mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    17
    ноя
    Графика в Turbo Pascal
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Тема “Графика в Turbo Pascal” сама по себе является интересной для учащихся. Сыграв на этом интересе, предлагаю закрепление нового материала провести в виде соревнования между командами. При проведении соревнования увеличивается активность учащихся, что положительно отражается на усвоении нового материала.

    Вид занятия: комбинированное занятие.

    Цели занятия:

    • дидактическая:
      – закрепление пройденного материала;
      – обобщение и систематизация знаний о среде программирования Паскаль;
      – освоение приемов построения простых вычислительных алгоритмов и их программирование на языке Turbo Pascal;

    • воспитательная:
      – формирование мировоззрения у студентов;
      – формирование мотивации к изучению предмета “Основы алгоритмизации и программирования”;
      – формирование чувства коллективизма, дружбы;

    • развивающая:
      – развитие логического мышления;
      – развитие навыков работы с системой программирования.

    Межпредметные связи: связь c алгеброй и геометрией.

    Внутрипредметные связи: связь с разделами геометрии, процедуры, функции.

    Обеспечение занятия: компьютер + большой экран, карточки для студентов, раздаточный материал с заданиями на закрепление, интерфейс среды программирования Turbo Pascal.

    Основная литература:

    1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: учебное пособие. – М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2002.
    2. Гусева.А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения. – М.: Диалог – МИФИ, 2001.
    3. Шауцукова Л.З. Информатика: –М.: Просвещение, 2003.

    Дополнительная литература:

    1. Информатика: учебник Под ред. Н.В. Макаровой
    2. Правильный многоугольник. /Информатика. Еженедельное приложение к газете “ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ”. – 1998. № 30

    Требования к результатам усвоения учебного материала.

    Студенты должны знать: 

    • особенности среды Turbo Pascal;
    • особенности работы в графическом режиме CRAPH;
    • стандартные процедуры и функции модуля CRT;
    • стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.

    Студенты должны уметь:

    • производить необходимые действия с программой;
    • работать в графическом режиме;
    • правильно применять стандартные процедуры и функции модуля CRT;
    • правильно применять стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.

    Содержание занятия

    1. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы.

    2. Изучение нового материала.

    Понятие графического адаптера.

    Аппаратная поддержка графики персонального компьютера обеспечивается двумя основными модулями: видеоадаптером и видеомонитором. Видеомонитор – это устройство, на котором появляется выводимый текст или графические изображения. Видеоадаптеры – это электронные устройства, управляемые собственным микропроцессором.

    При работе с экраном в графическом режиме очень важным является то, что любая информация представляет собой совокупность пикселей. Каждый пиксель определяется своими координатами, т.е. положением относительно левого верхнего угла экрана. С помощью программ можно управлять светимостью и цветом любого пикселя, т.е. создавать любое изображение.

    Рассмотрение работы в графическом режиме:

    Для управления экраном в графическом режиме с помощью программ в Turbo Pascal существуют специальные графические процедуры и функции. Описание этих процедур и функций содержится в специальном библиотечном модуле CRAPH.

    Запуск графической системы. Для запуска графической системы необходимо сделать следующее:

    1. Подключить модуль CRAPH – библиотеку графических процедур: uses graph;
    2. Установить графический режим с помощью двух переменных:

      var DriverVar, ModeVar: integer;
      begin
      DriverVar:=Detect;
      InitGraph(DriverVar, ModeVar,’\TP\GRAPH’);

    С этого момента все графические средства доступны пользователю.

    Процедуры и функции модуля CRAPH

    Процедуры.

    Arc (X,Y:Integer; U1, U2, R:Word)

    Строит дугу окружности текущим цветом с текущими параметрами линии. X, Y – координаты центра дуги; U1 – угол до начальной точки дуги, отсчитываемый против часовой стрелки от горизонтальной оси, направленной с лева на право; U2 – угол до конечной точки дуги, отсчитываемый так же, как U1; R – радиус дуги.

    Bar (X1, Y1, X2, Y2:Integer)

    Строит прямоугольник, закрашенный текущим цветом с использованием текущего стиля (орнамента, штриховки). X1, Y1, X2, Y2 – координаты левого верхнего и правого нижнего углов прямоугольника.

