Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок литературы по технологии "Критическое мышление"
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
Триединая цель урока:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».
Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.
Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.
- Обратимся к эпиграфу урока
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.Н.А. Некрасов.
- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?
2.2. Просмотр презентации
2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.
3.1. Стадия осмысления.
- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.
В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
- эпизод в церкви
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?
- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?
4. Рефлексия. Работа в парах.
- Закончите фразу:
Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила…….. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)
Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.
Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.
5. Составление кластера.
Пример кластера:
Подвиг.
Святой и бескорыстный
Хранит, верит, поддерживает
Высок и свят их подвиг незабвенный
Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг
6 Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?
Бабкина Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 57 с углубленным изучением математики и информатики, г. Волгоград
,