Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один.
У. Блэкстоун
Введение
Проблема общения за последние годы стала предметом изучения многих наук и это не случайно, ведь общение-необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Поскольку педагогический процесс предусматривает взаимодействие преподавателя и учащегося, умение общаться -одно из непременных условий достижения педагогического мастерства.
А. Фрейд, детский психоаналитик считает, что перед школьными учителями стоят три серьезные опасности в отношениях с детьми:
Первая опасность появляется тогда, когда учителя старших классов игнорируют данные о ранних этапах развития пришедшего в школу ребенка.
Вторая опасность состоит в том, что близкое общение с детьми приводит к уничтожению границы между миром детей и взрослым миром. Педагог, расстается со взрослыми ценностями и начинает жить в мире детей.
Третья опасность, угрожающая учителям, связана с тем, что у них может возникнуть такая сильная привязанность к какому–то конкретному ребенку, что он станет восприниматься как свой собственный.
Существует лишь один выход для педагога– его интерес к конкретному ребенку должен развиваться дальше, до тех пор, пока он не превратится в более общий и менее личный интерес ко всему процессу взросления, затрагивающий все области.
В связи с высказыванием А. Фрейд у преподавателей возникли вопросы, на которые она ответила следующим образом:
1 вопрос: Если мы примем эту точку зрения, то не откажемся ли мы тем самым от индивидуального подхода к каждому ребенку?
Таким способом ребенок становится по–настоящему интересным объектом для преподавателя. Мы задаемся вопросами, как далеко он зашел в своем развитии, чем мы можем помочь ему, в каком направлении он развивается. Если педагог замечает в ребенке нечто, напоминающее ему о его детстве, у него появляется желание помочь ему и уберечь его от выпавших на его долю переживаний. Он будет на редкость заботлив и терпелив по отношению к нему. Но что же будет с ребенком, напоминающим ей брата, с которым она постоянно ссорилась, или себя в тот момент развития, о котором ей не хочется вспоминать? За каждого ребенка, выигрывающего за счет того, что он значит что–то в ее жизни, страдает другой ребенок. Такова опасность индивидуального подхода. В какой–то мере учитель отождествляет себя с выбранными им детьми и пытается скорее помочь себе, чем ребенку. Педагог не может быть полностью беспристрастным, но, если его заинтересует процесс взросления, все дети станут ему интересней и его отношение к ним станет более объективным.
2 вопрос: Что вы думаете о проблеме детей, которым дома не хватает положительных эмоций?
По обусловленным войной причинам (1914 г.) дети не получали достаточного количества пищи, и было замечено, что успеваемость голодного ребенка ниже, чем сытого. Школьные завтраки появились впервые именно в этот период. После этого было замечено, что плохо выспавшийся ребенок тоже не в состоянии хорошо учиться. Отсутствие привязанности также влияет на поведение ребенка в школе. Замечено и влияние домашнего окружения на состояние интеллекта ребенка.
Таким образом, преподаватели получили знания, связанные с физическими потребностями ребенка, его социальным окружением, эмоциональной атмосферой и его потребностью к привязанности. Предназначение учителя вовсе не заключается в замене матери, ребёнок хочет, чтобы мать его любила, но не обучала. В основе его отношения к матери лежит требование исполнения его инстинктивных желаний. Его отношение к учителю меньше связано с инстинктами; это желание отдавать и принимать. Одна из задач учителя состоит в том, что он должен расширять опыт взаимодействия ребенка в социальном окружении, а не просто дублировать уже имеющийся у ребенка опыт жизни в кругу семьи.
3 вопрос: Должен ли учитель пытаться помочь проблемному ребенку?
Это может зависеть от возраста ребенка. Помощь ребенку с личными проблемами путем их понимания входит в задачи учителя. Но если это предполагает близкие отношения между ребенком и учителем, наподобие отношений между ребенком и психотерапевтом, то такое взаимодействие находится за пределами обязанностей учителя.
Он может помочь ребенку, варьируя свои требования и свое отношение к нему. Но всегда надо помнить, что учитель не является ни матерью, ни терапевтом.
4 вопрос: Должен ли учитель показывать свою привязанность к ребенку?