    Bar3D (X1, Y1, X2, Y2:Integer; Glubina: Word; Top:Boolean)

    Строит параллелепипед, используя текущий стиль и цвет. X1, Y1, X2, Y2 – координаты левого верхнего и правого нижнего углов передней грани; Glubina – ширина боковой грани (отсчитывается по горизонтали); Top – признак включения верхней грани (если True – верхняя грань вычерчивается, False – не вычерчивается).

    Circle (X, Y: Integer; R: word)

    Рисует текущим цветом окружность радиуса R с центром в точке (X, Y).

    ClearDevice

    Очищает графический экран, закрашивает его в цвет фона.

    ClearViewPort

    Очищает выделенное графическое окно, закрашивает его в цвет фона.

    CloseGraph

    Закрывает графический режим, т. е. освобождает память, распределенную под драйверы графики и файлы шрифтов, и восстанавливает текстовый режим работы экрана.

    Ellipse (X, Y: Integer; U1, U2, XR, YR: Word)

    Рисует дугу эллипса текущим цветом. X, Y – координаты центра эллипса; U1, U2 – углы до начальной и конечной точек дуги эллипса (см. процедуру Arc); XR, XY – горизонтальная и вертикальная полуоси эллипса.

    Fill Ellipse (X, Y: Integer; U1, U2, XR, YR: Word)

    Рисунт заштрихованный эллипс, используя X, Y как центр и XR, YR как горизонтальную и вертикальную полуоси эллипса.

    FillPoly (N: Word; Var PolyPoints)

    Рисует и штрихует многоугольник, содержащий N вершин с координатами в поле PolyPoints.

    InitGraph (Var Driver, Mode:Integer; Path: String)

    Организует переход в графический режим. Переменные Driver и Mode содержат тип графического драйвера и его режим работы. Третий параметр определяет маршрут поиска графического драйвера. Если строка пустая (т.е. равна ’’), считается, что драйвер находится в текущем каталоге.

    Line (X1, Y1, X2, Y2:Integer)

    Рисует линию от точки X1, Y1, до точки X2, Y2.

    LineTo (X,Y:Integer)

    Рисует линию от текущего указателя к точке X, Y.

    MoveTo (X,Y:Integer)

    Смещает текущий указатель к точке X, Y.

    OutTextXY (X,Y:Integer; TextString: String)

    Выводит текст в заданное место экрана.

    PieSlice (X,Y:Integer; U1, U2, Radius: Word)

    Строит сектор круга, закрашенный текущей штриховкой и цветом заполнения. X, Y – координаты центра сектора круга; U1 и U2 – начальный и конечный углы сектора, отсчитываемые против часовой стрелки от горизонтальной оси, направленной в право; Radius – радиус сектора.

    PutPixel (X,Y:Integer; Color: Word)

    Выводит точку цветом Color с координатами X, Y.

    Rectangle (X1, Y1, X2, Y2)

    Рисует контур прямоугольника, используя текущий цвет и тип линий. X1, Y1 – координаты левого верхнего угла прямоугольника; X2, Y2 - координаты левого правого нижнего угла прямоугольника.

    Sector (X, Y: Integer; U1, U2, XR, YR: Word)

    Рисует и штрихует сектор эллипса радиусом XR, YR с центром в X, Y от начального угла U1 к конечному углу U2.

    SetBkColor (Color: Word)

    Устанавливает цвет фона.

    SetColor (Color: Word)

    Устанавливает основной цвет рисования.

    SetFillStyle (Pattern, Color: Word)

    Устанавливает образец штриховки и цвета.

    SetLineStyle (LineStyle, Pattern, Thickness: Word)

    Устанавливает толщину и цвет линии.

    SetTextStyle (Font, Direction, CharSize: Word)

    Устанавливает текущий шрифт, направление (горизонтальное или вертикальное) и размер текста.

    SetViewPort (X1, Y1, X2, Y2:Integer; ClipOn: Boolean)

    Устанавливает прямоугольное окно на графическом экране. Параметр ClipOn определяет “отсечку” элементов изображения, не умещающихся в окне.

    Функции.

    GetMaxX и GetMaxY

    Возвращает значения максимальных координат экрана в текущем режиме работы соответственно по горизонталь и вертикали.

    GraphResult

    Возвращает значение GrOk, соответствующее коду 0, если все графические операции программы выполнились без ошибок, или возвращает числовой код ошибки (от -1 до -14).

