mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    24
    окт
    А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    8-й класс коррекционной школы

    Разработка урока обобщает знания о поэте. Учащиеся совершенствуют навык беглого, выразительного чтения, развивают умение определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формируют умения оценивать героев, определять основную мысль произведения. Автор прививает интерес к чтению.


    Цели:

    1.     обобщить знания о поэте;
    2.     совершенствовать навык беглого, выразительного чтения;
    3.     развивать умение определять внутреннее состояние героев, причины их поведения;
    4.     формировать умения оценивать героев, определять основную мысль произведения;
    5.     прививать интерес к чтению.

    Тип урока: обобщение изученного.

    Оснащение: учебник, портрет А.С.Пушкина, книги сказок, рисунки детей, карточки с заданиями, иллюстрация художника А.М.Елисеева к сказке.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    – Определите свое настроение (спокойное, радостное, ожидающее, тревожное).

    – Будем работать под девизом:

        Не на пользу книгу читать,
        Коли только вершки в них хватать.

    – Как понимаете смысл пословицы?

    2. Проверка домашнего задания.

    – Что было задано на дом?

    (Читать сказки А.С.Пушкина, рисовать рисунки к понравившимся сказкам, сделать сообщение о поэте, выучить стихотворение)

    а) Чтение наизусть стихотворения Александра Волобуева “Сказки Пушкина”.

        Подрастая, девчонки, мальчишки
        Дома, в школах и в детских садах
        Открывают красивые книжки –
        Необычные сказки в стихах.

        Заражаясь романтикой древней,
        Не боятся преград на пути
        И торопятся к спящей царевне
        Поскорее на помощь прийти.

        Царь Дадон будет вскоре убитым
        Золотым петушком за обман.
        И старуха – с разбитым корытом,
        Потому что ей разум не дан.

        Смелым справится просто с бедою,
        Побеждают коварство не аз.
        А работник, кто позван Балдою,
        Поумней, может, многих из нас.

        В интонации теплой, душевной
        Строк, рожденных гусиным пером,
        Обращается лебедь царевной,
        Побеждается злоба добром.

        Там русалки, колдуньи, зверюшки,
        И царевич выходит на бой.
        Здравствуй, мир под названием “Пушкин” –
        Необъятный, прекрасный, живой.

    б) Сообщение о поэте (рассказывают 2 человека).

    в) Рассматривание рисунков к сказкам А.С.Пушкина.

    Подведение итогов, выставление оценок.

    3. Сообщение темы урока.

    – Продолжим работу по “Сказке о попе и о работнике его Балде”. Вам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встретились на пути сказочных героев.

    Задача урока: бегло, выразительно читать, научиться определять внутреннее состояние героев, давать им оценку.

    4. Работа по сказке.

    – Сказка написана поэтом в конце 1830 года в Болдине. При жизни Пушкина не была напечатана, впоследствии опубликована Жуковским.

    – Понравилась ли вам сказка?

    – Кто больше?

    – Встретились ли непонятные слова?

    Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки

    (Неумный)

    Полба – разновидность пшеницы, каша из нее

    Обок –денежный налог

    Супостат – недруг

    Мета – намеченная цель

    Недоимки – неуплата

    – Где поп встретил Балду?

    – Кто ему был нужен?

    – Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)

    – На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)

    – Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.

    (Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)

    – Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья)

    – Какое? (Собрать оброк)

    – За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)

    – Сколько условий было поставлено перед Балдой, прежде чем он получил оброк?

    (Обежать вокруг моря, бросить палку на большое расстояние, поднять лошадь)

    – О какой черте ума Балды говорит то, что последнее условие выдвинул он сам, опередив чертей?

    (О находчивости, быстроте реакции, смелости, наступательности)

    – Как показал Пушкин, что оброк, собранный Балдой с чертей, был велик? Прочитайте.

    (Черти собрали оброк, да на Балду взвалили мешок. Идет Балда, покрякивает)

    – Итак, что такое оброк?

    Оброк – это налог, который нужно своевременно платить. Вы изучали экономику, сейчас разберемся. Сказка ложь, да в ней намек. Ну какой там намек? Какая экономика? Сказка и есть сказка, но тут намеков много, даже не намеков, а прямых указаний.

    – Во-первых, у чертей накопились недоимки за 3 года.

    Что говорит им Балда? Прочитайте. (Вы не платите оброка, не помните положенного срока)

    И сегодня с недоимками в экономике, т.е. с задолжностью по налогам и зарплате не утихает борьба.

    – Во-вторых, Пушкин четко описывает экономические условия службы у попа Балды, который ест за 4-х, работает за 7-х.

    Удивительно, что поэт, не был профессиональным экономистом, определил пропорцию в оплате труда работника – 4/7, которая сегодня может быть признана идеальной во всем мире.

    – В-третьих, Пушкин учит работодателя: обман до добра не доводит.

    – Помните, как рассчитывался Балда с попом?

    (С первого щелчка – подпрыгнул до потолка;
    Со второго – лишился языка;
    С третьего – ума)

    – Ребята, Пушкин в сказке затрагивает не только экономические проблемы. Сделка с Балдой заставила попа пережить самые разные чувства. Его душевное состояние в сказке проявляется через действие, жест. Что же это было? Прочитайте.