Учитель, относящийся к ребенку объективно, может сохранить с ним теплые, устраивающие последнего отношения. Но эмоциональная привязанность не должна принимать угрожающие масштабы. В целом физический контакт с ребенком должен оставаться привилегией матери. Это справедливо для детей любого возраста. Нормальный ребенок не потребует физического контакта в классе, если эта потребность удовлетворена дома. Ребенок, лишенный этих контактов, нуждается в замене матери, а эту функцию, как было сказано выше, учитель не должен брать на себя . Отношения учителя и ребенка должны принимать форму, отличную от физического контакта.
5 вопрос: В чем будет заключаться интерес преподавателя к ребенку, если его эмоции окажутся под таким строгим контролем?
Личность ребёнка разделена на три области: (1) инстинктивные импульсы, требующие удовлетворения , (2) эго, регулирующее удовлетворение инстинктов и создающее связи с окружением, (3) суперэго, возникшее из самоидентификации и содержащее в себе личные требования индивида его представления о морали и идеалах.
Глубокое понимание структуры личности помогло бы педагогам избежать однотипного обращения с детьми различных возрастов. Вместо того, чтобы способствовать или препятствовать исполнению желаний ребенка, учитель должен дать ему возможность самостоятельного разрешения моральных конфликтов, то есть влиять на него косвенным образом посредством его идей и ценностей.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
Интерактивное, это выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Неотъемлемая часть интерактивного общения это кооперация и конкуренция. Основное отличие кооперации – взаимопонимание участников общения. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения вступающих в контакт людей имели точки соприкосновения. Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Ценятся же всегда доброжелательность, приветливая улыбка на лице, искреннее доверие к людям, такт в отношениях с ними. За ответственность, порученное дело, за сказанное слово. К тому, у кого успехи в учебе, труде, общественной работе, у кого все ладится дома, невольно тянутся люди, он симпатичен окружающим, у него дружеские отношения с большим кругом людей.
Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашего внутреннего состояния, от нашей самооценки. Низкая самооценка затрудняет контакты с людьми, завышенная – мешает установлению добрых взаимоотношений с большинством членов коллектива.
Взаимоотношения улучшаются, отношение к другим людям крепнет, когда мы делаем им добро. Причем, как это ни парадоксально, лучше относится к партнеру не тот, кто добро получает, а тот, кто его делает.
Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые в силу своего общественного положения выступают организаторами различных видов деятельности, обладают притягательностью, обаянием. Притягательность – результат человеколюбия, умения понять другого человека, готовность не только сочувствовать, но и сопереживать ему и, что значительно труднее, радоваться его успехам. Ведь нормы и ценности любого коллектива определяют его лидеры. А от того, уважаем ли классный руководитель, авторитетны ли лидеры, в значительной мере зависит психологический климат в коллективе. Подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, но подчинять свои желания интересам коллектива. Непременным условием успешного общения между лидером–преподавателем и учащимися являются тактичные, уважительные отношения между ними. В этих отношениях особенно недопустимы скомпрометировавшие себя “накачки”, “разносы”, “нотации”, “вызовы на ковер”.
Социологические исследования показывают, что быстро овладевают качествами профессионального руководителя и начинают умело управлять коллективом люди высокоидейные, принципиальные в отношениях с учащимися, любящие свое дело. В отношениях с людьми они, как правило, демонстрируют спокойную сдержанность, вежливую строгость, неназойливую пунктуальность; в деловые отношения включают дружеский разговор, душевную улыбку; они всегда предоставляют учащимся возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу, даже возразить старшему, что далеко не всегда является пререканием.
Затрудняет кооперацию взаимодействия неуважительный тон. Максимальной отдачи от подростков добивается терпеливый, вежливый, внимательный педагог. Опытный преподаватель, заметив ошибку учащегося, промахи в работе, чтобы не раздражаться, старается говорить медленно и негромко. Объясняя, как исправить ошибку, обращается не непосредственно к допустившему ее, а ко всем присутствующим, что позволяет создать деловую и спокойную обстановку. Похвала, высокая оценка вдохновляют, стимулируют успешный труд.
