mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    09
    сен
    "Дачники" Эдуард Асадов
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок чтения в 5-м классе

    Урок в технологии личностноориентированного обучения с применением ИКТ.


    ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.

    ЗАДАЧИ:

    1. обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
    2. развитие умения ориентироваться в тексте;
    3. воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
    4. коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.

    ОБОРУДОВАНИЕ: компакт-диск, музыка П.И. Чайковского «Времена года», отр. «Осень», «Весна», «Лето».

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-презентация.

     

    ХОД УРОКА


    1. Организационный момент. Психологический настрой «Верный друг».

    – Здравствуйте, ребята! Урок чтения. (слайд 1) Настраиваемся на работу:

    – Сядьте поудобнее и закройте глаза. (звучит спокойная музыка – приложение 2 у автора). Сделайте глубокий вдох и выдох.

    Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.

    Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться.

    А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.


    2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта Эдуарда Асадова (с элементами беседы).

    (слайд 2)

    С этой фотографии на вас смотрит красивый смуглый юноша с огромными чёрными глазами. Смотрит он с лёгкой полуулыбкой , доверчиво и пытливо. Взгляд у юноши прямой и открытый, полный доверия к людям, ко всему прекрасному в мире. Это фотография 1941 года,за несколько месяцев до войны.

    (слайд 3)

    А на этой фотографии мы видим человека сегодняшних дней, спустя 50 лет. Он знаменитый поэт, автор 50 книг и любимейший поэт миллионов читателей.

    – Почему на фотографии он в черной повязке на глазах?

    (слайд 4)

    На этой фотографии Э.Асадов отдыхает на природе. Ведь известно, что красота вдохновляет поэзию. А человек, лишённый зрения, чувствует это особенно остро. Именно такие встречи с природой помогли поэту создать цикл стихотворений о наших четвероногих и крылатых друзьях. При этом автор не просто любит тех, о ком пишет. Он как бы проникает в душу каждого попугая, котенка или собачонка.

    – Итак, над творчеством какого поэта мы продолжаем сегодня работать? (слайд 5)


    3. Повторение ранее изученного.

    а) беседа

    – Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? (слайд 6)

    – В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?

    – По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?

    Докажите строчками из текста. (слайд 7)

    – Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни? (слайд 8).

    – Что доставляет детям радость? (Кого родители дарят детям? Для чего?) (слайд 9, по щелчку 1, 2, 3 – ответы).

    – Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?

    – А теперь определим, как будем читать 1 часть текста . Выберем правильные ответы (слайд 10 , по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6).

    Проверим себя. (слайд 11, по щелчку 1, 2, 3)

    б) Конкурс чтецов . Чтение 1 части стихотворения.

    – А теперь - конкурс чтецов. Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! (учащиеся коллективно оценивают чтение товарищей).

    Чтение сопровождает тихая музыка (на выбор учителя «Весна» или «Лето» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).


    4. Переход к изучению новой темы.

    А) беседа.

    – Как звучала музыка, под которую читали стихотворение? (мягко, мелодично, напевно).

    – Послушаем ещё один музыкальный отрывок и поразмышляем, как меняется настроение музыки .

    Б) слушание музыкального отрывка «Осень» П.И Чайковского из цикла «Времена года». (музыка звучит тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .


    5. Изучение нового материала.

    – Послушайте 2 часть стих-я и определите, в какое время года происходит действие? (чтение стихотворения учителем).

    – В какое время года происходит действие? (слайд 12).

    – Самостоятельное чтение 2 части стихотворения уч-ся (жужжащее чтение).

    – Проведём словарно-орфоэпическую работу «Правильно читай слова». (учитель показывает образец ответа на примере слова « воя». (слайд 13, по щелчку – 14 раз).

    – Чтение 2 части стихотворения уч-ся (работа в парах).

    – Чтение текста вслух, по цепочке.

    – чтение целого текста учащимися (2-3 уч-ся).

    – словарная работа. (слайды 14, 15, 16, 17).

    – Объясните, как понимаете значение слов и выражений.


    6. Анализ стихотворного текста.

    – Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья? (слайд 18)

    – Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом? (слайд 19, по щелчку – 1, 2)

    – Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным? (слайд 20)

    – В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных? (слайд 21, по щелчку – 6 раз)

    Я дословно выписала из текста фразы. В каких из них скрыты плохие поступки людей? (т.е. те, которые несут плохую энергетику).

    А в каких скрыты добрые поступки, с положительной энергетикой?

    – Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6 – слайд 22)

    – Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще - с хорошими.

    – Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).

    – Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их. (слайд 23)

    – Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди? Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3)

    Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?

    Какие поступки совершают такие люди? (слайд 24) Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3)


    7. Итог урока. Релаксация.

    (слайд 25)

    – Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?

    – А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. А я желаю вам быть добрыми и человечными! (слайд 26)


    8. Резерв.

    – А теперь, ребята, поговорим о чувствах . Как вы думаете, умеют ли собаки радоваться, улыбаться? (выслушать варианты ответов детей). Как они выражают это чувство?

    – Послушаем стихотворение «Улыбка и слеза»

        Улыбка и слеза.
        Как людям улыбаются собаки?
        Виляют им приветливо хвостом,
        Хорошим улыбаются. Не всяким,
        Повизгивая радостно притом.
        Случается, обидишь ты собаку –
        Она не упрекнёт тебя, однако.
        Забьётся только в дальний уголок,
        Чтоб слёз её увидеть ты не смог.

    – О чём думает брошенный пёс? Какие чувства в его душе возникают к человеку? (выслушать варианты ответов детей).

    – Послушаем стихотворение Н. Никабадзе «Когда-то должен ты узнать…»

        Когда-то должен ты узнать,
        Как я тебя люблю.
        Я за тебя могу отдать
        Бездумно жизнь свою…
        И вот теперь сижу один
        И думаю о том,
        Что жизнь моя прошла как дым…
        Что ждёт меня потом?
        Мне жаль тебя, мой человек,
        Хоть ты силён и крут.
        Я дам тебе один совет:
        Друзей не предают!
        Ты наслаждаешься теплом,
        А я сейчас дрожу,
        Ты и не думаешь о том,
        Что я в окно гляжу.
        И буду я глядеть в тебя
        Сквозь мёрзлое стекло.
        И , ухо лапой теребя,
        Вздохну: «Прошло, прошло…»
        Но и сейчас, пора бы знать,
        Тебя люблю! Смотри:
        Лишь пожелай – готов отдать
        Собачью жизнь. Бери!

    – Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?

    – Чтение стихотворения Романа Сефа (хором):

        Кто любит собак
        Или прочих животных –
        Серьёзных котов и щенков беззаботных,
        Кто может любить и козла, и осла,
        Тот людям вовеки не сделает зла!

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. З.Ф. Малышева Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение». 2004.
    2. «Досуг в школе» 4/2000 . Стихотворения из урока доброты и милосердия «Поговорим о собаке» Е.А. Чернышовой.

    Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/2013/09/Дачники_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Евдокимова Евгения Владимировна, учитель русского языка и чтения

    КОУ "Южная школа-интернат",, с. Южное, Павлоградский р-н, Омская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2915
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.