mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    19
    ноя
    В гостях у травницы Лизаветы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Урок знакомит учащихся с видами лекарственных растений, произрастающих в Сибири. Занятие проходит в увлекательной игровой форме, поэтому интересно не только детям, но и взрослым. Занятие развивает у ребят воображение, память, наблюдательность, любознательность.

    Важным фактором в системе экологического образования и воспитания детей я считаю доступность и оригинальность изложения нового материала, а как же иначе заинтересовать детей возраста 8–10 лет? КАК сделать доступным и в то же время интересным изучение окружающего нас мира? На своём многолетнем опыте я убедилась, что только вовлекая ребят в творческий процесс, предлагая им самим участвовать в завораживающем действе под названием сказка можно добиться желаемого результата.

    Цель: познакомить учащихся с видами лекарственных и ядовитых растений, произрастающих в Сибири.

    Задачи:

    Образовательные
    1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
    2. Рассказать детям о многообразии лекарственных растений.
    Воспитательные
    1. Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
    2. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
    Развивающие
    1. Развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность.
    2. Расширять кругозор учащихся.
    3. Развивать познавательные способности учащихся.
    Оборудование: Классная комната должна быть оборудована под опушку леса. С этой целью в центр комнаты устанавливается дерево, вокруг дерева располагаются ёмкости с сухоцветами, на пол раскидываются листья и шишки. Чуть поодаль в углу комнаты натягивается драпировка в виде сетки. На ней крепятся различные паучки, летучие мыши, изготовленные из простой бумаги. В углу стоит стол. На нём разнообразные баночки, склянки с надписями: "от сглаза”, "от зубной боли” и.т.д. На столе стоит зажженная керосиновая лампа, по углам горят свечи, этот свет единственное освещение комнаты. На стенах комнаты висят пучки из лекарственных трав. На двери, ведущей в комнату, висит плакат "Избушка бабушки Лизаветы”.

    Для качественного проведения занятия необходимы следующие аудио записи: звуки леса, пение птиц, шелест листвы, а так же громкая музыка устрашающего характера. Одежда для бабушки Лизаветы, в которую может быть одета девочка-подросток, она состоит из длинного сарафана, кофточки и платка. Ну и конечно костюм чудища, для этой цели мною были использованы мягкая маска, одеваемая на голову. Такие маски продают в магазинах. Мохнатая безрукавка из овчины, перчатки с наклеенными на пальцы картонными ногтями, а так же штаны с начёсом и лапти на ноги.

    Ход занятия

    Лизавета: Здравствуйте ребята! Хотите ко мне в гости, в мою сказочную избушку? Вы обязательно побываете у меня в гостях и узнаете много нового о лекарственных растениях. Однако моя избушка сказочная и прежде чем войти в неё Вам надо угадать следующие загадки:

    Золотое решето чёрных домиков полно,
    Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

    Кто ни прикасается за того цепляется.
    Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей.)

    В майский день в тени лесной он раскрыл цветочек свой,
    Яркий и душистый бело-серебристый. (Ландыш.)

    Куст красивый за окном расцветает майским днём,
    Что ни ветка-то букет, и красивей веток нет. (Сирень.)

    Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик.)

    На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков… (Горох.)

    Лизавета: Молодцы, ребята, все мои загадки угадали, а это значит, что распахнёт свои двери перед Вами моя избушка. Милости прошу, входите!

    Ребята заходят и садятся на заранее приготовленные им места, которыми могут служить обыкновенные пеньки.
    Звучит музыка леса, слышно пение птиц, сменяющееся стрекотанием кузнечика и пением сверчка.

    Лизавета: Оглядитесь вокруг ребята, какие травы Вы видите в моей избушке?

    Хочу Вам признаться, я знаю лечебные свойства многих трав и хочу поделиться с Вами этими секретами.

    Лизавета: Оглядитесь вокруг ребята, какие травы вы видите в моей избушке. Хочу вам признаться, я знаю лечебные свойства многих трав и хочу поделиться с вами этими секретами. А помогут мне в этом мои помощницы.

    Вот, например трава пустырника содержит витамин А и аскорбиновую кислоту используется при сердечно-сосудистых заболеваниях и при повышенной нервной возбудимости.

    А вот одуванчик многолетнее травянистое растение, содержит витамины А, В, С, а так же соли кальция и калия – важнейших микроэлементов. Применяют настой корня одуванчика для возбуждения аппетита, как желчегонное средство.

