mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    13
    мая
    Программа по внеклассной воспитательной работе по здоровому образу жизни "СпАрт"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В основе этой программы лежит гармоничное сочетание спорта и искусства. Программа направлена на укрепление не только физического, но и духовного, психического здоровья. В рамках СпАртианского движения главная роль отводится СпАртианским играм, уникальным по своей программе, системе определения победителей, составу участников.
    Современное общество во многом отличается от общества доперестроечной эпохи. За достаточно короткий период произошли значительные перемены практически во всех сферах жизни: политике, экономике, образовании, медицине и т.д. Изменилось само мировоззрение человека, произошла девальвация его духовных и нравственных ценностей. Сегодня многие люди растеряны, чувствуют себя “выброшенными за борт”, так как нет работы, денег, а медицинские, образовательные и другие услуги – платные.

    Резкое расслоение общества на богатых и бедных привело к росту преступности, наркомании, безработице. Если в советское время человек мог надеяться на защиту и поддержку государства, то сейчас, в период рыночной экономики выживает прежде всего здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить для себя более высокий материальный уровень жизни.

    Многие люди надеются на медицину, ее современные достижения, новые, дорогостоящие препараты, квалифицированных врачей. Однако медицина ориентированна на болезнь и ее излечение, она бессильна поддерживать, а тем более укреплять и развивать здоровье человека (об этом свидетельствует снижение уровня здоровья населения, рост числа заболеваний и смертности).

    Только индивидуальные сознательные усилия человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. В связи с этим несомненна важность мероприятий по повышению уровня здоровья человека, необходим целый комплекс средств социально–педагогического воздействия, использования медицины, искусства, физкультуры, спорта. В этих средствах, особенно в физкультурно–спортивной деятельности, заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

    Проблема заключается в отсутствии целенаправленной деятельности человека по укреплению не только физического, но и духовного, эмоционального, психического здоровья, основная составляющая которого – определенный образ жизни. Необходимо создать потребностно – мотивационный подход к формированию и развитию личности, а в целом подрастающего поколения новой формации. Это во–первых.

    Во–вторых, в современной системе школьного образования отсутствует гармоничное сочетание спорта и искусства. Формы работы, сложившиеся в ее рамках, предполагают участие школьников либо в занятиях спортом, либо в каких–то видах духовной деятельности (искусство, наука, техническое творчество и т.д.). Спортивные мероприятия недостаточно полно и эффективно используются организаторами для пробуждения у учащихся интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к творчеству во всех его разновидностях. В то же время в сфере искусства и других видах духовной деятельности отсутствует комплексная, целенаправленная работа по приобщению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Учащиеся, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к занятиям физическими упражнениями, а юные спортсмены почти не увлекаются искусством. Разобщенность между спортом, искусством, другими видами творческой деятельности в системе школьного образования приводит к разрыву между духовным и физическим началом в развитии школьника. Однобокое увлечение различными видами духовной деятельности, как правило, влечет за собой ухудшение физического состояния, а порой, и здоровья учащегося, а чрезмерность занятиями спортом – к обеднению его духовного мира. Тем самым не реализуется один из основных идеалов гуманистической педагогики – гармоничного развития личности, восходящей к древнегреческому идеалу калакагатии: гармонии физических и духовных способностей человека.

    Данная программа представляет объединение учащихся, учителей, родителей и жителей микрорайона и адаптирована к условиям местного сообщества на протяжении трех лет.

    Главная цель Программы “СпАрт”.

    Формирование активной, творческой личности, для которой характерно социальное поведение и культура с ориентацией на духовно–нравственные и эстетические ценности, на здоровый образ жизни.

    Результатом реализации программы стало создание ассоциации учащихся, учителей, родителей и жителей микрорайона “СпАрт”, которая решает следующие задачи:

    – включение личности в прекрасный мир искусства и спорта; укрепление связей между спортом и искусством, использование не только традиционных, но и новых форм их объединения;
    – выполнение членами Ассоциации СпАртианского кодекса, который предполагает воспитание свободной и разносторонне развитой личности;
    – соблюдение всеми членами Ассоциации принципов честной игры, которые заключаются в сочетании правил честной игры, моральных норм и уважения к другим;
    – привлечение лиц с ограниченными возможностями в деятельность программы;
    – развитие толерантной личности.

