Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Что такое имена? Имена - это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет. Может быть, у имен и впрямь нет значения? Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна
И оттого, ты побереги его.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.
Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.
Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, Может быть, у имен и впрямь нет значения?
Это не совсем так. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис – “совенок” или Хома-Хомани – “утреннее облачко”. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало “камень”, Фока – “тюлень”, Хризис – “золото”.
Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк – чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу – называли Соботкой, первенца – Первушей, крикливого младенца – Бессонном или Неупокоем. А почему же потом таких имен не стало?
Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван – это измененное древнее имя Иоканаан, значившее “божий подарок”.
Имя Александр пришло из Греции: это значило “защитник людей”. Валентина по-латыни “дочь здоровяка, могучего человека”.
Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Послушайте, что они означают.
(Ученик читает стихотворение.)
Много имен и фамилий есть.
Сколько их всех, пожалуй, не счесть.
Юры, Миши, Тани и Пети
Живут везде, на всем белом свете.
Виктор – значит он победитель,
Марина – морская, кто-то строитель,
Есть гордое имя Рома – Роман.
Он воин Рима, и то не обман.
Имен интересных я много знаю,
Про них стихи и рассказы читаю,
Про дядю Степу, Фому и Ерему,
Про Жукова Ваньку, про Жучку и Тему.
Хорошие все имена на свете,
Пусть каждое с гордостью носят дети.
(Разговор идет о женских именах. Дети по очереди читают стихи.)
А В Т О Г Р А Ф Ы.
С. Михалков
Две подружки Варя с Верой, -
Это коллекционеры.
Сто фамилий всех знакомых,
Не коллекция, а склад!
Знаменитые артисты,
Футболисты, хоккеисты
И поэт – лауреат.
Как автограф получить,
Варю с Верой не учить!
Тех, кто марки собирает,
Тех подружки презирают.
Собиратели значков –
Дурачки из дурачков.
У подружек наших страсть:
На глаза тому попасть,
Кто сегодня знаменит,
Чья фамилия звучит!
На глаза сперва попасть
А потом уже напасть:
– Очень просим, не спешите!
Распишитесь, подпишите!
Кто-то девочкам в саду
Дал автограф на ходу.
И теперь уж не прочесть
И не вспомнить, кто он есть.
Кто-то шариковой ручкой
Через весь альбомный лист
Вывел подпись закорючкой…
Это кажется артист?
Подписей собрали сто,
А спросите: “Кто есть кто?”
Наши коллекционеры –
Две подружки Варя с Верой
Не ответят ни за что!
М А Р И Я
Максим Рыльский
Есть женское имя – как нежно оно,
Печаль в нем, любовь и надежды какие,
Весенним дыханием напоено: Мария.
Как запах фиалки осенней порой,
Как девичья песня сквозь сны снеговые,
Звездою сияет над темной землей – Мария.
И пусть я святое в себе погашу,
И пусть не увижу, сражаясь, зари я –
Последнее слово, что я напишу: Мария.
П Р О Л Е Н У
М. Садовский
Мама дочке говорила:
– Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила,
Видишь хлеба дома нет.
-Не могу, болит колено.
Значит, плохо наше дело.
– И давно болит колено?
Давно.
– Очень жаль. А я хотела
Взять тебя с собой в кино.
Покраснев, сказала Лена:
–Кажется, прошло колено.
К А К У Н А Ш Е Й Л Ю Б Ы
С. Михалков
Как у нашей Любы разболелись зубы:
Слабые, непрочные, детские, молочные
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит,
– Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит –
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?
Тут же бабушка хлопочет, дать совет полезный хочет –
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен –
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошел войну.
Заглянул он внучке в рот:
– Все до свадьбы заживет!
С В Е Т А
З. Александрова
В первый класс пришла с цветами Света –
Не видать ее из-за букета.
Сколько в нем веселых ноготков,
Флоксов разноцветных, будто ситцы!
Если ребятишки без цветов –
Света может с ними поделится!
-Девочка, ты любишь резеду?
И тебе могу я дать немножко.
Я гвоздики набрала в саду,
Срезала душистого горошка…
-Мальчик, ты возьми два ноготка,
И ромашку голубого цвета…
А когда осталось три цветка,
Все ребята увидали Свету.
Раздала Светлана свой букет
Новичкам у школьного порога.
Пусть цветов у Светы больше нет,
Да зато подружек стало много.
П О М О Щ Н И Ц А
Агния Барто
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, -
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
С О Н Е Ч К А.
А. Барто
Тронь ее нечаянно –
Сразу: – Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
– Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас.
Дома снова жалобы:
– Голова болит…
Я бы полежала бы -
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
– Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
П О С Т И Р У Ш К А .
С. Михалков
Таня с Маней – две подружки –
Любят в “классики” играть,
А у Нади постирушки:
Ей бы только постирать!
Чуть платочек замарает –
Уж она его стирает.
Все на речку загорать,
А она туда – стирать.
Лента под руки попала –
Намочила, постирала.
И стирает, и стирает,
Полоскает, оттирает,
Отжимает двадцать раз,
Мокрых тряпок полон таз.