    В это же самое время две девочки помощницы демонстрируют вышеназванные растения, предлагая ребятам ознакомиться с ними, потрогать, понюхать.

    Лизавета: А кому из нас не знакома ромашка аптечная. Это одно из самых древних лекарственных растений. Цветки этого растения содержат полезные органические кислоты, витамины, горечи, слизи. Лекарственные формы этого растения в виде настоя и отвара применяют в качестве спазмолитических, противовоспалительных и потогонных средств; при спазмах кишечника, поносах. Цветки входят в состав ряда сборов, а так же применяются в косметике. Отваром из цветов ромашки хорошо полоскать голову после мытья.

    Следующее растение тысячелистник обыкновенный. Это растение очень богато по своему составу и содержит эфирные масла, спирты, камфору, а так же некоторые кислоты, витамин С и смолы. Настой этой травы используют в качестве кровоостанавливающего средства. Трава входит в состав аппетитного сбора и обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами.

    А это растение имеет несколько названий: чернобривец болотный, козьи рожки, собачьи репяхи, стрелка. Но большинству из нас эта трава известна под именем череда трёхраздельная. У этого растения используют надземную часть, содержащую аскорбиновую кислоту, дубильные вещества, горечи, слизь, микроэлементы. А используют эту траву в качестве противовоспалительного и противоаллергического средства. При различных заболеваниях кожи для ванн. Как потогонное и мочегонное средство при простудных заболеваниях.

    А вот и всем известный и очень полезный чеснок. Целебные свойства этого растения были известны в Азии ещё за несколько тысячелетий до нашей эры. Выращивался он и в древнем Египте. Чеснок содержит витамин С, белки, витамины В, РР, масла. Чеснок с успехом применяют при болезнях печени, поджелудочной железы. Чеснок полезен так же при повышенном давлении. А ещё чеснок является универсальной приправой, блюда, приготовленные с добавлением чеснока, имеют поразительный вкус и аромат.

    А вот ещё одно широко известное растение известное под названием полынь горькая. Применяют настой полыни для повышения аппетита и улучшения пищеварения.

    Внезапно раздаётся громкая музыка и в избушку вбегает чудище лесное (наряженный в костюм чудища мальчик). Чудище бегает по комнате, поочерёдно подбегая к кому-либо из детей. Оно всё в лохмотьях, в руке у чудища корзина, из которой торчит какая-то трава.

    Чудище: А что это вы делаете в моём лесу?

    Ребята отвечают, что они пришли в гости к Лизавете и узнали многое о лекарственных травах и их полезных свойствах. Однако чудище смеется над детьми. Оно достаёт из своей корзинки травы, и, демонстрируя их ребятам, произносит:

    Чудище: Ах вы глупые детки, нашли, что изучать. Вот сейчас я покажу вам истинно лекарственные травы. Чудище поочерёдно достаёт и показывает называя следующие травы: дурман трава, паслён ядовитый, белена, а вот и самое вкусное гриб мухомор.

    Лизавета: Да ведь это же ядовитые травы! Эти травы способны вызвать у людей различные пищевые расстройства, а так же галлюцинации, головную боль и рвоту. Ах ты чудище лесное, захотело отравить моих гостей. А ну-ка пошло прочь! Ребята помогите мне прогнать чудище!

    Все вместе прогоняют чудище, и оно выбегает из комнаты.

    Лизавета: Молодцы, ребята, быстро прогнали чудище лесное. А пока мы его прогоняли у меня и самовар согрелся. И сейчас я приглашаю всех Вас отведать моего чайку, и конечно это будет не простой чай, а приготовленный из настоя лекарственных трав отвар.

    Ребята подходят к столу, на котором стоит самовар, и несколько термосов с отварами трав. В каком термосе, какая трава ребята не знают. Детям предлагается попробовать и угадать, где какая трава заварена.

    Для этой цели могут быть использованы одноразовые стаканчики, а в качестве сладкого десерта предлагаются конфеты. Таким образом, занятие заканчивается весёлым чаепитием со сладостями.

    Список литературы.
    1. "Аптекарский огород” В.Ф.Корсун, В. В. Коваленко, Красноярское книжное издательство 1993.
    2. "Лекарственные растения СССР” О.В. Журба, Москва 1988.


    Щипачёва Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования

    МКОУ ДОД "ЦРТДиЮ "Ровесник", с. Петровка Омского района Омской области


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7502
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.