mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    12
    сен
    Мир народных инструментов
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами

    В ходе занятия дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, историей их возникновения и различиями в звучании. Занятие проходит в игровой форме.

    Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.

    Задачи:
    1. Прививать любовь к своей культуре, истории.
    2. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску.
    3. Познакомить с определениями: «симфонический, народный оркестр».
    Художественная литература:
    1. В. Бычков «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты».
    2. Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».
    Музыкальный репертуар:
    1. Русский народный наигрыш «Барыня».
    2. Русский народный наигрыш «Светит месяц».
    3. Русский народный наигрыш «Камаринская».
    4. Русская народная мелодия «Ах, ты, береза».
    5. Й. Штраус «Вальс».
    6. Локтев «Попрыгушки».
    Материалы:

    Музыкальные инструменты: гусли, окарина, жалейка, гармонь, баян, рубель, домра, балалайка, ложки, трещотка.

    Оборудование: ширма, музыкальный  центр, мультимедийная система, пазлы с изображением русских народных инструментов (балалайка, домра).

    Ход занятия

    Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

    Звучит русский народный наигрыш «Барыня».

    Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.

    1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!

    Дети: Здравствуйте.

    2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.

    На земле у каждого 
    Есть родимый дом. 
    Хорошо и весело, 
    И уютно в нем. 
    У собаки – (дети отгадывают)… конура, 
    У лисы –… нора, 
    У малиновки – …гнездо, 
    У совы –… дупло.

    1-я барышня: Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?

    Может в крике чайки?... (ответы детей)
    В клетке у орла? …
    Или в трубном зове 
    Доброго слона? …

    Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

    1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.

    2-я барышня: А у меня трещотка.

    Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.

    Барышни предлагают детям поиграть.

    Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

    Описание игры:

    Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая  ритм ладошками.

    Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке, дети повторяют ритм, топая ножками.

    Выходит ребенок и читает стихотворение про ложки.

    Не кастаньеты мы – всего лишь ложки,
    Но все ж прекрасны хохломские с плошкой.
    К примеру, или с росписью другой
    Сравнимы цветом с радугой-дугой.
    Нам музыкант оказывает честь,
    А также нами можно просто есть
    Еще мы ценимся в подарок за границу,
    Особенно когда подстать жар-птице.
    Раскрашен ярко круглый черпачок
    И с золотой каемкою бочок.
    Но все ж печально просто нам висеть,
    Ведь стрекотать нам хочется и петь.
    Мы станем кастаньетами для вас
    И ноги пустятся в веселый пляс.

    Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза» (описание движений З. Роот из сборника «Музыкальный сценарий для детского сада», 2006 г.)

    1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.

    В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».

    А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра).

    В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.

    2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?

    Ответы детей…

    Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.

    Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

    1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты: гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина. 

    1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.

    2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?

    В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость):

    В гости к вам пришел ребята,
    Музыкант я не простой.
    Вижу много инструментов,
    Поиграю вам с душой.

    Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окари́на – древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.

    А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают  из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.

    Следующий инструмент – гусли. Гусли – струнный музыкальный инструмент. На гуслях  более тысячи лет назад  играли  наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.

    Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.

    Но  самый мой любимый инструмент – гармошка и баян. Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.

    1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.

    Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна.

    Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.

    1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!

    Проводятся игры:

    Первая игра «Ищи свой инструмент».

    Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз.инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз.инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.

    Вторая игра «Собери свой инструмент».

    Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.

    2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.

    2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:

    А всего-то три струны,
    Ей для музыки нужны.
    Всех игрою веселит!
    Ой, звенит она, звенит,
    Кто такая? Отгадай-ка…
    Это наша…(балалайка).

    1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:

    Балалайкина подружка,
    Хохотушка, веселушка!
    Веселится до утра,
    А зовут её…? (ответ детей) Домра!

    2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте апплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке.

    После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.


    Заварян Гоар Давидовна, Мищенко Мария Валерьевна, Перевалова Наталья Ивановна, Ханенко Анна Александровна, музыкальный руководитель, руководитель структурных подразделений, воспитатель логопедической группы, музыкальный руководитель

    структурное подразделение №2,3 ГБОУ гимназия №2072, г. Москва


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2342
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.