Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса – ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).
Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт – “сын ошибок трудных” – игра в форме филлворда с элементами театрализации.
Условия игры
Класс делится на три команды. Перед игрой команды получают задание:
Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.
Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные)
В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.
Игра проходит в 3 этапа.
Первый этап (I этап состоит из двух частей).
Задания команды получают по кругу.
1 часть. “Кто это?”
По данной характеристике узнать персонаж, найти его в списке ключевых слов, зачеркнуть в сетке филлворда. (2 балла: итого 6 баллов).
2 часть. “Играем Островского”.
В списке ключевых слов найдите 3 слова, характеризующих узнанный персонаж. Соотнесите их с филлвордом (гарантия правильного ответа) и зачеркните. Максимально близко к тексту, с использованием ключевых слов (можно добавить любые другие по тексту) один из членов команды произносит монолог от имени героя. Подобранные художественные детали помогут в создании образа.
Каждой команде достается по три героя. Пока одна команда ищет ключевые слова и составляет монолог, другая узнает героя и т.д. В итоге каждая команда может получить за этот этап. (30 баллов).
Второй этап.
В каждом филлворде останутся лишние слова, которых нет в списке ключевых. Из этих слов команда должна составить фразу и, используя ее в качестве основной мысли, подготовить высказывания на предложенную тему. Время для подготовки – 2 минуты. (3 балла).
ОТВЕТЫ
Третий этап. (Представление заготовленных дома иллюстраций к пьесе.)
ИГРА
Этапы I и II. “Кто это?” и “Играем Островского”
Вопросы первой команде:
Дикой. Возраст этого героя в пьесе неопределенный. Но известно, что он богат и является значительным лицом в городе. В его оценке все жители города сходятся единодушно.
Слова в филлворде: ругатель, червяк, деньги.
Варвара. Имя этой героини хорошо раскрывает ее характер. Она молода и довольно хитра, предусмотрительна, решительна, умеет пользоваться благами жизни в свое удовольствие.
Слова в филлворде : обманщица, грехи, шито – крыто.
Тихон. Это богатый купец. Молодой, но не умеющий пользоваться своим положением и требующий постоянного руководства со стороны близких.
Слова в филлворде: мучиться, ослушаться, связанный.
Вопросы второй команде:
Катерина. Молодая купчиха, довольно богатая. Нежная, ласковая, но довольно твердая, умеет за себя постоять, если придется. Непреодолимый внутренний конфликт раздирает ее душу противоречиями.
Слова в филлворде: горячая, церковь, неволя.
Кулигин. Этот герой не купеческого рода. Он, согласно авторской ремарке, мещанин. Хорошо образован. Именно он произносит в пьесе самые обличительные монологи, но не предпринимает никаких действий по искоренению пороков.
Слова в филлворде: слезы, вражда, нравы.
Феклуша. Эта героиня совершенно неопределенного возраста, но говорит, что она немощна. Места жительства своего у нее нет. Она довольно набожна. Пытается философствовать по поводу жизни купечества в Калинове.
Слова в филлворде: обетованная, благочестивый, добродетели.
Вопросы третьей команде:
Кабаниха. Согласно авторской ремарке, это вдова, возраста неопределенного, внешности – тоже. Жители города Калинова оценивают ее абсолютно противоположено. Сама она о себе однозначно позитивного мнения.
Слова в филлворде: ханжа, благочестие, приказывала.
Борис. Это молодой человек, порядочно образованный, романтичный, наверное даже симпатичный, и небедный, но живется ему тяжело, и переживаний у него много. Жители города не могут признать в нем своего человека, и он все время чувствует себя чужим.
Слова в филлворде: умерла, лишний, неволя.
Кудряш. Молодой, веселый человек. Не богат. Поэтому вынужден служить у сильных мира сего. На все имеет свою точку зрения и не готов никому уступать.
Слова в филлворде: озорничать, грубиян, рабствовать.
Габараева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №455, г.Санкт-Петербург
,