Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Выбирая приоритеты в образовании, хотелось бы развить мысль о культуре управления. Я думаю, что приоритетным управлением является то, где первостепенное значение имеют не функции контроля за выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверки и фиксации, а поддержка инициатив. Главное назначение внутришкольного руководства видится в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников школы, направленной на реализацию ценностей, принципов и достижений целей школы.
Выбирая приоритеты в образовании, хотелось бы развить мысль о культуре управления. Культура управления – такая качественная определенность принципов и способов взаимодействия отдельных компонентов образования по вертикали, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность и функционирование системы и в то же время открывает возможности реконструкций, изменений, дальнейшего роста и нововведений в каждом из элементов системы, на каждом её уровне.
Управление (как общая функция организованных систем, направленная на взаимодействие её элементов и обеспечивающая их сохранение, изменения и эволюцию) всегда культуросообразно соответствует изменениям социума. Возводящиеся на основе практики управления её теории обобщают, определяют и фиксируют характерные детали и особенности взаимосвязи элементов системы.
Я думаю, что приоритетным управлением является то, где первостепенное значение имеют не функции контроля за выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверки и фиксации, а поддержка инициатив.
Самоорганизация играет здесь очень важную роль. В современной культуре управления преобладают такие свойства самоорганизации, как самопроизвольность, поиски решений, спонтанная инициативная активность, равноправность отношений субъектов образования разных уровней , нестандартность решений, и другое, что позволяет сохранить уникальность и открытость каждой образовательной модели, помогает её осуществлению и самореализации. Основными направлениями управления становятся поддержка, помощь и обеспечение культурно-образовательных процессов.
Определение на практике системы приоритетов управления.
Главное назначение внутришкольного руководства видится в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников школы, направленной на реализацию ценностей, принципов и достижений целей школы.
К таким условиям относятся:
В результате проблемного системного анализа деятельности школы, успешной реализации программы развития в школе существенно изменилась система управления, включив в себя все элементы управляющей системы: структуру, функционал и механизм управления.
Программа развития школы с использованием современных основ теории внутришкольного менеджмента и привлечением к её реализации творческих работников школы может стать тем ядром, которое ориентирует на обеспечение условий жизнедеятельности, инициативу. Обновление управления школой связывается прежде всего с формированием системы информационного обеспечения внутришкольного управления:
Технология реализации функции управления следует из цели школы: “Саморазвитие личности школьника как содержание образования”, задача которой – создание условий для саморазвития личности.
Исходя из этого управление должно ориентироваться на:
Отсюда следует, что технология не должна внедрятся “сверху”, а должна взращиваться в недрах образовательной модели в рамках разнообразных, творческих мастерских, проектных и деловых игр, свободных дискуссий и при условии собственной культурной практики каждого учителя. Вот почему в практике нашей школы наиболее эффективными являются кафедры учителей-исследователей. Тренинги по различным тематикам, составление проектов и авторских программ. Так постепенно и создается культуроёмкость образования как полисистема, которая создает условия для последующих изменений.
Мы считаем, что в таком случае наиболее эффективной является следующая модель, к которой мы стремимся:
Равноправное сотрудничество педагога и ребёнка в образовательном пространстве | Освоение культурных образцов деятельности и интегрированного знания | Индивидуальное образование на основе интересов и творческой мотивации ребёнка |
Основные задачи управления видим в следующем:
1. Анализ деятельности коллектива
2.Создание условий труда
3.Методическая помощь учителю – это направление мы выделяем как самое главное:осуществляем маркетинг и менеджмент научно-методической работы;
Простраивая дальнейшую деятельность ориентируемся на итоги анкетирования:
Критерии | Цель | Предлагаемые вопросы | Итоги: |
Изучение уровня комфортности учителя в школе | Выявить уровень комфортности учителя для регулирования и коррекции методической НУВ работы | 1. Созданы ли благоприятные условия работы учителя в школе?
2. Устраивает ли вас микроклимат в количестве? 3. Благоприятствует ли атмосфера творческому поиску? 4. Влияют ли руководители школы на ваше настроение? 5. Способствует ли проведение разнообразных форм методической деятельности вашему желанию работать? |
Комфортное состояние у – 74% опрошенных (оптимальный уровень); 26% допустимый уровень; критический уровень не выявлен |
Вывод: выявление в результате диагностики уровня комфортности учителя в школе, профессиональной готовности, отношения к инновационной деятельности позитивны, что соответствует положительным результатам, может быть взято за основу для дальнейшего продвижения.
Обновление методов руководства предполагает, на наш взгляд, в первую очередь создание морально-психологического климата, стимулирующего педагогов на активное участие в реализации программы развития, разработку механизма стимулирования, создание условий благоприятных для раскрытия творческого потенциала каждого педагога, предоставления возможностей для реализации своих профессиональных планов. С этой целью мы планируем изучение личностных особенностей педагогов, их интересов, запросов, профессиональных планов.
Кроме того, обновление предполагает, на наш взгляд, демократизацию управления, проявляющуюся в переходе на более низкие уровни оргструктуры (уровень учителей, учащихся, родителей) при принятии решений. Постепенный отказ от методов административного воздействия на людей и переход на методы, ориентированные на знание мотивов, потребностей, интересов конкретных личностей; освоение демократического стиля руководства.
Учитывая особенности педагогического коллектива, в большинстве своем положительно реагирующих на внедрение инноваций, а также определенной части опытных учителей со своими, давно устоявшимися традициями и их естественным сопротивлением введению новшеств, мы придаем серьезное значение совершенствованию стиля руководства во всех звеньях структуры управления, учитывая, подтвержденную опытом тесную связь между стилем руководства и эффективностью деятельности коллектива.
Тема школы “Саморазвитие личности как содержание образования” разрабатывается практически всеми структурными подразделениями. Можно проследить разработанность данной проблемы различными аспектами и локальными разработками в содержании образования школьного компонента:
спецкурсы “Наш мир и я”, “Традиции народов России”, “История земли Иркутской”, “Славянская мифология” и другие, что соответствует задачам программы развития школы – апробирование различных авторских наработок.
Умение видеть проблемы, выстраивать пути их решения дает нам основания утверждать, что коллектив школы ушел от традиционного управления, и внедряет рефлексивное управление. / Рефлексивное управление связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своей деятельности, своей миссии. /
Мое убеждение: только творчество создает среду образования.
Выводы:
Какие изменения произошли в управлении – возможность проявления инициативы каждым членом педагогического сообщества на различных уровнях
Проблемы в управлении: невозможность создания бодрой жизнерадостной атмосферы, привязывающей педагога к деятельности классного руководителя и максимально способствующей педагогическому творчеству ввиду большой загруженности педагогов учебной нагрузкой, недостаточной оплаты работы классного руководителя, недостаточной компетентности педагогов в области организации воспитательного процесса.
Сильные и слабые стороны
+ коллегиальность в руководстве, чуткость и отзывчивость к людям, постоянная связь с детьми и коллегами, внимание к интересам и нуждам коллег, сотрудников, поощрение творческой инициативы и самостоятельности работников.
- нечеткое распределение обязанностей и личной ответственности, неумение организовать системность и строгий порядок в работе, неумение требовать своевременного исполнения поручений.
Достичь высокой культуры управления можно, только расширяя разнообразный опыт демократической жизни в школах. Практики школьного самоуправления и обеспечивая открытость и демократизм принятия всех управленческих решений сверху донизу.
Антонова Галина Зеликовна, директор
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Усть-Илимск
,