    Закрытие видеорежима. Когда все запланированные графические работы выполнены, необходимо выйти из графического режима. Это делается с помощью не имеющей параметров процедуры ClozeGraph. В процессе выполнения эта процедура освобождает память, распределенную под драйверы графики, файлы шрифтов и промежуточные данные, и восстанавливает режим работы адаптера в то состояние, в котором он находился до выполнения инициализации системы.

    Использование процедур и функций при решении задач. Рассмотрение структуры программы.

    Построить правильный многоугольник с заданным числом сторон.

    Решение.

    Центр многоульника совмещаем с центром экрана. Пусть N – число его сторон. Центральный угол стороны Angle=2 * Pi / N. Начальную вершину многоугольника поместим на горизонтальной оси (правее центра). Угол наклона i-й вершины к оси Х составляет Angle * i, а ее центральные координаты X, Y –

    X = round (R*cos(Angle*i));
    Y = round (R*sin(Angle*i));

    Где R – радиус описанной окружности.

    Проводим i-ю сторону, соединяя линией найденную i-ю и предыдущую вершины. Выполнив это построение для всех i от 1 до N, получим наш многоугольник. (Отметим, что N-я вершина совпадает с начальной .)

    { Построение правильного многоугольника с N сторонами}
    uses graph, crt;
    Const
       PrD:real=80; { Длина диаметра описанной окружности в % от высоты экрана}
       PATH=’’; { файлы *.BGI находятся в рабочем каталоге}
    Var
       W,H,gd,gm,i,N,X,Y.R:integer;
       Angle:real;
    { переход от центральных координат к экранным}
    procedure WH (var W,H:integer); { ширина и высота экрана}
    begin
       { функция GetMaxX и GetMaxY возвращают максимальные значения соответствующих экранных        координат}
       W:=( GetMaxX+1); { ширина}
       H:=( GetMaxY+1); { высота}
    end;
    Function Xscr (X:integer):integer;
    Begin Xscr:=X + W div 2 end;
    Function Yscr (Y:integer):integer;
    Begin Yscr:=H div 2 – Y end;
    BEGIN
      repeat
         write (‘ Укажите число сторон правильного многоугольника, не менее 3’);
        readln(N);
      until N>2;
      gd:=DETECT;
      initgraph (gd,gm,path);
      WH(W,H); { определяем ширину и высоту экрана}
      R:=round(PrD*0.01/*H/2); { радиус описанной окружности}
      Angle :=2*pi/N; { центральный угол стороны в радиусах}
      MoveTo (Xscr(R), Yscr(0)); { первая вершина в экранных координатах}
      SetColor (Yellow); { цвет многоугольника - желтый}
      For i:=1 to N do begin {цикл сторон}
      {X и Y – центральные координаты очередной вершины}
      X:=round (R*cos(Angle*i));
      Y:= round (R*sin(Angle*i));
      {проводим очередную сторону}
      LineTo (Xscr(X), Yscr(Y));
      End; {цикл сторон}
      Repeat until keypressed; { выход – нажатием любой клавиши}
      CloseGraph; { переход в текстовый режим}
    End.

    3. Закрепление и обобщение изученного материала.

    Закрепление изученного материала рекомендую провести следующим образом. Группу студентов разделить на две команды и провести состязание. Состязание содержит три задания.

    1. Построить график функции y=sin(x) (y=cos(x)). График приведен в Приложении 1.
    2. Разгадать кроссворд по процедурам модуля GRAPH. Представлен в Приложении 2.
    3. Составить программу, выводящую на экран визитную карточку учебного заведения.

    4. Домашнее задание.

    [1, с. 367 - 387]. Решить задачи 7, 10 на стр. 420, построить график функции другого варианта.

    5. Итоги занятия.

    Выставление оценок за работу в командах. “Чему мы сегодня научились?” (Перечисляем, вспоминаем.) “Гости сами решат, к какой компании обратиться за изготовлением программных продуктов”.


    <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!-- --><!--[if gte mso 10]> <!--[endif]-->

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    Построить график функции у=sin x.

    Учитывая центральную симметрию кривой y=sin x, начало координатной системы графика поместим в центр экрана, а оси направим, как обычно, направо и вверх. Другими словами, используется центральная система координат. Сначала выбираем масштаб по обеим осям, сообразуясь с заданными размерами поля чертежа. Угол х в градусной мере варьирует от  -180 до 180 градусов, т.е. амплитуда по х составляет 360 градусов (период функции sin x). Будем считать, что нам задан процент использования ширины экрана PrW. Тогда масштаб по оси Х выражается как Mx=PrW/100*W/360,

    где  W - ширина экрана.

