mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    27
    ноя
    И учил их притчами…
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок внеклассного чтения в 10-м классе. Жанр притчи в Евангелии и русской литературе

    (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня")

    В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.


    Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

    В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

    Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

    Теория литературы: притча (расширение понятия)

    Ход урока

    …Иисус говорил народу
    притчами, и без притчи не говорил им.
    (Евангелие от Матфея)

    Слово учителя.

    Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

    С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

    Словарная работа

    На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

    Словарь русского языка в четырёх томах ( Т.3, М.,1984, с.452)

    Притча, - и, ж.

    1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

    2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

    Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

    Притча

    1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

    2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

    Словарь библейского богословия

    Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

    Литературоведческий словарь

    Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

    Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

    - В чём сходны определения притчи в разных словарях?

    Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

    Комментарий учителя

    Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

    Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

    И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

    - Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

    - Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

    - Что обозначает зерно? А что почву?

    После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

    И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

    Комментарий учителя

    Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

    Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

    “Милостыня”.

    Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

    Притча о милостыне.

    Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

    И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

    И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

    И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

    Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    И.С.Тургенев

    Милостыня

    Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

    Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

    Он вспоминал…

    Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

    А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

    Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

    Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

    - Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

    -Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

    - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

    Старик ничего не ответил – и задумался.

    - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

    Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

    Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

    Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

    И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

    Вопросы к классу:

    - Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

    - Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

    - В чём смысл притчи? ( Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

    - Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? ( Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

    - Какие средства воплощения авторской мысли используются в стихотворении И.С.Тургенева?

    - Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

    - Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

    - Можно ли считать стихотворение в прозе “Милостыня” притчей или это произведение с притчевым началом?

    Итоги урока

    Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

    Домашнее задание

    Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”


    Андоскина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы
    ОУ "Старорачейская СОШ", с. Старая Рачейка, Самарская обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7512
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.