mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    05
    ноя
    В республике рациональных чисел
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Спектакль для урока математики

    В процессе прохождения курса математики учащиеся 5-6-х классов знакомятся с натуральными, целыми и рациональными числами. Одним из вариантов систематизации полученных за этот период знаний может стать постановка с учениками пьесы, в которой виды изученных чисел и их свойства представляются в игровой форме.


    Время, необходимое на исполнение пьесы, составляет 25-30 минут. После ее окончания учителем проводится опрос учащихся и тем, кто правильно ответит на вопросы, раздаются поощрительные жетоны. Например, за два жетона ученик получает оценку “4”, за три и более – “5”, а “актеры” получают памятные сувениры.

    Для постановки этой пьесы требуются минимальные декорации и костюмы. В глубине сцены должен стоять стол, на котором лежит “волшебная книга”. Имена действующих лиц написаны на табличках, находящихся у них на груди.

    Авторы пьесы сознательно не приводят использующиеся в пьесе плакаты, а дают только их описание для того, чтобы тот, кто захочет воспользоваться пьесой, смог бы адаптировать ее к своим условиям.

    Как показал опыт, постановка этой пьесы вызывает значительный интерес и активность не только среди “актеров”, но и среди зрителей, которые с энтузиазмом “зарабатывают” жетоны.

    В республике рациональных чисел

    Действующие лица:

    • “Черта дроби”,
    • “Знак минус”
    • “Знак плюс”
    • “Знак равенства”
    • “Бесконечность”
    • “Числитель”
    • “Знаменатель”
    • “Числа”: -7, 0, 1, 5, 12, 38, 174

    Действие первое

    На сцене “Черта дроби”, стол, на нем большая книга, за столом сидят знак “Плюс” и знак “Минус”.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Здравствуйте, дорогие друзья! Я - президент республики рациональных чисел. Зовут меня “Черта дроби”. В нашей республике случилась беда. “Тот О Ком Нельзя Говорить” заколдовал нашего премьер министра, превратив его в “Неизвестную величину”. И в республике стали исчезать числа, путаться действия, получаться странные результаты.

    Вбегает “Знак равенства”.

    “Знак равенства”:

    •  
      • Помогите! Пропал знак умножения! Так глядишь, ничего не останется! Нужно что-то делать!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Заглянем в волшебную книгу правил! Но почему она не открывается?

    Знаки “Плюс” и “Минус”:

    •  
      • Смотрите! Кто-то испортил священные знаки на ее обложке!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Нужно срочно отправляться в путешествие! Посетить области натуральных, отрицательных и дробных чисел. Исправить все ошибки, которые создал “Тот О Ком Нельзя Говорить”. Тогда восстановятся священные знаки, откроется волшебная книга, и мы освободим премьер-министра.

    “Черта дроби” и знаки “Плюс”, “Минус”, “Равенства”:

    •  
      • В путь!

    Знаки и “Черта дроби” отправляются в путь.

    Действие второе

    Ворота с надписью “целые числа”. Перед воротами “Единица” с палкой в руках. Появляются знаки и “Черта дроби”.

    “Единица”:

    •  
      • Никого не впущу!
      • На днях впустили странника в черном плаще, и теперь в области остались всего несколько цифр и какие-то странные знаки.

    Показывает плакат с клинописью.

    На плакате знаками вавилонской клинописи написано число 25.

    Знак “Плюс”:

    •  
      • Так это ассирийско-вавилонская клинопись! Это число 25. Этот знак - десяток, а этот - единица.

    “Единица”:

    •  
      • А это что еще за странные буквы?

    Показывает на плакат, на котором славянские буквы и титло над ними.

    Знак “Минус”:

    •  
      • Так это же обозначение цифр, которыми пользовались в допетровские времена на Руси! Это три, а это тридцать.

    “Единица”:

    •  
      • А это что за галочки и палочки?

    Показывает на плакат с римскими цифрами.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Ну, эти цифры все знают! Это же римские цифры!

    Знак “Равенства”:

    •  
      • Это пять! Это десять! Это пятьдесят! Это сто!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Интересно, кто из сидящих в зале, сможет отгадать, что за числа здесь записаны и как они связаны?

    Дети из зала должны прочитать числа, в которых скрыто название и год основания школы.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Правильно! Это номер нашей школы, а это год ее основания.

    Знаки хором:

    •  
      • Смотрите! Смотрите! Числа возвращаются!

    На сцену выходят число 5, число 12, число 38 и число 174.

    “Единица”:

    •  
      • Теперь я вижу, что вы наши друзья, а не враги!

    “Число 5”:

    •  
      • Вы нас спасли!

    “Число 12”

    •  
      • Вы благородны!

    “Число 38”

    •  
      • Мы вас очень благодарим!

    “Число 174”

    •  
      • А чтобы выразить нашу благодарность, мы вам немного о себе расскажем.