    Аналогично амплитуда измерения функции sin x составляет, как известно, 2, и масштаб по оси Y выражается как  

    Mн=PrH/100*H/2,

    Где H - высота экрана, а PrH - заданный процент использования высоты экрана.

    Переходим к построению графика. Выберем, достаточно малый шаг StX угла х (например, StX=5). Пусть xb - последнее уже использованное значение х, а Xcb и Ycb - центральные координаты последней точки на графике. Тогда хе =xb+StX - новое значение х, а центральные координаты новой точки выражаются как

    Xce=round (Mx*xe)

    Yce=round (My*sin(xe*Pi/180))

    Соединяем точки (Xcb,Ycb) и (Xce, Yce) прямолинейным отрезком, переобозначаем: Xcb=Хcе и Ycb= Yce - и продолжаем это построение до тех пор, пока хе не получит значение 180 градусов. Осталось указать координаты начальной точки: Xcb =round (Mx * -180), Ycb=0 (поскольку синус угла  -180 равен нулю).

     

    Язык Паскаль.

     

    {Построение графика функций y=sin(x)}

    uses graph, crt;

    Const

    PrW=70; {процент использования ширины экрана}

    PrH=70; {процент использования высоты экрана}

    StX=5; {шаг угла х}

    PATH='  ‘; {файлы *.BGI находятся в рабочем каталоге}

    Var

    W,H,gd,gm,x,Xc,Yc,XcMax,YcMax: integer;

    Mx,My:real; {масштаб по осям X и Y}

    Y:real;

    {Переход от центральных координат к экранным}

    Procedure WH(var W,H:integer); {ширина и высота экрана}

    Begin

    {функция GetMaxY  и GetMax X возвращают максимальные значения соответствующих экранных координат}

    W:=( GetMax X+1); {ширина}

    H:=( GetMaxY+1); {высота}

    End;

    Fuction Xscr(X:integer):integer;

    Begin Xscr:=x + W div 2 end;

     

    Fuction Yscr(Y:integer):integer;

    Begin Yscr:=H  div 2-Y end;

    Begin

    Gd:=DETECT;

    Initgraph (gd,gm,path);

    WH(W,H); {определяем ширину и высоту экрана}

    {Интервал изменения угла X от -180 до 180 гродусов}

    Mx := PrW/100*W/360;

    {Интервал изменения sinx от -1 до1}

    My:= PrH/100*H/2;

    XcMax := round(Mx*180); {Максимальная центральная координата по X}

    YcMax := round(My); {Максимальная центральная координата по Y}

    SetColor(Yellow); {Цвет желтый}

    Line(Xscr(-XcMax), Yscr(0), Xscr( XcMax), Yscr(0)); {ось X}

    Line(Xscr(0), Yscr(-YcMax), Xscr(0), Yscr(YcMax)); {ось Y}

    x:=-180; {начальное значение x. sin(-180)=0}

    {Ставим курсор в начальную точку на графике}

    MoveTo(Xscr(-XcMax), Yscr(0));

    repeat {цикл графика}

    x:=x+StX;  {новое значение угла x}

    y:=sin(x*Pi/180); {значение функции}

    Xc;=round(Mx*x); {центральная координата по X}

    Yc;=round(My*y); {центральная координата по Y}

    {Проводим отрезок от старой до новой точки на графике}

    LineTo(Xscr(Xc), Yscr(Yc));

    until x>=180; {цикл графика}

    repeat until keypressed; {Выход - нажатием любой клавиши}

    CloseGraph; {Переходв текстовый режим}

    END.



    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!-- --><!--[if gte mso 10]> <!--[endif]-->

    Кроссворд по процедурам.

    По горизонтали:

    4) Очищает выделенное графическое окно, закрашивает его в цвет фона. (ClearViewPort).

    5) Рисует линию от точки до точки. (Line).

    9) Рисует контур прямоугольника, используя текущий цвет и тип линий. (Rectangle).

    11) Смещает текущий указатель к точке X,Y. (MoveTo).

    12) Устанавливает текущий шрифт, направление (горизонтальное или вертикальное) и размер текста. (SetTextStyle).