    Формы реализации программы самые различные: это тренинги самопознания, погружения в эпохи, конкурсы, выставки, постановки, социально–педагогические и культурные акции и т.д. Важнейшими из них являются: развертывание СпАртианского движения, включающего в себя несколько блоков: СпАртианское образование и СпАртианские игры.

    В школе Ассоциация объединяет учителей, учащихся, родителей и жителей микрорайона. В ней присутствует атмосфера сотрудничества между разновозрастными группами учащихся, их наставниками, и что особенно важно – между родителями.

    Основными принципами Ассоциации являются принцип добровольности, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, которые объединяют всех членов Ассоциации, стремящихся сочетать в своей жизни участие в спортивных соревнованиях и подготовку к ним занятиями искусством и другими видами духовно–творческой деятельности, готовых соблюдать в своей жизни принцип Олимпизма и СпАртианского кодекса.

    Программа представляет три этапа становления и самосовершенствования личности. Каждый этап предполагает овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Комплексность программы не решается только концепцией данной программы, она личностно ориентированна, учитывает индивидуальные, психологические особенности личности и ориентированна на идеалы и ценности Олимпизма.

    I этап – “Олимпионики” (учащиеся 1 – 4 классов).
    II этап – “Юные Олимпийцы” (учащиеся 5–8 классов).
    III этап – “Рыцари и Грации СпАрта” (учащиеся 9 – 11 классов).

    Образование, воспитание, обучение – вот три кита, на которых держится деятельность каждой школы.

    Проблему школьного СпАртианского образования работой одних любительских СпАртианских объединений не решить. Необходимо систематическое, целенаправленное СпАртианское образование, обучение и воспитание. И коль скоро физкультурно–эстетическое направление работы школы опирается на идеалы и ценности Олимпизма, то появилась необходимость разработки личностно–ориентированной программы по Олимпизму, учитывающей личностно–индивидуальные и психологические особенности учащихся школы.

    Программа СпАртианского образования представлена 8 модулями

    Информационный модуль занимает особое место в системе школьного СпАртианского образования. Главная и основная его цель – обеспечить учителей, учащихся, родителей и жителей микрорайона достаточно полной, оперативной, объективной и предельно конкретной информацией об идеалах и ценностях олимпийского движения.

    Целью теоретического модуля является формирование у личности системы знаний по истории Олимпийских игр и Олимпийского движения.

    Цель физкультурно–оздоровительного модуля – содействие здоровому образу жизни, приобщение личности к активным занятиям физической культурой и спортом, укрепление ее духовного, физического и психологического здоровья.

    Художественно–эстетический модуль направлен на приобщение личности ребенка к духовной культуре и развитие у него мотивации к творчеству. Цель этого блока – формирование духовного мира личности.

    Экологический модуль направлен на воспитание у личности экологической культуры.

    Цель модуля “Школа выживания” – дать личности функциональные знания, умения и навыки поведения, и адаптировать ее на различные жизненные ситуации, в том числе и негативные

    Целью культурологического модуля является воспитание у личности общей эстетической культуры, этики поведения, развитие природных задатков и способностей личности в различных видах деятельности, творчестве, внеклассной работе по предметам.

    Модуль “Краеведение” ставит своей целью посредством изучения истории родного края, народных традиций, памятников культуры, архитектуры и зодчества дать личности возможность глубже изучить исторические и национальные особенности своего города, своей области, своей родины – Казахстана.

    Все модули этой программы воспитывают поликультурную, толерантную личность, проживающую на территории многонационального Казахстана и посвящены гуманистическим ценностям Олимпийского движения.

    Каждый модуль этой программы охватывает определенный возрастной период и строится согласно психолого–педагогических характеристик класса.

    Школьное СпАртианское образование предполагает формирование у личности трех основных групп знаний:

    Об олимпийских играх и Олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях Олимпизма.

    О гуманистическом, социально–культурном потенциале спорта, о заключенных в нем возможностях для позитивного влияния на нравственную, эстетическую, экологическую культуру человека, на реализацию его интеллектуальных, творческих и других способностей.

    О концепции и основных идеалах гуманизма в целом, его ценностях .