На передничках от стирки
Появились даже дырки.
Новый бабушкин платок
Целый день в корыте мок.
Почему бабуся плачет,
Порошок стиральный прячет?
Стоит мыло не убрать -
Внучка примется стирать.
Если спросите у Нади:
– Что купить тебе, дружок? -
То она, в глаза не глядя,
Вам ответит: – Утюжок!
Я еще таких девчушек,
В мыльной пене до локтей,
Хлопотушек – “постирушек”,
Не встречал среди детей!
К А Т Я
А. Барто
Мы целое утро возились с ростками,
Мы их посадили своими руками.
Мы с бабушкой вместе сажали рассаду,
А Катя ходила с подругой по саду.
Потом нам пришлось воевать с сорняками,
Мы их вырывали своими руками.
Таскали мы с бабушкой полные лейки,
А Катя сидела в саду на скамейке.
– Ты, что на скамейке сидишь как чужая?
А Катя ответила: -Я жду урожая.
П О Д А Р И, П О Д А Р И . . .
А. Барто
Люся в комнату вошла, села на диванчик,
И берется за дела: начинает клянчить.
От зари и до зари, в летний день и зимний,
Люся просит: – Подари, мама, подари мне…
Подари мне, подари эти бусы-янтари.
Для чего вам бусинки?
Подарите Люсеньке.
– Игорек, Игорек,
Подари мне пузырек!
Ты же мой товарищ,
Пузырек подаришь?
Ходит бабушка зимой в теплом шарфе с бахромой,
Клянчит, клянчит Люсенька:
– Я мала-малюсенька.
Ты мне шарфик уступи, а себе другой купи.
Для чего вам бусинки?
Подарите Люсеньке.
(Каждой девочке вручается открытка со значением имени)
(Разговор идет о мужских именах. Дети читают стихи.)
П О Д В Е Л И И М Е Н А
Два приятеля Костя и Ника
Повстречали в лесу костянику,
И заспорили: -Чья же она?
Уж такие у них имена.
Костя крикнул: – Моя костяника!
С моего начинается имени. –
Ника важно сказал: – Отойди – ка,
“Ника” значит “победа”, не зли меня!
Сговорится – нелегкое дело.
А пока они спорили рьяно,
Костянику тихонечко съела
Проходившая мимо Татьяна.
МИШЕНЬКА, МИШКА, МИША!
Вслушайтесь в имя это.
Мишенька, Мишка, Миша!
Гордо звучит над планетой.
Имя прославили это Лермонтов и Кольцов,
И Михаил Ломоносов, и Михаил Светлов.
Гордо несли эти люди имя свое сквозь года.
Им поклонятся будет русская наша земля.
М А М А И Л И Я ?
А. Барто
Непонятно кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –Новиков Илья?
Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто гладит чуть свет: – Не завял букет?
Мама, а не я – Новиков Илья.
Рассказали всем чужим:
– Скоро в школу побежим.
Мама, а не я – Новиков Илья
Перед первым сентябрем
Мама сбилась с ног:
– Ну-ка, книжка соберем!
Что за книжки мы берем!
Не проспи, сынок!
Непонятно кто из нас
Поступает в перввый класс:
Мама или я – Новиков Илья?
Ж И Л Н А С В Е Т Е С А М О С В А Л
А. Барто
Жил на свете самосва,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: – Кто там?
Самосвал ответил так:
– Я привез отличный шлак.
Молодчина самосвал.
Где он только не бывал!
н кирпич привез и гравий,
На увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал.
Говорит: – Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
-У меня помята рама
– Алексей!– сказала мама, –
Ты успел в канаву влезть!
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый,
Сколько лет ему? Лет шесть.
Самосвал сигналит громко:
– У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
– Хорошо, – сказала мама, -
Но пока Алешей будь!
Молока поешь и спать!
Что ж пришлось Алешей стать.
Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.
М И Р
С. Михалков
Женя празднует рожденье – юбиляру восемь лет!
Подарили гости Жене: пушку, танк и пистолет.
И совсем как настоящий, как бывает у солдат, -
Черный, новенький, блестящий с круглым диском автомат.
Гости кушали ватрушки, Женя в комнате играл –
Он военные игрушки по частичкам разбирал.
– Что же ты наделал, Женя? Все сломал? Какой кошмар!
У меня – разоруженье, – громко крикнул юбиляр.
В О В К А Д О Б Р А Я Д У Ш А
А. Барто
Шла вчера я по Садовой, так была удивлена –
Паренек белоголовый закричал мне из окна:
– С добрым утром! С добрым утром!
Я спросила: – Это мне?
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
– С добрым утром! С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой.
С ним теперь знакомы будем –
Это Вовка – есть такой.
Т А К Н А Т А К
Решили два Ивана меняться без обмана.
А что менять – не в этом суть,
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Игрушечного зайку на гвоздики и гайку.
А гвоздики и гайку потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод – им пошуметь, попрыгать,
Кричать: - Меняю кошку на сломанную брошку,
А сломанную брошку потом опять на кошку!
