mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    09
    фев
    В школах готовят белоручек
    Рейтинг:
    Категория: Новости, Педсовет
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Разбираемся, почему детей больше не учат, как пришить пуговицу, забить гвоздь и починить розетку. Чиновники с завидным постоянством твердят: рынку труда не хватает синих воротничков! Мол, молодежь теперь в техникумы не заманишь. За станками уже стоять некому!

    - А откуда взяться-то синим воротничкам?! - с грустью рассуждает заслуженный учитель России, педагог с 30-летним стажем Алексей Иванович ХРОМОВ. - Уроки труда (теперь они называются «технология». - Авт.) в школах вымирают. А детей теперь учат не руками работать, а нажимать на кнопочки компьютера.

    Он пришел к нам в редакцию с папкой бумаг: помогите, новое поколение вырастает белоручками!

    Мастерские похожи на заброшенные склады

    Еще несколько лет назад школа № 1000 была известна на всю Москву. Хорошо оснащенные мастерские. Увлекательные уроки. Мальчишки придумывали собственные творческие проекты, выступали на олимпиадах. А еще ученики могли вместе с аттестатом совершенно бесплатно получить профессию водителя.

    - Пару лет назад, - вспоминает Алексей Иванович Хромов, - все изменилось. Закрыли автошколу (официально «подразделение по обучению профессии водителя» - Авт.). Потом отремонтировали здание, в новые классы закупили компьютеры, оборудование. А про мастерские забыли.

    Из двух простор-ных помещений трудовикам оставили тесный закуток с ободранными стенами и захламили его оборудованием так, что вести уроки невозможно. А вместо труда в школьном расписании красуется еще один урок информатики. И так в последние годы происходит не только в столице.

    Диплом инженера получит, а розетку не починит

    Возможно, современные родители возразят: что плохого в уроках компьютерной грамотности? По крайней мере изучать Word с Exel'ем полезнее, чем вытачивать на станке никому не нужные детальки.

    - У нас и так вся школьная программа заточена на то, чтобы подростка подготовить к поступлению в вуз,  - рассуждает Хромов. - Но ведь школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок труда - это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные на физике, химии, географии, геометрии. Компьютер ребята и без учителей знают как свои пять пальцев, а вот самостоятельно починить розетку может далеко не каждый одиннадцатиклассник.

    Урок технологии - это не модно?

    Но почему же директора школ избавляются от этого полезного урока? Кто им дал такое право? Ведь есть Федеральный базисный учебный план (официальный документ, где прописано содержание всех предметов). А дело вот в чем: урок труда в нем отдельным пунктом не значится. В раздел «технология» входит сразу три предмета - технология (проектная деятельность в области материальных ИЛИ информационных технологий), непосредственно трудовое обучение и черчение.

    Получается, что обвинить директоров в том, что они идут вразрез с политикой Минобрнауки, нельзя. Формально они ничего не нарушают. А на самом деле?

    Здравый смысл подсказывает: если уж в этом самом плане прописано сразу несколько вариантов одного занятия, то учеников и родителей просто обязаны были спросить, что нравится им больше - еще одна информатика или урок труда?

     - Только если бы был он, этот выбор! - вздыхает Алексей Иванович Хромов. - У нас четвероклассникам раздали анкеты с витиевато построенными вопросами. Малыши быстренько, под диктовку учительницы, поставили галочки в нужных клеточках - и дело с концом. Полшколы осталось без уроков труда!

    Уроки информатики - это модно, современно и... выгодно.  Компьютеры стоят дешевле, чем современные токарные станки, верстаки, оборудование для электромастерской. На их закупку можно получить деньги от спонсоров, муниципальных властей, а к Интернету подключиться в рамках национального проекта «Образование». А кто расщедрится на допотопный сверлильный станок?

