Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Конспект урока
Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.
Цели и задачи урока:
- учиться находить элементы, указывающие на стиль,
- определять средства речи,
- самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Виды работы:
1. Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).
2. Определение художественных приемов и особенностей текста.
3. Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
4. Самостоятельная работа (перестройка текста с учетом изменения стиля).
Оформление урока:
1. Стенд “Гоголь в Петербурге” (портрет Н.В.Гоголя, виды Петербурга XIX века).
2. На доске записана тема урока; эпиграф “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г.Солганик).
Дидактический материал:
1. Тексты для работы (по одному на парту) (Приложение 1).
2. Карточки с индивидуальными заданиями (Приложение 2).
ХОД УРОКА
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете язык – владеете ли вы стилями речи.
Тема нашего урока – Стили речи.
Перед вами тексты для работы, они пронумерованы. Обратимся к тексту №1.
Вопросы и задания к тексту:
Какая картина открывается перед нами? Из какого произведения взят отрывок? Чьими глазами описан город? Как Вакула оказался в Петербурге? Что его больше всего поразило? Обратите внимание на устаревшее слово, запомните, как оно пишется. С какой целью обычно в литературных произведениях употребляются устаревшие слова? Было ли это слово устаревшим во времена Гоголя? Найдите в тексте устаревшую форму. Назовите ее.
Письменная работа
Два ученика на доске выполняют индивидуальную работу по карточкам. Остальные самостоятельно в тетрадях находят и выписывают примеры художественных средств (для всех отводится 5 минут). После этого работы проверяются, комментируются.
(Из художественных средств необходимо назвать переносное значение слов, олицетворение, сравнения, бессоюзную связь между простыми предложениями, безглагольные основы, примеры звукописи)
Делаем вывод: стиль текста – художественный.
Вопросы и задания к тексту:
В чем, по мысли Анненкова, определялась нравственная красота Гоголя? На какие положительные качества писателя указывает критик? Что вы можете сказать о стиле этого текста? Как бы вы определили тему? Жанр?
Выпишите их текста словосочетания с наречиями, составьте схему, определите значение наречий.
Какие еще жанры публицистического стиля вы знаете? (Репортаж, заметка, интервью)
Проверка домашнего задания (сочинение-миниатюра в жанре публицистики по выбору учащегося). Чтение и комментарий работ. Соответствует ли сочинение выбранному жанру? Соблюдены ли композиционные части для данного жанра?
Вопросы и задания к тексту:
Определите жанр. В чем необычность этой автобиографии? Чем отличается этот текст от официально-деловой речи? Как вы понимаете выражение “черная квартира неизвестности”? Что нужно знать, чтобы написать биографию человека?
Попробуйте по датам, приведенным в конце нашего рабочего листа, составить биографию Н.В.Гоголя. Воспользуйтесь той информацией, с которой мы познакомились в текстах №2 и №3. Но не забудьте, стиль вашей работы – официально-деловой.
Самостоятельная письменная работа. Проверка и исправление стилистических ошибок.
Выводы урока.
Подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались с четырех сторон; домы росли и будто поднимались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные черные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.
Справка. ФОРЕЙТОР - слуга, кучер, сидящий верхом на передней лошади при запряжке четырех или шести лошадей (устар.)
Для него (Гоголя) мера уважения к людям определялась мерой познания и опытности их в каком-либо отдельном предмете. Важнее всего в Гоголе была та мысль, которую он проносил в это время повсюду. Это понимание вреда, производимого пошлостью, ленью, самодовольной грубостью. В его преследовании темных сторон человеческого существования была страсть, которая и составляла истинное выражение его физиономии... Он ненавидел пошлость откровенно и наносил ей удары, к каким только была способна его рука, чтобы протрясти ее до основания. Эта деятельность сказывалась тогда во всей его особе и представляла его нравственную красоту (по П.В. Анненкову, «Гоголь в Риме»)
Родился в селе Сорочинцы, что недалеко от Полтавы. Детство прошло в обстановке безбедного быта и родительского баловства. Запомнился небольшой дом, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, сытый обед, приличные экипажи и лошади. Еще помню каждогоднюю ярмарку.
Учили дома, а двенадцати лет отправили в Нежинскую гимназию. Но мало чему там научили. Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях, к которым я получил навык в последнее время пребывания моего в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде.
Уже там, в школе, начал задумываться о будущем, страшно опасался черной квартиры неизвестности в мире. Мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, и что я сделаю даже что-то для общего добра.
В 1828 году в сопровождении верного слуги Якима приехал в Петербург только с одной целью - служить, приносить пользу. Первый опыт оказался неудачным, да таким, что пришлось уехать за границу.
А теперь расскажу, как я живу, вернувшись в Петербург. В девять часов отправляюсь в должность и нахожусь там до четырех, потом обедаю; после обеда отправляюсь в класс, в академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак не в состоянии оставить. В семь часов прихожу домой, иду на вечер к кому-нибудь из своих знакомых, которых у меня таки немало. Верите ли, что одних однокорытников моих из Нежина до двадцати пяти человек.
Написал несколько историй от имени пасечника Рудова Панька и назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Книжка вышла в свет в сентябре тридцать первого. А потом и пошло, и пошло... (по Гоголю)
1809 - год рождения.
1821 - поступление в Нежинскую гимназию высших наук.
1828 - окончание гимназии, приезд в Петербург.
1830 - возвращение в Петербург из-за границы, начало деятельности.
1831 - первое печатное издание- «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1835 - выпуск сборника повестей «Миргород». В него вошли «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Выпишите из текста №1 глаголы, укажите их вид и время.
Ответьте на вопрос: Почему один из глаголов не совпадает по времени со всеми остальными?
Выпишите из текста №1 словосочетания, соответствующие схемам:
Существительное + Прилагательное
Существительное + Числительное
Глагол + Существительное
Ануфриева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, методист
Средняя школа им. А.С. Пушкина, Вильнюс
,