    “Число 5”:

    •  
      • Итак. Натуральные числа бывают четными и нечетными. Интересно ребята знают, как отличить одних от других?

    Дети в зале должны сказать, как отличить четные числа от нечетных.

    “Число 5”:

    •  
      • Правильно! Четные числа делятся нацело на два, а нечетные нет.

    “Число 12”:

    •  
      • А еще они бывают простые и составные. Кто из шестиклассников может ответить на этот вопрос?

    Дети из зала отвечают.

    “Число 12”:

    •  
      • Правильно! Простые числа делятся только на единицу и на само себя, а составные могут иметь и другие делители.

    “Единица”:

    •  
      • А я натуральное число, которое ни простое ни составное, сама по себе Единица!

    “Число 38”:

    •  
      • А еще натуральные числа бывают треугольными, квадратными.

    Показывает на плакат, на котором изображено несколько треугольных и квадратных чисел.

    •  
      • Попробуйте найти еще несколько таких чисел.

    Дети в зале называют еще числа.

    “Число 38”:

    •  
      • Молодцы!

    “Число 174”:

    •  
      • А кто нибудь знает, какие числа совершенные?

    Делает паузу, ждет ответа и продолжает.

    •  
      • Правильно, это те, у которых сумма делителей равна самому числу. Например, 6 и 28.

    “Число 5”:

    •  
      • У натуральных чисел много интересных свойств. Используя их можно показывать фокусы.

    Показывает на плакат, на котором описаны действия.

    •  
      • Возьмем число 2519, и расставим его цифры сначала в порядке убывания, а потом возрастания: 9521 и 1259. Из большего числа вычтем меньшее. 9521-1259=8262. С полученным числом проделаем тоже самое: 8622-2268=6354. Еще несколько таких шагов: 6543-3456-3087.8730-0378=8352. 8532-2358=6174.7641-1467=6174. Итак, поздравляю, мы зациклились.

    “Число 38”:

    •  
      • Может дело в том, что так подобрано исходное число.

    “Число 5”:

    •  
      • Можете потренироваться дома, после не более чем семи шагов получится это же число 6174.

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Смотрите! На книгу вернулся первый священный знак. Это буква N. Запомните, так обозначают натуральные числа!

    “Знак Плюс”:

    •  
      • Натуральные числа это те, которые получены в результате счета предметов.

    “Единица”:

    •  
      • Самое маленькое натуральное число это я – единица!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Прощайте, нам надо спешить в область отрицательных чисел.

    Собирают вещи и уходят.

    Действие третье

    Ворота, на них надпись: “Целые отрицательные числа”.

    “Минус семь”:

    •  
      • Проходите! Проходите! К нам только что пришло СМС от наших братьев-близнецов натуральных чисел! Мы надеемся, что вы и нам поможете!

    “Знак минус”:

    •  
      • А что у вас случилось?

    “Минус семь”:

    •  
      • “Тот О Ком Нельзя Говорить” хотел захватить власть в нашей области. Он перепутал все числа и наделал ошибок в примерах. Помогите нам исправить ошибки и расставьте нас по местам.

    На плакате неправильно решены примеры на сложение и умножение отрицательных и положительных чисел.

    Дети из зала исправляют ошибки.

    Вбегает “Ноль”.

    “Ноль”:

    •  
      • Ошибки вы исправили! А вот по местам вы никого не расставите! Потому, что я сейчас улечу на Марс! А без меня расставить отрицательные числа невозможно!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Ловите его, ловите!

    Знаки бросаются вдогонку и ловят “Ноль”.

    Знак “Плюс”:

    •  
      • Смотрите, ведь это ноль!

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Что с тобой случилось? Ты всегда был таким веселым и жизнерадостным?

    “Ноль”:

    •  
      • Недавно один ученик назвал меня пустым местом, сказал, что я никому не нужен. Вот я и обиделся.

    Знак “Минус”:

    •  
      • Не обижайся, наверно он не знал твоей истории.

    “Ноль”:

    •  
      • Впервые я был придуман вавилонянами примерно две тысячи лет тому назад. Но они применяли меня лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать меня в конце записи числа они не догадались. Обычно считают, что применять меня в десятичной системе счисления первыми додумались индийцы.
        Индийцы очень обрадовались такой возможности, и в их легендах есть повествование о битвах, в которых участвовало такое количество обезьян, что для его обозначения надо было написать после единицы еще 23 нуля!

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Столько обезьян не поместится во всей солнечной системе!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Да, ноль очень важная цифра!

    “Ноль”:

    •  
      • Спасибо, что вы это поняли!

    А теперь расставьте числа по местам, ребята!

    Дети из зала расставляют на числовой прямой числа.

    “Ноль”:

    •  
      • Спасибо!

    “Минус семь”:

    •  
      • А хотите знать, кто придумал отрицательные числа!

    После одобрительных выкриков из зала.

