Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Автором представлена методическая разработка урока, составленная в технологии междисциплинарного развивающего обучения. Данная технология позволяет решать задачи: развитие у учащихся продуктивного мышления высокого уровня; обучение учащихся навыкам исследовательской работы; развитие способности к самостоятельному учению; обучение учащихся работать совместно. В предложенной разработке урока описан каждый его этап.
Цель урока. В ходе урока учащиеся смогут:
- сформулировать определение показательной функции;
- построить график показательной функции по точкам;
- описывать свойства показательной функции а) при а>1 и б) 0<a<1 (а - основание показательной функции);
- схематически изображать график показательной функции при различных значениях а;
- применить свойства показательной функции к решению задач (математический диктант).
Материалы и оборудование:
бумага;
фломастеры;
карточки с формулами функции.
На доске магнитами прикреплены в произвольном порядке карточки с формулами функций:
y = 2x; y = x2; у = х; у=(х-2)3; у = ?х; у=(1/3)х.
Учитель:
Выбрав основание, проведите классификацию по этому основанию.
(у=х2; у=х; у=(х-2)3; у=2х; у = ?х; у=(1/3)х)
Учитель: Что общего в этих функциях?
Учащиеся: Все они представляют степень.
Учитель: Чем они отличаются?
Учащиеся: В первой группе неизвестное в основании, и нам хорошо известны эти функции (их график и свойства), а у функций во 2-ом столбике неизвестное в показателе мы с этими функциями не работали.
Учитель: Как бы вы назвали функции, у которых неизвестное в показателе?
Учащиеся: Показательная.
Учитель: Сформулируйте определение показательной функции.
Учащиеся: Функция вида y=ax, где а>0, а?1 называется показательной функцией.
Учитель: Почему а>0?
Учащиеся: При а?0 выражение ах не всегда имеет смысл, например, не имеют смысла выражения
(-7)1/2; 0?.
Учитель: Мы сформулировали определение показательной функции. Кроме определения мы ничего пока не знаем. Что еще вы хотели бы узнать об этой функции?
Учащиеся: Как выглядит график и каковы свойства этой функции?
Учитель: Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
Учащиеся затрудняются ответить на эти вопросы и предлагают провести исследование, которое будет сводиться к выяснению свойств показательной функции и построению её графика.
II. Исследование.
Дети работают в мини – группах (парах).
Задание группам (парам):
1. Построить график функции по точкам:
(каждой паре по одному графику)
1) у=3х; 2) у=2х; 3) у=1,5х; 4) у=2,5х; 5) у=4х; 6) у=0,5х;
7) у=(1/3)х; 8) у=(2/3)х; 9)у=(2/5)х; 10) у=(3/4)х.
2. Описать свойства функции по построенному графику:
а) область определения функции;
б) множество значений функции;
в) четность функции;
г) возрастание (убывание) функции;
д) интервалы знакопостоянства;
е) нули функции;
ж) особые точки.
3. Оформить материалы на листах А3.
4. Подготовить выступление.
Группы отчитываются по проделанной работе. В результате отчета обобщаем свойства показательной функции а) при а>1 и б) 0<a<1.
Записываем свойства в тетради и изображаем схемы графика для случаев а) и б).
1. Математический диктант:
1) Какие из перечисленных функций являются монотонно возрастающими: у=2х; у = ?х; у=(1/3)х (функции взяты из мотивации)?
2) Верно ли, что показательная функция:
а) принимает значение, равное нулю;
б) принимает значение, равное 1;
в) является четной;
г) принимает только положительные значения;
д) принимает только отрицательные значения;
е) принимает как положительные, так и отрицательные значения.
3) Сравните числа:
а) 5-2 и 52; б) (3/7)-6 и (3/7)6.
4) Сравнить числа m и n, если
а) (3/7)m<(3/7)n; б) (1,2)m<(1,2)n.
5) Сравните значение а (a>0) с единицей, если а3/4>а5/7.
2. Взаимная проверка выполнения математического диктанта в парах, а затем совместная проверка с учителем.
Учитель: - Что нового узнали на уроке?
- Предполагали ли вы наличие других функций, связанных с понятием степени?
- С какими трудностями Вы столкнулись при изучении новой темы, работая в группе (паре)?
§11 № 194, 196, 197, 201 (2, 4) (задание по учебнику “Алгебра и начала анализа” под ред. Ш.А. Алимова)
Творческое задание. Приведите пример показательной функции при описании различных физических процессов.
,