Характерные черты опытного педагога – скромность и простота в обращении с людьми. Он не приписывает лично себе успех учащегося или возглавляемого им коллектива, не кичится собственными заслугами и, в то же время, в случае неудачи, в первую очередь стремится исправить упущение, а уже потом принимает решение по поводу случившегося. Правильное поведение педагога, его стремление отмечать успехи учеников и поддерживать их в случае неудач способствуют развитию у них столь необходимой при интеракции инициативы.
Большое значение в налаживании интерактивного общения имеет оптимизм преподавателя. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация. Оптимизм регулирует отношения преподавателя с учащимися и коллективом. Подлинному лидеру необходимо чаще улыбаться, даже в напряженной ситуации.
Тактичное, с оттенком юмора, отношение способствует безболезненному переключению молодых людей, их поведения с нежелательных поступков на необходимую деятельность. Юмор повышает эффективность педагогического воздействия. Дети не любят серости, уныния. У них сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Мало того, смех благотворно влияет на нервную систему, тонизирует общающихся.
Но вот что обязательно для каждого педагога, стремящегося эффективно работать, – это любовь к ученикам, удовлетворение, радость от общения. Такой преподаватель и коллектив учащихся возглавляет не ради очень призрачной в педагогике карьеры, не ради заработной платы, а ради живых людей. И школьники платят ему взаимностью. Одно из слабых мест в работе многих преподавателей – это неспособность адекватно оценить подопечных, неумение влиять на атмосферу в классе.
Беседы и наблюдения показали, что некоторые преподаватели не чувствуют атмосферу в коллективе. Расхождение в оценке членов группы между преподавателем и самой группой, незнание морально–волевых качеств школьников нередко приводят к конфликту и говорят о недооценке учителем серьезного подхода к организации воспитательной работы.
Кооперация взаимодействия характеризуется степенью единства взглядов и мнений членов коллектива по поводу событий и лиц, значимых для реализации деятельности, готовностью в любой момент прийти на помощь товарищу в учебе или работе, выполнением каждым членом коллектива посильных для него обязанностей, взаимной выручкой и взаимной ответственностью.
Важнейшая задача каждого педагога – добиваться того, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали самыми авторитетными, а лидерами коллектива оказались ученики с наиболее высокими морально–волевыми качествами.
Настоящих вожаков коллектива отличают уверенность в себе, решительность, самостоятельность, умение навязать товарищам необходимый в данной обстановке стиль поведения. Их следует учить правильному поведению в трудной для группы ситуации, ровному отношению к товарищам, умению сопереживать, отказаться от агрессивной реакции на неудачные действия кого–либо из членов коллектива, прибегая в таких случаях к дружескому совету, выдержанному поведению. Их следует убедить, что в коллективе всегда будут люди, недовольные их поведением. Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитательное влияние на учеников только в коллективе, где царит высоконравственная атмосфера.
Важнейшее условие успешного интерактивного общения – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Нередко преподаватель недоволен каким–либо школьником, не замечая, что сам провоцирует его на нарушение дисциплины. Так, постоянные угрозы подрывают авторитет преподавателя, приучают учеников безразлично относиться к замечаниям старшего. Тяга учителя к нравоучениям, долгие рассуждения на моральные темы формируют равнодушное отношение к словам, его просто перестают слушать. Грубость, бестактность, как правило, вызывают ответную грубость. Халатное отношение к выполнению домашних заданий, забывчивость, неисполнительность– результат низкой требовательности преподавателя, отсутствия строгого контроля и проверки заданного.
“Эффективные” педагоги за одинаково хороший ответ больше хвалят слабого ученика, а за одинаково плохой – выражают неудовольствие прежде всего в адрес сильного учащегося. “Неэффективные” преподаватели, наоборот, сильному учащемуся прощают неудачу, а слабого по привычке отчитывают, а при хорошем ответе превозносят успех сильного учащегося и “не замечают” удачи отстающего. Особого внимания требуют молодые люди с повышенной возбудимостью, трудные подростки и юноши. Работая с ними, необходимо до минимума сократить замечания, исключить из своего арсенала упреки и угрозы. Выбить их из колеи, превратить из союзников во врагов можно очень быстро, позволив себе равнодушный зевок, мимолетную ухмылку, язвительное замечание. Простое упоминание в присутствии их товарищей об отрицательных чертах характера, демонстрация (фактически передразнивание), как они неумно отвечают, провоцируют их на грубость, нежелание заниматься на уроке, восстанавливают против преподавателя. И, наоборот, дружеская улыбка, успокаивающее прикосновение, спокойный голос старшего быстро ликвидируют эмоциональное напряжение, предупреждают стрессовую реакцию.
