mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    11
    фев
    Стили речи
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Конспект урока

    Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.


    Цели и задачи урока:

    - учиться находить элементы, указывающие на стиль,
    - определять средства речи,
    - самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

    Виды работы:

    1. Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
    2. Определение художественных приемов и особенностей текста.
    3. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
    4. Самостоятельная работа (перестройка текста с учетом изменения стиля).

    Оформление урока:

    1. Стенд “Гоголь в Петербурге” (портрет Н.В.Гоголя, виды Петербурга XIX века).
    2. На доске записана тема урока; эпиграф “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г.Солганик).

    Дидактический материал:

    1. Тексты для работы (по одному на парту) (Приложение 1).
    2. Карточки с индивидуальными заданиями (Приложение 2).

    ХОД УРОКА

    Вступительное слово

    Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

    Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

    Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

    Обратите внимание на эпиграф к уроку. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете язык – владеете ли вы стилями речи.

    Тема нашего урока – Стили речи.

    Перед вами тексты для работы, они пронумерованы. Обратимся к тексту №1.

    Чтение и работа с текстом № 1

    Вопросы и задания к тексту:

    Какая картина открывается перед нами? Из какого произведения взят отрывок? Чьими глазами описан город? Как Вакула оказался в Петербурге? Что его больше всего поразило? Обратите внимание на устаревшее слово, запомните, как оно пишется. С какой целью обычно в литературных произведениях употребляются устаревшие слова? Было ли это слово устаревшим во времена Гоголя? Найдите в тексте устаревшую форму. Назовите ее.

    Письменная работа

    Два ученика на доске выполняют индивидуальную работу по карточкам. Остальные самостоятельно в тетрадях находят и выписывают примеры художественных средств (для всех отводится 5 минут). После этого работы проверяются, комментируются.

    (Из художественных средств необходимо назвать переносное значение слов, олицетворение, сравнения, бессоюзную связь между простыми предложениями, безглагольные основы, примеры звукописи)

    Делаем вывод: стиль текста – художественный.

    Чтение и работа с текстом № 2

    Вопросы и задания к тексту:

    В чем, по мысли Анненкова, определялась нравственная красота Гоголя? На какие положительные качества писателя указывает критик? Что вы можете сказать о стиле этого текста? Как бы вы определили тему? Жанр?

    Выпишите их текста словосочетания с наречиями, составьте схему, определите значение наречий.

    Какие еще жанры публицистического стиля вы знаете? (Репортаж, заметка, интервью)

    Проверка домашнего задания (сочинение-миниатюра в жанре публицистики по выбору учащегося). Чтение и комментарий работ. Соответствует ли сочинение выбранному жанру? Соблюдены ли композиционные части для данного жанра?

    Чтение и работа с текстом № 3

    Вопросы и задания к тексту:

    Определите жанр. В чем необычность этой автобиографии? Чем отличается этот текст от официально-деловой речи? Как вы понимаете выражение “черная квартира неизвестности”? Что нужно знать, чтобы написать биографию человека?

    Попробуйте по датам, приведенным в конце нашего рабочего листа, составить биографию Н.В.Гоголя. Воспользуйтесь той информацией, с которой мы познакомились в текстах №2 и №3. Но не забудьте, стиль вашей работы – официально-деловой.

    Самостоятельная письменная работа. Проверка и исправление стилистических ошибок.

    Выводы урока.
    Подведение итогов.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

     

    Текст№1

     

     Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались с четырех сторон;  домы росли и будто поднимались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные черные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.

     

    Справка. ФОРЕЙТОР - слуга, кучер, сидящий верхом на передней лошади при запряжке четырех или шести лошадей (устар.)

     

     

    Текст№2

     

    Для него (Гоголя) мера уважения к людям определялась мерой познания и опытности их в каком-либо отдельном предмете. Важнее всего в Гоголе была та мысль, которую он проносил в это время повсюду. Это понимание вреда, производимого пошлостью, ленью, самодовольной грубостью. В его преследовании темных сторон человеческого существования была страсть, которая и составляла истинное выражение его физиономии... Он ненавидел пошлость откровенно и наносил ей удары, к каким только была способна его рука, чтобы протрясти ее до основания. Эта деятельность сказывалась тогда во всей его особе и представляла его нравственную красоту (по П.В. Анненкову, «Гоголь в Риме»)

     

     

    Текст№3

     

    Родился в селе Сорочинцы, что недалеко от Полтавы. Детство прошло в обстановке безбедного быта и родительского баловства. Запомнился небольшой дом, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, сытый обед, приличные экипажи и лошади. Еще помню каждогоднюю ярмарку.

    Учили дома, а двенадцати лет отправили в Нежинскую гимназию. Но мало чему там научили. Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях, к которым я получил навык в последнее время пребывания моего в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде.

    Уже там, в школе, начал задумываться о будущем, страшно опасался черной квартиры неизвестности в мире. Мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, и что я сделаю даже что-то для общего добра.

    В 1828 году в сопровождении верного слуги Якима приехал в Петербург только с одной целью - служить, приносить пользу. Первый опыт оказался неудачным, да таким, что пришлось уехать за границу.

    А теперь расскажу, как я живу, вернувшись в Петербург. В девять часов отправляюсь в должность и нахожусь там до четырех, потом обедаю; после обеда отправляюсь в класс, в академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак не в состоянии оставить. В семь часов прихожу домой, иду на вечер к кому-нибудь из своих знакомых, которых у меня таки немало. Верите ли, что одних однокорытников моих из Нежина до двадцати пяти человек.

    Написал несколько историй от имени пасечника Рудова Панька и назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Книжка вышла в свет в сентябре тридцать первого. А потом и пошло, и пошло... (по Гоголю)

     

     

    Некоторые даты из жизни Николая Васильевича Гоголя

     

    1809 - год рождения.

    1821 - поступление в Нежинскую гимназию высших наук.

    1828 - окончание гимназии, приезд в Петербург.

    1830 - возвращение в Петербург из-за границы, начало деятельности.

    1831 - первое печатное издание- «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    1835 - выпуск сборника повестей «Миргород». В него вошли «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

     

    Карточки для индивидуальной работы

     

     

    Карточка №1

     

    Выпишите из текста №1 глаголы, укажите их вид и время.

    Ответьте на вопрос: Почему один из глаголов не совпадает по времени со всеми остальными?

     

     

    Карточка №2

     

    Выпишите из текста №1 словосочетания, соответствующие схемам:

     

    Существительное + Прилагательное

    Существительное + Числительное

    Глагол + Существительное

     


     

    Ануфриева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, методист

    Средняя школа им. А.С. Пушкина, Вильнюс

     


     


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6519
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.