mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    16
    дек
    А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..."
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературного чтения, 3-й класс

    Урок предполагает свободное общение на литературном языковом материале и в творческой форме. Предварительно в классе проводится защита и выставка проектов учащихся. Выполнение проектов нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа, расширяет знания учащихся о произведениях разного жанра и формирует умение работать с различными источниками информации, развивает творческие навыки учащихся.


    Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

    Задачи:

    Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

    Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

    Воспитательные:

    1. прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    2. формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    3. развивать позитивную самооценку учащихся.

    Оборудование к уроку:

    1. учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
    2. тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
    3. портрет А.С.Пушкина;
    4. выставка книг поэта;
    5. компьютерная презентация "Мир Пушкина";
    6. выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
    7. компьютер, проектор, экран;
    8. словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
    9. карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
    10. клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
    11. разноцветные лепестки для цветка "Настроение"

    Современные технологии:

    1. игровые технологии;
    2. технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
    3. технологии уровневой дифференциации;
    4. информационно-компьютерные технологии

     

    Ход урока


    1. Оргмомент

    Слайд 1

    Учитель:

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

    И наших гостей пригласим.

    2. Проверка домашнего задания

    - Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.

    - Что было задано на дом?

    (подготовить сведения о Пушкине)

    Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"

    1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

    Микроитог

    Слайд 2

    Учитель:

    Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

    Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

    На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

    3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

    А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

    (ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

    Работа учащихся в группах.

    Задания для 1 группы

    1.

        "Ложился на поля туман,
        Гусей крикливых караван
        Тянулся к югу: приближалась
        Довольно скучная пора:"
        "Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)

    2.

        "Три девицы под окном
        Пряли поздно вечерком
        "Кабы я была царица:"

    3.

        В синем небе звёзды блещут,
        В синем море волны хлещут;
        Туча по небу идёт,
        ("Сказка о Царе Салтане")

    Задания для 2 группы

    1.

        "Я ль, скажи мне всех милее,
        Всех румяней и белее?"
        Что же зеркальце в ответ?"

    2.

        Но невеста молодая,
        До зари в лесу блуждая,
        Между тем всё шла да шла
        "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

    3.

        "Гонимы вешними лучами,
        с окрестных гор уже снега
        сбежали мутными ручьями
        на потоплённые луга."
        "Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)

    Задания для 3 группы

    1.

        "Удивился старик, испугался:
        Он рыбачил тридцать лет и три года
        И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
        "Сказка о рыбаке и рыбке"

    2.

        "Жил был поп
        Толоконный лоб.
        Пошёл поп по базару:"

    3.

        Буду служить тебе славно,
        Усердно и очень исправно,
        В год за три щелка тебе по лбу,
        "Сказка о попе и о работнике его Балде"

    (Будем изучать произведение)

    Задания для 4 группы

    1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

    2.

        "Сказка ложь, да в ней намёк!
        Добрым молодцам урок"
        "Сказка о золотом петушке"

    (Будем изучать произведение)

    3.

        "Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
        Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
        Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
        (Басня И.А.Крылова) - Ловушка

    Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

    Учитель:

    - Как распределили произведения по группам?

    Ученики:

    1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???

    Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

    4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

    Учитель:

    - Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

    Дети:

    - Стихотворение, сказка.

    ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

    5. Работа над новым материалом

    Учитель:

    -Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

    Дети:

    - Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

    Учитель:

    - Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"

    Слайд 3

    Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

    (Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

    Учитель:

    - Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

    (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

    Учитель:

    - Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?

    (Ответы детей)

    Учитель:

    - Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

    Ученик:

    ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

    Учитель:

    - Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

    (Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

    Учитель:

    - А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

    (ответы детей)

    Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

    Ученик:

    - Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

    6. Работа над произведением

    Первичное восприятие текста.

    Учитель:

    Сказочное путешествие продолжается.

    Дайте мы отправимся в лукоморье.

    Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

    Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

    Слайд 4

    Беседа по первичному восприятию:

    Учитель:

    Каким изобразил поэт лукоморье?

    Ученики:

    Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

    Учитель:

    Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

    (Высказывания детей)

    Учитель:

    Какие вам встретились трудные непонятные слова?

    (Дети называют слова)

    Учитель:

    Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

    7. Словарная работа

    Учебник стр. 86-87, 169,170

    Слайд 5

        Лукоморье

        Неведомые (дорожки)

        Невиданные (звери)

        :и дол видений полны:

        Брег песчаный

        Витязь

        Чредой

        Мимоходом

        Пленяет

        Темница

        Над златом чахнет

        :и мёд я пил

        Поведать

    8. Физкультминутка

    Слайд 6

        Руки вверх поднять пора,
        Дружно ловим комара.
        Вдох глубокий, выдох полный.
        Разгулялись в море волны.
        В синем небе звёзды блещут,
        В синем море волны хлещут.
        Туча по небу идёт,
        Бочка по морю плывёт.

    9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

    Учитель:

    Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

    Ученики:

    Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

    Учитель:

    Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

    Ученики:

    Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

    Учитель:

    Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

    Ученики:

    Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

    Учитель:

    Что вы можете сказать о второй части?

    Ученики:

    Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

    Чтение произведения

    Беседа по содержанию прочитанного

    10. Работа с иллюстрацией в учебнике

    Учитель:

    Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

    Ученики:

    - Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

    Учитель:

    - Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

    11. Зарядка для глаз

    Учитель:

    Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

    Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

    12. Работа в тетрадях по литературному чтению

    Работа в парах

    Слайд 7

    стр. 22

    Заполнение таблицы

    (Дети записывают синонимы и антонимы)

    Взаимопроверка тетрадей.

    Слайд 7

    Заполненная таблица с одним из вариантов

    Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

    Микроитог

    Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

    13. Итог урока

    Учитель:

    С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

    Ученики:

    Поэма.

    Учитель:

    Что особенно вам понравилось?

    Ученики:

    Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

    14. Просмотр клипа

    Слайд 8

    - Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

    15. Рефлексия цветок "Настроение"

    Слайд 9

    Учитель:

    Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

    Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

    1. Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
    2. Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
    3. Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
    4. Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

    (Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

    16. Домашнее задание

    Слайд 10

    Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

    Слайд 11


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2013/12/Пушкин_презентация_(support.shpors.ru).7z

    Хохлова Елена Николаевна, учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 2, г.Лермонтов



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3648
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.