    СпАртианское воспитание– это формирование и развитие у личности такой ориентации на спорт, при которой он привлекает, прежде всего, не тем, что здесь можно наблюдать проявления грубой физической силы и даже жестокости при достижения победы над противником, а главным образом тем, что спорт раскрывается как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, чисто человеческого общения, гуманного отношения друг к другу и к природе, проверки своих физических и психологических возможностей.

    Олимпийское воспитание направлено на развитие у личности потребности в активных занятиях спортом , в использовании их не только для повышения спортивного мастерства, но и для своего гармоничного ,разностороннего развития; на формирование у личности интереса к олимпийскому движению, желания участвовать в состязаниях, демонстрируя в них честное, благородное, рыцарское поведение, то есть формирует новые формы социального поведения личности.

    СпАртианское воспитание предполагает ориентирование личности на такой идеал спортсмена – олимпийца, личность которого объединяет гуманистические идеи Олимпизма; стремление их разъяснять и пропагандировать. Воспитание нацелено на развитие у личности чувства ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, противостоять всяким проявлениям антигуманных действий, содействовать тем самым успешному развитию олимпийского движения в целом.

    СпАртианское обучение в школе призвано решать задачи формирования у учащихся:

    – умения так строить свои занятия, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили только к одностороннему развитию, а формировали гармоничную и разностороннюю личность;

    – эстетические способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности;

    – умений и навыков общения;

    – умения разъяснять и пропагандировать идеи Олимпизма;

    – умение реализовать свое право на развитие творческих способностей, (Закон РК). не нанося вреда собственному здоровью и не нарушая прав других людей;

    – формировать умения и навыки общения;

    – прививать трудовые умения и навыки;

    – принимать человека таким, какой он есть.

    Данная программа носит сквозной, межпредметный , дисциплинарный характер, она объединяет физическую культуру, музыку, изобразительное искусство, ритмику, риторику, валеологию и т.д.

    СпАртианский Кодекс чести.

    Правила поведения учащихся закреплены в СпАртианском Кодексе–своде духовно–нравственных принципов поведения, основополагающих в олимпийском образовании.

    Основные положения Кодекса.

    Обязанность и дело чести каждого спартанца: постоянно работать над собой.

    Стремиться к разностороннему развитию.

    Играть и соревноваться по–спартиански.

    “Постоянно работать над собой” – это значит:

    определить свои возможности, способности, слабости и недостатки;

    стремиться в полной мере реализовывать свои возможности, развивать способности;

    добиваться успехов в своем духовном и физическом развитии, не останавливаясь на достигнутом, так как возможности совершенствования безграничны;

    стараться преодолевать свои слабости и недостатки;

    не бояться препятствий и уверенно идти по пути самоопределения и самосовершенствования.

    “Стремиться к разностороннему развитию” – это значит:

    добиваться развития своих физических и духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных, художественных и др.) способностей;

    вести здоровый образ жизни, активно заниматься физическими упражнениями, спортом, искусством, науками, техническим и другими видами творчества;

    постоянно расширять и углублять свои знания в области искусства, спорта, Олимпизма, науки, техники, экономики; изучать обычаи и традиции своего народа и народов других стран, народные игры, национальные виды спорта и искусства;

    добиваться гармонии не только в собственном развитии, но и в отношениях с другими людьми и природой, беречь ее, не наносить вреда и охранять.

    “Играть и соревноваться по – спартиански” – это значит:

    в соревнованиях отдаваться борьбе целиком;

    не стремиться к победе любой ценой, действовать по законам красоты и благородства, даже если это может принести поражение.

    В рамках СпАртианского движения главная роль отводится СпАртианским играм, уникальным по своей программе, системе определения победителей, составу участников и так далее.

    СпАртианские игры – это новая гуманистически ориентированная модель игр, в которых спорт (в его гуманизированной форме) гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведением участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. О такой направленности игр свидетельствует их название “СпАрт”, которое производно от трех английских слов:

    “spirituality” – “духовность”,
    “sport” – “спорт”,
    “art” – искусство”.

    СпАртианские игры – самый демократичные и гуманные соревнования: в них совместно участвуют и на равных соревнуются дети и взрослые; лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, увлекающиеся и активно занимающиеся разными видами творческой деятельности.