     - Сейчас Минобрнауки оснащает учебные кабинеты и лаборатории только в рамках нацпроекта «Образование» - победившим школам выделяются деньги на инновационное развитие, - объясняет начальник отдела развития материально-технической базы образовательных учреждений Управления федерального имущества и инвестиций Рособразования Светлана ШЕЛАПУТИНА. - Поставляются интерактивные доски, оборудование для классов физики, химии, биологии, географии. А вот централизованных закупок станков не происходит. Хотя нет... В прошлом году мы укомплектовали мастерские в нескольких школах Чечни.
    МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
    Еще один шаг к технологической отсталости?
    Зав. кафедрой общетехнических дисциплин Московского педагогического госуниверситета Юрий ХОТУНЦЕВ:

     - Ручной труд вытесняют из школьной программы, полностью заменяя его компьютерами и виртуальным миром. В итоге в техникумы, вузы, на производство приходят молодые люди, которые ничего и ни разу в жизни не сделали своими руками. Вот вам и логика! Стоит только убрать из расписания всего лишь один урок труда, и через несколько лет страна сделает еще один шаг к технологической отсталости.

    В столице большинство кабинетов труда закрыты

    В Москве из 1600 школ только ДВЕ работают сейчас по индустриально-технологическому профилю, то есть преподают ребятам предмет «технология» в 9 - 11-х классах в полном объеме.

    Современные, хорошо оборудованные  мастерские сохранились всего лишь в нескольких общеобразовательных учебных заведениях.

    В остальных школах в расписании 10-х и 11-х классов вместо уроков труда уже давно стоят занятия по информационным технологиям. У большинства девятиклассников часы, отведенные на технологию, заменили предпрофильной подготовкой. К примеру, если ребенок собирается поступать на филологический, его отправляют на дополнительный урок литературы.

    В целом по стране на уроки труда в школьной программе отведено в 2 - 3 раза меньше времени, чем на изучение иностранных языков или искусства.

    Плюс к этому за последнее десятилетие количество часов, выделяемых на изучение технологии, урезали примерно наполовину.

    В то же самое время предмет «технология» изучают школьники в большинстве ведущих стран мира - Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швеции и т. д. Он входит в пятерку обязательных занятий для учеников всех возрастов.

     По данным кафедры технологии Московского института открытого образования.

    Сколько уроков технологии в учебном расписании

    Год Классы Количество часов в неделю*
    1993 1 - 11 2 часа
    1993 8 - 9 3 часа
    1998 1 - 11 2 часа
    1998 9 3 часа
    2004 1 - 7 2 часа
    2004 8 1 час
    2004 9 - 11 0 часов

    *В соответствии с Федеральным базисным учебным планом.

    Теорема Пифагора не важнее рецепта котлет!

    Когда я писала этот материал, в памяти то и дело всплывали эпизоды с уроков домоводства в моей школе. Не скажу, что посещала эти занятия с особым восторгом. Жутко раздражало чертить по ночам выкройки, часами мастерить браслеты из бисера или таскать в школу по две картошки, чтобы вместе с одноклассницами создать очередной шедевр кулинарного искус-ства. Тогда раздражало - сейчас радует! А что, мне и вправду кажется, что красиво сервировать стол для посиделок с друзьями (этому нас тоже, к счастью, научили) или собственными руками подогнать по длине новенькие брючки не менее важно, чем  процитировать теорему Пифагора в какой-нибудь высокоинтеллектуальной компании.

    Я до сих пор радуюсь тому, что из всех моих одноклассников выросли нормальные мужики, с РУКАМИ. Пусть большую часть урока труда пацаны обстреливались жвачками, зато на днях один из старых школьных друзей починил мне свет в ванной секунд за тридцать. Жаль только, что, если когда-нибудь я попрошу о том же самом одолжении своего младшего племянника, он скорее притащит мне телефончик

    какого-нибудь дорогущего электрика, чем сам полезет ковыряться в проводке.

    Светлана ДАНИЛОВА, Светлана БУРЕНКО (Красноярск), Татьяна КОНДРАТЬЕВА (Самара), Нина ВОСТРОВА (Санкт-Петербург), Ольга ГРУШКО (Мурманск), Наталья ДАВЫДОВА (Пермь).

    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4389
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.