и сделали первые шаги в роли артистов.
Во время представлений всегда нахожусь в зале среди публики. Для меня важно почувствовать реакцию зрителей, увидеть со стороны игру моих ребят, проанализировать недостатки и заметить достоинства. Все это необходимо для дальнейшей доработки спектакля.
Постепенно наши куклы заговорили на русском и башкирском языках. Во 2-ом классе начали изучать башкирский язык и в нашем репертуаре появились башкирские сказки и сценки: – "Лиса и заяц", "Почему Косолапый не вышел гулять", "Легенда о Зухре", др. В 3-м классе по теме "Авторские сказки" поставили пьесы "Три поросенка" Ш. Перро, "Терем-Теремок" С.Я. Маршака, "Сценки из школьной жизни" по мотивам произведений Б. Заходера, В. Лифшица, С. Михалкова, К. Чуковского, М. Горького. На занятиях кружка в 4 классе познакомились с повестью Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком!" и решили инсценировать. Многие приключения той повести перекликаются с событиями, происходящими в нашем классе: любовь девочек покомандовать, верная мальчишеская дружба, проблемы с учебой. Ребятам понравился легкий юмористический тон В. Медведева. Вместе с куклами выступали и сами дети, играя школьников, своих ровесников. Они уже не боялись простора сцены, а ловко придумывали выразительные движения для себя. Благодаря "Баранкину", наш кукольный кружок перерос в кукольно-драматический, но с тем же полюбившимся названием "Теремок".
Предлагаю вашему вниманию несколько мини-сочинений моих ребят.
"Любишь играть – люби за собой прибирать".
Девочка долго играла на улице в снежки. Вечером она пришла домой и села смотреть телевизор. Варежки забыла посушить на батарее и они остались лежать на полу в прихожей. Им стало очень обидно, что про них забыли. И варежки стали горько плакать. К утру около них была целая лужа слез. (Беломоина Наташа, 2 класс)
"Без друга в жизни туго".
В снеговом облаке жила одна снежинка. Однажды она полетела вниз и упала на елку. Елка спросила: "Ты кто такая? – "Я снежинка, а ты кто?" – "А я елка" – "Можно мне передохнуть на твоих иголках?" – спросила снежинка. "Конечно, можно, и мне теплее будет" – обрадовалась елка. (Шаронина Даша, 2 класс)
"Вежливость".
Жила-была одна снежинка. Подул ветерок, она полетела и упала на тропинку. Мимо проходил охотник. Он услышал тоненький голосок. Голосок был как у мышки: "Отпустите, пожалуйста". Охотник наклонился и увидел маленькую снежинку под сапогами. Ему стало жаль малышку. Он шепотом сказал: "Извини". И убрал свою ногу. (Сабитова Алина, 2 класс)
Загадка
Яблоко. | Небылица. |
Вишу высоко-высоко,
Падаю низко-низко. Снаружи красно или желто, А внутри сладко и кисло.
(Сабитова Алина, 3 класс) |
На телеге понарошку
Ехал дедушка с картошкой. Вместо картошки сидят там три кошки, Вместо лошадки - одна куропатка. А вместо дедуси... сидят две бабуси. (Абдрахимова Рамиля, 3 класс) |
Эмблема, гимн и пригласительные билеты – также плоды нашей коллективной фантазии. Познакомьтесь с эмблемой нашего театра: на фоне стилизованного сказочного теремка раскрытая детская ладошка. На каждом пальце по одной кукле.
В 3-м классе сочинили гимн, который исполняем под мелодию детской польки.
В "Терем-теремочке" сказочном
Дружно, весело мы живем. Мишки, куклы, лисы, зайчики Песню о себе вам поем. |
И бумажные, и тряпичные,
И на ниточках мы порой. Злые, добрые, симпатичные, Не живые мы, но с душой! |
На занятиях кружка дети не могут сидеть чинно за партами, внимая моим рассказам, а находятся в постоянном движении: сочиняют и показывают этюды, отрабатывают жесты и речь, репетируют отрывки пьес. Теоретический материал ребята узнают и запоминают из моих рассказов во время репетиций, постепенно усваивают театральную лексику. Мы ведем иллюстрированный альбом, в который записываем слова и понятия, связанные с театром. Альбом назвали "Театральный словарик".
учитель начальных классов,
СОШ № 6, г. Ишимбай
,