    Главный девиз игр:

    “Красота действий и поступков дороже успеха”. Опыт организации игр выявил их большие возможности для воспитания, образования и организации досуга не только школьников, но и каждого члена социума.

    Эти игры позволяют сделать отдых активным, творческим (в том числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения), приобщают личность к увлекательному миру физической культуры, искусства, спорта, в различных видах творческой деятельности, содействуют разностороннему и гармоничному развитию.

    Программа имеет методическое руководство по организации и проведению СпАртианских игр, в котором указано:

    Как правильно организовать и провести игры?

    Как составить программу игр?

    Как оценить и определить победителей?

    Состав участников.

    Для каких целей могут быть использованы игры?

    Так как центральное место в программе СпАртианских игр занимают соревнования, то должны быть соблюдены два важнейших условия:

    во–первых, в программе соревнований должно быть обеспечено сочетание спорта с искусством и другими видами духовно–творческой деятельности, чтобы исключить возможность достижения победы за счет одностороннего развития;

    во–вторых, учитывать состав участников, их возраст, подготовленность, наличие и характер инвалидности, место проведения, их продолжительность, возможности организаторов.

    Подобранные определенным образом соревнования и конкурсы в целом составляют СпАртианский агон (борьба, турнир).

    В программе игр их может быть несколько.

    В качестве начального используют первый агон под названием “СпАртианская визитка”.

    Второй агон “СпАртианское многоборье”.

    К нему относят:

    спортивные соревнования в традиционных видах спорта, по измеренным правилам для доступности;

    национальные виды спорта, народные игры и забавы, способствующие сохранению и развитию самобытной культуры;

    наиболее эстетичные спортивные соревнования (такие как джазовая гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика, фристайл); соревнования типа “Веселых стартов”; туризм; художественно–творческие конкурсы, то есть связанные с национальными и народными культурными традициями и обычаями;

    конкурс знатоков и ораторов;

    художественные и творческие (хореография, живопись, кино, фотография, пение, пантомима);

    конкурс изобретателей (например, игра или техническое приспособление для соревнования, игры).

    Многоборье может быть как:

    двоеборье – спорт и искусство,

    троеборье – спорт + искусство + знания,

    четырехборье – спорт + искусство + знания + туризм.

    Большой популярностью среди участников СпАртианских игр пользуется третий агон “Орхестрика” (в древней Греции искусство движения, проявляемое в театральных и боевых танцах, акробатических упражнениях). Главными показателями являются: гибкость, ловкость, координация, сила, эстетическая демонстрация этих качеств, творчество, чувство ритма и музыки, одухотворенность и пластика, создание художественного образа.

    Четвертый агон“СпАртианская дуэль” (Капитанский конкурс).

    Заранее подготовленное оружие в виде вопросов, демонстрации оригинального трюка, соревнования. Другие участники должны попытаться ответить на вопросы, повторить трюк и выиграть предложенное соревнование.

    Пятый агон “Гармония” (Культура личности) включает в себя специализированные упражнения, тесты, задания, которые позволяют оценить у каждого участника физическое, эстетическое, творческое и художественное совершенство.

    “СпАртианская увертюра” – процедура закрытия.

    Система оценки и поощрения участников базируется на принципах:

    красота действий и поступков дороже успеха;

    – поощрение достижений участников, их успехов, но не должно быть обиженных и оскорбленных.

    В связи с этим:

    А) выявлять самые разнообразные достижения, связанные с поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями.

    Б) учитывать лишь существенные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок.

    В) добиваться порицания и наказания участников за любые действия, наносящие вред их здоровью, чести и достоинству, за любые проявления насилия, грубости, национализма и стремление победить любой ценой.

    1 этап.Оцениваются выступления в отдельных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу агонов, используя качественные оценки: “наивысшая”, “очень высокая”, “высокая”, “низкая”.

    2 этап.С учётом достижения участников в спортивных соревнованиях и художественных конкурсах, включённых в программу агонов, оценивается в целом выступление в агоне. Особо важное значение должно придаваться поведению участников, для этого создаётся специальное жюри.

    3 этап. Определение призёров отдельных соревнований , а также СпАртанских агонов и игр в целом.


    Мирошник Наталья Владимировна, учитель биологии,
    ГУ "Средняя школа № 6", г. Лисаковск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9727
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.