1. Из-за чего упала стена и кто виноват?
- Следствие выдвинуло три основные версии, - рассказывает Анжелика ЛИНЬКОВА, старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Оренбургской области. - Первая: нарушения при строительстве здания. Вторая: нарушения при эксплуатации. Нужно проверить, исправлялись ли недостатки, выявленные при проверке школы перед новым учебным годом. Третья: нарушения при смене оконных блоков, когда и произошел обвал. Назначен ряд экспертиз, взяты пробы кирпичей, песка.
- Сейчас нельзя делать окончательные выводы, - считает губернатор области Алексей ЧЕРНЫШЕВ. - Но основные причины понятны: школа старая, построена в 1964 году, капремонта не было. При строительстве на месте обрушения образовался технологический проем, который закрыли в последнюю очередь. Несущая стена фактически не была соединена с другими стенами. Обрушение могло случиться в любое время. Его спровоцировала замена оконных рам именно в этом месте.
2. Как проверяют учреждения образования?
- В составе комиссии обычно от 10 до 14 человек, - рассказала председатель профсоюза работников образования Илекского района Татьяна КЛИШИНА. - Зав. райотделом образования и его сотрудники, специалист по архитектуре и строительству из администрации района, санэпиднадзор, пожнадзор... Председатель комиссии, как правило, зам. мэра по соцвопросам. Каждый из этих людей расписывается в акте приемки. В отдельной графе - замечания комиссии и сроки для их устранения. Чаще всего это претензии от пожарных и санэпиднадзора. Один экземпляр акта отправляют руководству школы, второй - в райотдел образования. За то, что школу допустили к учебному процессу, несут ответственность все члены комиссии. Каждый из специалистов отвечает не только за свои узкие вопросы, но и за безопасность здания в целом.
3. Почему ветхое здание перед 1 сентября признали безопасным?
В Беляевской школе 40 лет отработал учителем Владимир Пономаренко. На его памяти капремонта не было никогда.
- Но каждый год школу без проблем принимала комиссия, - поражается педагог. - Хотя несколько последних лет детям запрещали бегать по третьему этажу - все знали, что он ветхий.
При приемке члены комиссии не нашли явных нарушений. Проверяли пожарные выходы, системы отопления и водоснабжения, оборудование классных комнат, санитарное состояние аудиторий. Обнаружили недочеты лишь в столовой.
- Я много лет была председателем комиссии по приемке школ к началу учебного года, - объясняет зам. главы по соцвопросам Раиса ЯМКИНА. - У нас нет такого, чтобы школы проверяли на ветхость. Для этого нужны специалисты, оборудование. По этому вопросу должна проводиться отдельная экспертиза, так как члены наших комиссий не в состоянии выявить некоторые дефекты. Они могут лишь заметить явные нарушения. А организаций, которые бы могли выполнить подобную экспертизу, на уровне района вообще нет, ведь для этого нужна лицензия.
4. Кому положено проверять строения на крепкость?
С этим вопросом нас везде футболили. Ростехнадзор, оказывается, наблюдает лишь за опасными производственными объектами, муниципальные здания не в их ведомстве.
- За ветхостью и аварийностью зданий должны следить их владельцы. Если здание - на муниципальном балансе, то чаще всего его контролируют администрация и лично глава района или города, - подчеркнул начальник управления по архитектуре и градостроительству Оренбургской области Виктор КУРЕННОЙ.
- Есть «Положение об организации проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». Утверждено приказом Госкомархитектуры в 1988 году. По нему крепость здания должны проверять два раза в год, - заявил начальник Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Михаил ЛОБАЧЕВ.
5. Кто разрешил вести ремонт одновременно с уроками?
Только на четвертый день после трагедии нам удалось поговорить с директором обрушившейся школы Ларисой ЦЕПОВЯЗ. До этого она избегала журналистов.
- Почему ремонт шел во время уроков?
В ответ Лариса Ивановна промолчала...
- А кто подписывал акт на ремонт? - не унимались мы.
- Надеюсь, виновных следствие установит... Я себя тоже долго буду винить...
Конечно, проще всего было бы все свалить именно на эту женщину. Но ведь заказчиком в строительных фирмах выступала не школа, а отдел по образованию. К тому же директор и не могла проводить в школе ремонт без согласования этого вопроса с начальством.
- Ремонт кровли и замену отопления в школе завершили до первого сентября, - попытался объяснить министр образования Оренбургской области Александр КОВАЛЕВ. - Но администрация района добавила свои деньги и решила сделать подарок школе, заменив окна. Этим занимались во время уроков. Вся ответственность, я считаю, на главе района.
- Но родители детей уверяют, что ремонт крыши завершили буквально за день до трагедии. Неужели они станут обманывать?
- Я думаю, что родители обманывать не будут. Это еще печальнее, значит, районные власти скрывали этот факт...
Глава района, где погибли одиннадцатиклассницы, уволился
В его кабинете устроили учебный класс для детей
Вчера Виктор Олешко, глава Беляевского района, где под обломками школы погибли девочки, подал прошение об отставке. Случилось это после долгой беседы с губернатором Оренбургской области. Когда глава вышел из кабинета, на нем лица не было.
- Виктор Михайлович, разговор шел о вашей отставке? - спросили мы.
- Да...
- Кто был ее инициатором, вы или губернатор?
- Я...
- Причиной стала трагедия в школе?
- Больше никаких комментариев... - И чиновник так затянулся сигаретой, что она истлела почти до фильтра.
Слухи о том, что Олешко уйдет в отставку, появились сразу после трагедии. В пятницу на похоронах школьниц он сам заявил, что, если потребуется, готов покинуть пост главы района, который занимает уже 11 лет.
- Виноваты все, и я в том числе, - сказал Виктор Михайлович.
А в бывшем рабочем кабинете главы с сегодняшнего дня будут учиться ребята из обвалившейся школы (теперь занятия будут идти во многих кабинетах администрации).
...Вчера же о готовности уйти заявил и министр образования Оренбургской области Александр Ковалев.