    Сомнение (“Призадумался поп, стал почесывать лоб”)

    Тревога (“Не ест, не пьет, ночи не спит. Лоб у него заранее трещит”)

    Надежда (“Стало на душе попа веселее, начал он глядеть на Балду посмелее”)

    Страх (А поп, завидя Балду, вскакивает, за попадью прячется, со страху корячится”)

    – Бесы в сказке совсем не похожи на могучую, наводящую ужас нечистую силу.

    – Какие чувства вызывают к ним? (Жалость и сочувствие)

    – Какие черты характера осуждаются Пушкиным? (Жадность, глупость, надежда на авось)

    – Какова главная мысль сказки? (Не гонялся бы ты поп за дешевизной, за все в своей жизни нужно ...)

    Выставление оценок учащимся.

    5. Рассматривание иллюстрации художника А.М.Елисеева

    – Про Балду и говорить нечего – весь на виду, перед нами – он ведь главный герой. И дела у него ладятся и спорятся – на все руки мастер. Додумал художник то чего в сказке не написано: где Балда – там сады-огороды, грибы-ягоды… Он к работе с охотой – и она к нему с лаской. Посмотришь на Балду – поневоле улыбнешься: прост да не прост, всех вокруг пальца обвел.

    – Согласны ли вы с художником?

    6. Закрепление материала.

    – Мы проанализировали сказку, а сейчас закрепим и поиграем.

    а) Игра “Исправь ошибку” (3-й группе даны слова-подсказки)

        1. “Вынырнул подосланный поросенок.
        Замяукал он, как голодный котенок…”

        2. “Пошел Балда в ближний ларек,
        Купил двух зайков да в мешок.
        К пруду опять он приходит,
        У пруда бесенка находит.”

        3. “…Раз, два, три! Догоняй-ка.
        Пустились бесенок и зайка:
        Бесенок по дну морскому, А зайка в лесок к знакомым…”

        4. “Вылез бесенок: “Хватит, мужичок,
        Вышлем тебе весь оброк-
        Только слушай. Видишь ты эту палку?
        Выбери себе любую монету.”

        5. “Кто выше палку бросит,
        Тот пускай и оброк уносит.
        Что ж? Боишься испачкать ручки?
        Чего ты ждешь? – Да жду вон этой кучки…”

        6. “Попенок зовет его дядей:
        Кашу сварит, нянчится с дитятей…”

    б) Игра “Выбери слово”

    Задание: вспомните, какое слово использовал А.С.Пушкин в своей сказке и вставьте, выбирая из скобок нужное. (1-й группе – все задания; 2-й – 5; 3-й – 3)

        Жил-был поп,
        Толоконный лоб.
        (Пошел, бродил, ходил) по базару
        Посмотреть кой-какого товару

        Поп ему в ответ: “Нужен мне (помощник, работник, слуга)
        Повар, (токарь, столяр, конюх) и плотник.

        Поживи-ка на моем подворье,
        Окажи свое (умение, усердие, старанье) и проворье.

        Попадья говорит: “Знаю средство,
        Как (убрать, отдалить, удалить) от нас такое бедство.

        Беса старого взяла тут (досада, скорбь, унылость).
        “Скажи, за что такая немилость?”

        “Нет, – говорит Балда, –
        Теперь моя череда,
        Условия сам назначу,
        Задам тебе (чертенок, вражонок, бесенок) задачу.

        Слушай: (платить, отдавать) обязались черти
        Мне (налог, оброк) по самой моей смерти
        Лучшего б не надобно дохода,
        Да есть на них (недоимки, неуплата) за (два, три) года.

    в) Игра “ Угадай, кто сказал”

        1. “Ладно. Не будет нам обоим накладно.
        Поживи-ка на моем подворье,
        Окажи свое усердие и проворье.”

        2. “Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…”

        3. “Да вот веревкой хочу море морщить
        Да вас, проклятое племя корчить.”

        4. “Здравствуй, Балда-мужичок;
        Какой тебе надобно оброк?”

        5. “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”
        Выставление оценок после каждого вида работы.

    6. Итог урока.

    – Можно ли считать слова Балды, обращенные к попу, поговоркой?

    – В каких случаях ее можно использовать в жизни?

    В сказках добро всегда побеждает зло. А ведь так и должно быть, правда?

    Они учат нас не быть жадными и лживыми, понимать чужую беду, помогать слабым.

        Если очень захотеть,
        В сказке можно очутится.
        У героев старых сказок
        Можем мы всю жизнь учиться:
        Как прекрасно добрым быть,
        Как со злом бороться надо,
        Как в житейском море плыть,
        Чтоб в конце ждала награда!
        Читайте Пушкина, друзья!
        Читайте сказки!
        И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
        Читайте Пушкина всегда, –
        Вот вам подсказка,
        И пронесете сквозь года вы радость сказки!

    7. Домашнее задание.

    Прочитать сказку по ролям, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.


    Медведева Людмила Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы

    ОГОУ СКШ - интернат № 3, г. Иркутск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5795
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.