Поставив перед группой занимающихся единую цель, организовав их совместную деятельность, направленную на достижение этой цели, воспитывая у них дружбу, коллективизм и товарищество, стремясь к тому, чтобы они выполняли свои обязанности с удовольствием, с радостью, можно сформировать дружный коллектив, добиться кооперации взаимодействия его членов.
Ошибки учителя, приводящие к конфликту
Многочисленные, вызывающие конфликты, ошибки в стиле руководства можно свести в семь групп:
1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели. Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями школьников, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной учебы, работы, отдыха учеников. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников жизни в классе.
2. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Нередко преподаватели не учитывают, что один школьник быстро овладевает новой операцией, знаниями, а другой – медленно. То, что первый схватил налету, второму необходимо несколько раз объяснить и показать. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем разобрался, не забывает годами. Один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий; другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реагирует на воздействие извне сразу же, второй “оттягивает” реакцию на долгий срок, а третий может среагировать опережающе, еще до того, когда обстановка или другой человек потребуют от него определенных действий. Люди отличаются один от другого и своей коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика, можно иногда повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственности, которая ложится на его плечи, а другого – успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики, каждый – личность и требует своего подхода.
3. Недостаточный кругозор преподавателей, неспособных ярко провести классное собрание, объяснить новое задание, помочь школьникам в работе над трудным, непонятным материалом, разрешить спорные вопросы, провести занятие с элементами проблемного, программированного обучения, рассказать о новой книге, интересном спектакле, музыкальном конкурсе, спортивном соревновании.
4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога. К школьникам еще нередко обращаются на “ты”, даже к тем, кто старше преподавателя. Социальные психологи утверждают, что более чем в 70% случаев в сложных нынешних условиях не изменились стиль и методы воспитания и обучения учащихся. Случается, что учеников называют бездельниками, лентяями, дармоедами.
5. Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если школьник не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе, общественную работу, высокие результаты во внеклассной работе.
Напротив, выполнение трудного задания новичком или “тройка” отстающего, долго болевшего школьника должны сопровождаться похвалой. И, как правило, ревности, зависти в таких случаях не бывает. Школьники понимают педагога. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз.
6. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения школьников. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин.
Опытный преподаватель стремится сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом.
7. Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт.
Конфликт – дефект общения
Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать. (Г. Тейлор, английский поэт.)
Культура спора требует умения всегда внимательно прислушиваться к доводам собеседника и быть готовым, подавляя самолюбие, признать свою ошибку, если она имела место. И, наконец, никогда не забывать, что конфликт нередко раскрывает отдельные черты характера учителя. Это и эмоциональная несдержанность, и черствость, и мелочная обидчивость, и злопамятность, и неумение ждать, торопливость в принятии решений, в ожидании изменений в поведении, в отношении к ученью у воспитанника.
Вывод:
Результаты же психологических исследований показывают, что действительными причинами конфликтов чаще всего оказываются факторы, коренящиеся в плохой организации труда преподавателей и в ошибочном стиле руководства школьниками.
Не менее частые причины конфликтов – отсутствие доверия и уважения к школьникам со стороны преподавателей при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей, отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон.
Таким образом, для укрепления сплоченности коллектива, взаимной симпатии его членов необходимо ставить учащихся в такие условия, чтобы они оказывали различные услуги преподавателю и друг другу, проявляли искреннее внимание, заботу, дарили добро. Для успешной совместной деятельности более всего важна сработанность коллектива. Она более важна, чем психологическая совместимость.
“В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего”. ( Д. Рескин, английский публицист).
,