    •  
      • Положительные и отрицательные числа служат для описания изменений величин. Если величина растет, то говорят, что ее изменение положительно, а если убывает, то отрицательно. А можно толковать положительные и отрицательные числа по-иному. Например, можно считать, что положительные числа выражают имущество, а отрицательные – долг. Если у кого-то в кармане 8 рублей, но он должен из них 5 рублей отдать, то располагать он может только тремя рублями. Поэтому считают, что 8+(-5)=3. Если же, наоборот. У него в кармане только 5 рублей, а он должен 8 рублей, то после того, как отдана вся наличная сумма, останется еще 3 рубля долга. Это выражается равенством 5+(-8)=-3. Примерно так толковали отрицательные числа в древности китайские, индийские и греческие математики.

    Знак “Минус”:

    •  
      • Отрицательные числа широко применяются в жизни и с их помощью решают самые сложные уравнения.

    Знак “Плюс”:

    •  
      • Смотрите, и второй священный знак восстановился! Это Z.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Запомните, этим знаком обозначают целые числа. К ним относятся натуральные числа, ноль и числа противоположные натуральным!

    “Знак Равенства:

    •  
      • Теперь в крае целых чисел порядок! Вперед к дробным числам!

    Знак “Плюс”:

    •  
      • А к которым? Обыкновенным или десятичным.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Они живут вместе.

    Отправляются в путь.

    Действие четвертое

    Ворота на воротах надпись “Дробные числа”.

    У ворот дерутся “Числитель” и “Знаменатель”.

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Посмотри, Ноль, что ты наделал! Обыкновенные дроби рассыпались, и поссорились числитель и знаменатель. А все потому, что ты хотел сделать одну запрещенную операцию.

    “Ноль”:

    •  
      • Простите меня еще раз!

    “Черта дроби”:

    •  
      • Дроби можно собрать, если вспомнить, что обозначаю я - черта дроби и на какое число делить нельзя.

    Дети отвечают из зала.

    •  
      • Правильно, черта дроби – деление, а делить нельзя на ноль!

    “Числитель” и “Знаменатель” мирятся и жмут друг другу руки, можно посадить “Числитель” на плечи “Знаменателя”.

    “Знак равенства”:

    •  
      • А теперь, давайте исправим ошибки в примерах, и в десятичных дробях тоже воцарится порядок.

    Дети исправляют неправильно решенные на плакате примеры.

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Теперь все правильно!

    Знак “Плюс”:

    •  
      • А как вы думаете, в каком веке начали применять десятичные дроби. Только в XVI. Это открытие сделал нидерландский математик Симон Стевен. Но его обозначение не было совершенным. Вот так бы он записал число 3,1415.

    Показывает на плакат, на котором вместо запятой стоит “ноль в кружочке”, после 1 - “один в кружочке”, после 4х “два в кружочке”, то есть в кружочке стоит номер цифры после запятой.

    Знак “Минус”:

    •  
      • Лишь в первой четверти XVIII века повсеместно начали использовать современную запись и отделять целую и дробную часть запятой.

    Знак “Плюс”:

    •  
      • Обыкновенные дроби значительно старше. Первая дробь, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была одна треть. И у египтян и у вавилонян были специальные обозначения для этих дробей, не совпадавшие с обозначением других дробей.

    Показывает на плакат, на котором ? изображена в виде овала, под котором поставлены две палочки, у ? таких палочек четыре.

    “Ноль”:

    •  
      • Современную систему записи дробных чисел с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель – снизу и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности как сейчас, стали арабы.

    “Знак равенства”:

    •  
      • Смотрите! Последний магический знак вернулся на книгу.

    “Черта дроби”:

    •  
      • Это Q. Так обозначают рациональные числа. Они включают в себя целые числа и дроби. Оказывается любое рациональное число можно представить в виде дроби, числитель которой целое число, а знаменатель натуральное. Например:

    Показывает на плакат, на котором несколько чисел представлены в виде обыкновенной дроби.

    “Знак Равенства”:

    •  
      • Смотрите, книга открывается!

    Все:

    •  
      • А вот и премьер министр!

    “Бесконечность”:

    •  
      • Да, это я – Бесконечность! Раз вы навели порядок у моих подданных, то и я вернулась! Ведь и натуральных чисел и целых чисел, а также рациональных чисел бесконечно много!

    “Знак равенства”:

    •  
      • А есть еще какие-нибудь числа!

    “Бесконечность”:

    •  
      • Конечно! Но чтобы с ними познакомиться надо:

    Все:

    •  
      • Учить математику!

    Все кланяются.

    Использованная литература:

    1. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. Москва, Аванта+, 2001.
    2. И.Я.Депман, Н.Я. Виленкин. “За страницами учебника математики”. Москва, Просвещение.1999.
    3. “Предметные недели в школе. Математика.”, Составитель Л.В.Гончарова. Волгоград. Издательство “Учитель”.

    Алексеева Маргарита Михайловна, учитель математики
    Черняева Марина Алексеевна
    ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 231", Москва


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5105
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.