mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    09
    сен
    Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В данной статье описан опыт по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальных классах. Занимательные задания и упражнения способствуют развитию орфографической зоркости, что также повышает мотивацию к учебной деятельности.

    Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.

    По словам Д.Н БОГОЯВЛИНСКОГО, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.

    В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/.

    Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.

    Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности /сочинение, изложение, диктант / уч-ся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.

    Проанализировав работы детей, выявила закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.

    Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

    Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание,

    комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.

    На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.

    Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.

    ***

    п ф б к т х е

    ш с р ч е

    з ц а

    Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

    Какое это слово? /береза/

    С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.

    – Береза – это дерево.

    – Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

    – Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.

    – Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.

    – Береза – это лиственное дерево.

    – Назовите его существенные признаки.

    – У березы белая кора и листья в виде сердечка.

    – Что же обозначает слово – береза?

    – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.

    Дается информация о березе.

    – Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.

    Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.

    Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.

    Внимательно посмотрите на данный шифр из приложения 4. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.

    Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

    На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

    Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

    Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

    САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

    Большим интересом у уч-ся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.

    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

    Было “сели”,
    Стало “съели”,
    Догадаться вы сумели,
    Почему случилось так?
    Кто виновник?
    – Твердый знак.
    Твердый знак нам нужен тоже
    Без него писать не сможем:
    Съезд, съедобный, объявление,
    И подъезд, и объяснение.

    ЧК, ЧН

    Козочка, горочка,
    33 пригорочка
    Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
    Кочка, почка, звездочка
    Речка, ночка, строчка,
    Точка, кочка, дочка,
    Строчный, булочный, ночной,
    Точный, шуточный, речной.
    Знаем мы наверняка,
    Где ЧН, а где ЧК!

    Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ:

    1. Выявление трудной орфограммы

    2. Постановка перед уч-ся проблемы: на “уярчить” орфограмму? Как

    лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

    3. Самостоятельный поиск уч-ся способов “усиления”

    4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

    5. Выбор каждым уч-ся индивидуально прием запоминания.

    Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы:

    1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета

    2) “уярчение” путем составления ребусов

    В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, уч-ся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта /от 5 до 15/.

    Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.

    Работа с карточками дает полную картину усвоения уч-ся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.

    Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой, уч-ся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.

    Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.

    Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
    2. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
    3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
    4. Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.
    5. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
    6. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.

    Абдулхакова Елена Ивановна, учитель начальных классов
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 12", г. Мариинск, Кемеровская обл.


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 17842
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.