Решили два Ивана меняться без обмана.
А что менять – не в этом суть
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Так целый день менялись
И при своем остались.
З А Д И Р А М А К С И М
– Ой, задира ты Максим!
Не играем больше с ним!
Всех он обижает,
В кошек снег кидает.
А у девочки Марины
Отобрал он мандарины.
У малышки Ксюшки
Раскидал игрушки
Не играем мы с тобой,
Уходи к себе домой!
Ну и Максим, беда с ним…
Вот один он стоит.
И так грустно глядит.
А потом и говорит:
– Я от вас не уйду…
Простите меня, больше не буду!
Марине отдал мандарины.
Ксюшке собрал игрушки…
Снегом не кидает.
Слабых не обижает.
Вот так Максим!
Хорошо с ним!
Г У С И – Л Е Б Е Д И
Малыши среди двора хоровод водили.
В гуси-лебеди игра
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не еш? -
Говороит Маруся.
–Раз ты волк, так ты не трусь!-
Закричал на волка гусь, -
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил: – Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
П О Д О Р О Г Е В К Л А С С
А. Барто
Спешил Никита на урок.
Шел, не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.
Никита – взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: – Ой, боюсь! –
И сразу слезы градом…
Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: – Иди спокойно в класс! -
И отогнал дворнягу.
Ф О М А
С.Михалков
В одном переулке стояли дома,
В одном из домов жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому – не верит упрямый
Фома ничему.
На улице слякоть.и дождик, и град.
– Наденьте галоши, – ему говорят.
– Неправда, – не верит Фома, – это ложь.
И прямо по лужам идет без галош.
Мороз. Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят: – Наступила зима.-
В трусах на прогулку выходит Фома.
Идет в зоопарке с экскурсией он.
– Смотрите, – ему говорят, – это слон.
И снова не верит Фома: – Это ложь.
Совсем этот слон на слона не похож.
А Н Д Р Ю Ш К А
С. Михалков
Лежали на полке, стояли на полке.
Слоны и собаки, верблюды и волки,
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки и дудки, и куклы-матрешки.
Кто видел у нас в магазине Андрюшку?
Он самую лучшую выбрал игрушку.
Он выбрал ружье. И сказал продавец:
– Ты будешь охотником Ты – молодец!
Е Г О Р
Жил мальчик Егор
Говорил он: “Я шофер!”
У Егора жили-были
Детские автомобили.,
После завтрака Егор
Шел с машинами во двор.
Заводные шли кругами.
У прохожих под ногами,
По асфальту, как жукк,
Ползали грузовики.
– Осторожнее ходите, -
Грузовики не раздавите!
Дома, сняв пальто и шапку,
Брал Егор у мамы тряпку
Очищал он пыль с колес,
Вытирал машинам нос.
П Е Т Я И Ш А Р И К
Мчится Шарик звонко лая:
“Не желаю делать зла я,
А сказать желаю лаем –
Ах, как славно мы играем!”
Но иначе, но инач
Понял Петя лай собачий.
Он бежит и очень трусит
И вопит: – Боюсь! Укусит!
Взяли Петю за руку
И подводят к Шарику.
-Ты пойми, -– сказали Пете, -
Он добрей всех псов на свете!
Он не тронет, успокойся,
Ты погладь его, не бойся!
Петя Шарика погладил.
Петя с Шариком поладил.
П О Б Е Ж А Л И , П О Б Е Ж А Л И
Коля, Толя, Ксюша, Мая…
Вот компания какая!
Побежали: раз – два – три!
Нас попробуй догони!
Побежали, побежали,
Всех знакомых обогнали, –
Петю, Валю, бабу Капу.
И ее кота Потапа.
На качелях покачались,
И опять бегом помчались,
Так бежали, так бежали,
Что споткнулись и – упали: Грох!
Побежали мы домой,
Поиграли в прятки,
Улеглись в кроватки…Ох!
( Мальчикам вручаются открытки со значением имени)
( Дети исполняют ч а с т у ш к и)
Подружился Витя с Валей.
Стал ходить за ней как тень.
Вале оспу прививали
Витя охал целый день.
Ходит Митя как кощей,
Ни супов не ест, ни щей.
Падает от слабости
А любит только сладости.
У Максима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Пол четверки получил.
Маша мается, вздыхает
И бормочет у доски.
Засыпают, засыхают
Даже мухи от тоски.
Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки.
А за партой он дрожит
Словно мышка в норке.
Хоть оценки и не очень
Шура очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Галя кончила дела
Сегодня раньше срока.
Две косички заплела
Всего за три урока.
Леня рано-рано встал,
Все грибы в бору собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
По грибы ходила Алла,
Гриб красивый выбирала.
Собрала, как на подбор, -
Что ни гриб, то мухомор.
Ведущий проводит с ребятами конкурсы и викторины.
1. Расшифровка имен детей.
2. Конкурс пословиц, где встречаются имена.
3. Прочитать строчку из стихотворений или песен, где встречаются имена.
Галисевич Наталия Алексеевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 8, г. Одинцово, Московская область
,