mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    05
    сен
    Орфографическая работа на уроках русского языка
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Для начальных классов

    Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя".


    Формирование орфографической грамотности – одна из наиболее трудных задач в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и с самой сложностью орфографической системы русского языка, и тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут усвоить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”.

    Также как и ряд передовых школ республики, наша школа придерживается принципов развивающего обучения.

    Вот уже около десяти ведётся обучение по системе Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, “Школа – 2100”, а я начала работать по технологии по УМК “Гармония”. Почему я выбрала именно УМК “Гармония”? главной формой организации учительского труда является урок. Именно от грамотной организации учебного процесса во многом зависит успех творческой работы педагога.

    Повышения эффективности урока – вот главная задача, которая состоит перед учителем. Успех её решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом. За годы своей работы я старалась дать прочные знания учащимся, заинтересовать, развивать их.

    Как и многих учителей начальных классов волнует проблема грамотности письма учащихся. Ещё в период обучения грамоте (УМК “Гармония”) я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятия, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическому задачу. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме. Так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и.т.д. эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности. Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа.

    Звуковой анализ в данной системе осуществляется по технологии разработанной Д.Б.Элькониным, т.е. путём многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков условными знаками на схеме, который был введён Д.С.Фониным, а именно:

    - гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);

    - твёрдый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);

    - мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъёмом спинки языка к нёбу).

    К трём основным знакам в дальнейшем, по примеру В.В.Репкина, добавили ещё обозначение точками “включение голоса” только для звонких и сонорных согласных:

    • Твёрдый звонкий.
    • Твёрдый сонорный.
    • Мягкий звонкий.
    • Мягкий сонорный.

    Деление слов на слоги чёрточками, как в традиционной системе не применяется, т.к. чёрточки затрудняют восприятия ребёнком целостного слова. В необходимых случаях слоги обозначаются подчёркиванием их дугами под словом. Машина, семья.

    Составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедевтическое освоение орфографии.

    Решению этой задачи в данном комплекте уделяется большое внимание.

    Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографическая зоркость, т.е. умение обнаруживать “ошибкоопасные места”. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографических правил т.е. в первом классе. Большие возможности для проведения соответствующей работы представляет период обучения грамоте.

    Вот почему данный комплект ставит задачу: на основе сформированного действия звукового анализа и знакомства с обобщёнными признаками наиболее частотных орфограмм гласных и согласных (“опасных” при письме мест) научить детей обнаруживать такие “ошибкоопасные” места.

    Во время проведённых контрольных и проверочных работ учащихся. В ходе, которого выявлены наиболее частые орфографические ошибки, допускаемые учащихся.

    Частые ошибки, допускаемые учащихся:

    1. Пропуск замена вставка

    Причины:

    • неправильное произношение;
    • незнание, непонимание смысла слова;
    • невнимательность, рассеянность.

    Как устранить ошибки:

    • игры и упражнения на внимание (зрительные диктанты, дидактические игры)
    • словарная работа с использованием иллюстрации, ежедневное обогащение “словаря”;
    • использование метода имитации (подражания), при котором отрабатываются нормы русской орфоэпии.

    2. Безударные гласные

    Причины:

    • незнание правила проверки безударных гласных;
    • непонимание смысла слова;
    • неправильное использование ударения;
    • плохая память.

    Как устранить ошибки:

    • словарные диктанты (зрительные),
    • игры и упражнения с проверкой безударного гласного;
    • игры, упражнения на развитие зрительной, слуховой памяти.

    3. Разделительный мягкий знак

    Причины:

    • непонимание, незнание правила;
    • неправильное произношение;
    • неумение на слух определять место разделительного ь;
    • непонимание, незнание смысла слова.

    Как устранить ошибки:

    • игры и упражнения с разделительным ъ и ь ;
    • словарно-орфографическая работа на умение определять на слух разделительный ь.

    Работа над этими ошибками включала следующие методы и приёмы:

    1.  
      1. Использование карточки с упражнениями;
      2. Использование рисунков, схем;
      3. Проведение различных словарно-орфографических упражнений;
      4. Использование перфокарт;
      5. Использование игр (занимательности, наглядности);
        • упражнения, предусматривающие работы с символами, цифрами, кодами;
        • упражнения на повышение интеллектуальной активности;
        • использование карточки с упражнениями по каждому изучаемому слову.
      6. Использование сказки, фантазии;
      7. Комментируемое письмо, предупредительные диктанты, творческие списывания.

    В итоге целенаправленной систематической работы (работы над ошибками, разнообразия словарных работ и упражнений) я добилась положительных результатов.


    Габышева Ангелина Яковлевна, учитель начальных классов

    МОУ БНОШ с. Бердигестях



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4074
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.