mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    24
    сен
    Удобрения
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Открытый урок по химии
    Предложенный материал включает в себя лекционный курс по теме "Удобрения", опорные сигналы, выполненные в виде таблиц и схем, и может быть использован не только на уроках химии, но и на факультативных и кружковых занятиях.

    Питание – это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития.

    Почва является основным источником обеспечения с/х культур питательными веществами. Запасы питательных веществ во много раз превышают потребность в них растений. Однако большая их часть представлена недоступными для растений соединениями. Валовое содержание питательных веществ в пахотном слое различных почв неодинаково.

    Удобрения – это неорганические и органические вещества, применяемые в с/х и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений абсолютно необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. При полном отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержаться в растениях в значительных количествах и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения. Удобрения можно классифицировать по разным основаниям: по происхождению, по способу добычи, по содержанию питательных элементов.

    Минеральные удобрения содержат основные элементы питания (азот, фосфор, калий) и важные для жизнедеятельности микроэлементы (медь, бор, марганец и др.). Минеральные удобрения подразделяются на прямые и косвенные. Примером косвенного удобрения может служить карбонат кальция, который снижает кислотность почвы и улучшает её структуру. Прямые удобрения делятся на простые и комплексные. Простые удобрения содержат только один питательный элемент, а комплексные несколько. В свою очередь, комплексные удобрения подразделяют по составу на двойные и тройные; по способу производства: на сложные, комбинированные и смешанные. К сложным удобрениям относятся калиевая селитра, аммофос, диаммофос. К комбинированным относятся нитрофос, нитрофоска, нитроаммофос. Смешанные получают путём смешивания простых удобрений. К числу недостатков комплексных удобрений относится то, что пропорции в содержании NPK и могут колебаться в больших пределах. Поэтому при внесении, например, необходимого количества азота, других питательных элементов вноситься больше или меньше положенного.

    К органическим удобрениям относятся перегной, торф, навоз, птичий помёт (гуано), различные компосты, органические отходы городского хозяйства (сточные воды, осадки сточных вод, городской мусор), сапропель, зелёное удобрение. Они содержат важнейшие элементы питания, в основном в органической форме, и большое количество микроорганизмов. Препараты, содержащие полезные для растений бактерии, относятся к бактериальным удобрениям, Они способны улучшать питание с/х культур и не содержат питательных веществ.

    От правильности минерального питания растений зависит высокий уровень фотосинтеза. Каждый элемент при этом выполняет определённую физиологическую роль. Знать физиологическую роль необходимых для растений элементов, механизм их поглощения и передвижения в растении очень важно для того, чтобы правильно применять удобрения.

    Почва содержит разнообразные питательные вещества, необходимые растениям. Причём разные растения испытывают неодинаковую потребность в них. На растениях определённым образом сказывается недостаток питательных элементов. Например, фосфорное голодание приводит к появлению синевато-зелёной окраске листьев, а при недостатке азота у растений листья становятся бледно-зелёными.

    Некоторые растения, обладающие высокой чувствительностью к недостатку минеральных элементов, могут служить индикаторами, показывающими, бедна почва теми или иными питательными веществами. Так, на нехватку азота укажут капуста, яблоня, слива, а на нехватку бора – свекла.

    Каждое внесение любых химических продуктов в природную среду должно быть строго продуманно, опираться на подлинную научную основу. Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

    Высокое обогащение воды и растений питательными элементами приводит к излишнему росту водорослей и растений, что ведёт к загрязнению водоёмов, накоплению нитратов в растениях, отравлению животных и человека. В конечном итоге неправильное применение удобрений ведёт к уменьшению плодородного слоя почвы, что чревато экологической катастрофой.

    Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

    Иначе говоря, только лишь при соблюдении всех правил внесения органических и минеральных удобрений возможен положительный результат, который приведёт к созданию благоприятных условий роста растений и улучшению структуры почвы.


    Аверьянова Галина Анатольевна, учитель химии
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17", г. Арзамас, Нижегородская обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4687
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.