    15) Строит сектор круга, закрашенный текущей штриховкой и цветом заполнения.(PieSlice).

    17) Устанавливает цвет фона. (SetBkColor).

    20) Организует переход в графический режим. (InitGraph).

    23) Выводит текст в заданное место экрана. (OutTextXY).

    24) Рисует текущим цветом окружность радиуса с центром в точке. (Circle).

    25) Строит параллелепипед, используя текущий стиль и цвет. (Bar3D).

     

    По вертикали:

    1)Выводит точку цветом Color с координатами X, Y. (PutPixel).

    2)Строит прямоугольник, закрашенный текущим цветом и использованием текущего стиля (орнамента, штриховки). (Bar).

    3)Устанавливает толщину и стиль линии. (SetLineStyle).

    6) Рисует линию от текущего указателя к точке. (LineTo).

    7) Рисует дугу эллипса текущим цветом. (Ellipse).

    8) Устанавливает прямоугольное окно на графическом экране. (SetViewPort).

    10) Строит дугу окружности текущим цветом с текущими параметрами линии. (Arc).

    13) Устанавливает основной цвет рисования. (SetColor).

    14) Рисует заштрихованный эллипс, используя X,Y как центр и XR,YR как горизонтальную и вертикальную полуоси эллипса. (FillElipse).

    16) Устанавливает образец штриховки и цвет. (SetFillStyle).

    18) Рисует и штрихует сектор эллипса. (Sector).

    19) Очищает графический экран, закрашивает его в цвет фона. (ClearDevice).

    21) Рисует и штрихует многоугольник, содержащий N вершин с координатами PolyPoints. (FillPoly).

    22) Закрывает графический режим, т.е. освобождает память, распределенную под драйверы графики и файлы шрифтов, и восстанавливает текстовый режим работы экрана. (CloseGraph).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    P

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

    U

     

    B

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    S

     

     

     

     

     

     

    T

     

    A

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

    7

     

     

     

    4

    C

    L

    E

    A

    R

    V

    I

    E

    W

    P

    O

    R

    T

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8

    5

    L

    I

    N

    E

     

     

     

     

     

     

    T

     

     

     

     

     

     

    I

     

     

     

     

     

     

    18

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    S

     

    I

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

    X

     

     

    10

     

     

     

    S

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    E

     

    N

     

     

    L

     

    13

     

     

     

     

    I

     

     

    14

     

    9

    R

    E

    C

    T

    A

    N

    G

    L

    E

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    T

     

    E

     

     

    I

     

    S

     

     

     

     

    N

     

     

    F

     

     

     

    L

     

     

    R

     

     

     

    C

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    11

    M

    O

    V

    E

    T

    O

     

    P

     

    E

     

     

     

     

    E

     

     

    I

     

     

     

     

     

     

    C

     

     

     

    T

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    I

     

    O

     

    12

    S

    E

    T

    T

    E

    X

    T

    S

    T

    Y

    L

    E

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    O

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    E

     

     

     

     

    E

     

    C

     

     

     

     

    T

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    R

     

     

     

     

     

    16

     

     

     

     

     

     

    W

     

     

     

     

     

     

    O

     

     

     

     

    Y

     

     

    E

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15

    P

    I

    E

    S

    L

    I

    C

    E

    19

     

    P

     

     

     

    21

     

     

    L

     

     

     

     

    L

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    E

     

     

     

     

    C

     

    O

     

     

     

    F

     

     

    O

     

     

     

     

    E

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    17

    S

    E

    T

    B

    K

    C

    O

    L

    O

    R

    20

    I

    N

    I

    T

    G

    R

    A

    P

    H

    22

     

     

     

    I

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    F

     

     

     

     

    E

     

    T

     

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

    C

     

     

     

    P

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    I

     

     

     

     

    A

     

     

     

     

     

    L

     

     

     

     

     

     

    L

     

     

     

    S

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    L

     

     

     

     

    R

     

     

     

     

     

    P

     

     

     

     

     

    23

    O

    U

    T

    T

    E

    X

    T

    X

    Y

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    L

     

     

     

     

    D

     

     

     

     

     

    O

     

     

     

     

     

     

    S

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    S

     

     

     

     

    E

    24

    C

    I

    R

    C

    L

    E

     

     

     

     

     

    E

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    T

     

     

     

     

    V

     

     

     

     

     

    Y

     

     

     

     

     

     

    G

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9180
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.