Важным фактором в системе экологического образования и воспитания детей я считаю доступность и оригинальность изложения нового материала, а как же иначе заинтересовать детей возраста 8–10 лет? КАК сделать доступным и в то же время интересным изучение окружающего нас мира? На своём многолетнем опыте я убедилась, что только вовлекая ребят в творческий процесс, предлагая им самим участвовать в завораживающем действе под названием сказка можно добиться желаемого результата.
Цель: познакомить учащихся с видами лекарственных и ядовитых растений, произрастающих в Сибири.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить знания детей о лекарственных растениях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
- Рассказать детям о многообразии лекарственных растений.
Воспитательные
- Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Развивающие
- Развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность.
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать познавательные способности учащихся.
Оборудование: Классная комната должна быть оборудована под опушку леса. С этой целью в центр комнаты устанавливается дерево, вокруг дерева располагаются ёмкости с сухоцветами, на пол раскидываются листья и шишки. Чуть поодаль в углу комнаты натягивается драпировка в виде сетки. На ней крепятся различные паучки, летучие мыши, изготовленные из простой бумаги. В углу стоит стол. На нём разнообразные баночки, склянки с надписями: "от сглаза”, "от зубной боли” и.т.д. На столе стоит зажженная керосиновая лампа, по углам горят свечи, этот свет единственное освещение комнаты. На стенах комнаты висят пучки из лекарственных трав. На двери, ведущей в комнату, висит плакат "Избушка бабушки Лизаветы”.
Для качественного проведения занятия необходимы следующие аудио записи: звуки леса, пение птиц, шелест листвы, а так же громкая музыка устрашающего характера. Одежда для бабушки Лизаветы, в которую может быть одета девочка-подросток, она состоит из длинного сарафана, кофточки и платка. Ну и конечно костюм чудища, для этой цели мною были использованы мягкая маска, одеваемая на голову. Такие маски продают в магазинах. Мохнатая безрукавка из овчины, перчатки с наклеенными на пальцы картонными ногтями, а так же штаны с начёсом и лапти на ноги.
Ход занятия
Лизавета: Здравствуйте ребята! Хотите ко мне в гости, в мою сказочную избушку? Вы обязательно побываете у меня в гостях и узнаете много нового о лекарственных растениях. Однако моя избушка сказочная и прежде чем войти в неё Вам надо угадать следующие загадки:
Золотое решето чёрных домиков полно,
Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
Кто ни прикасается за того цепляется.
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей.)
В майский день в тени лесной он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый бело-серебристый. (Ландыш.)
Куст красивый за окном расцветает майским днём,
Что ни ветка-то букет, и красивей веток нет. (Сирень.)
Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик.)
На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков… (Горох.)
Лизавета: Молодцы, ребята, все мои загадки угадали, а это значит, что распахнёт свои двери перед Вами моя избушка. Милости прошу, входите!
Ребята заходят и садятся на заранее приготовленные им места, которыми могут служить обыкновенные пеньки.
Звучит музыка леса, слышно пение птиц, сменяющееся стрекотанием кузнечика и пением сверчка.
Лизавета: Оглядитесь вокруг ребята, какие травы Вы видите в моей избушке?
Хочу Вам признаться, я знаю лечебные свойства многих трав и хочу поделиться с Вами этими секретами.
Лизавета: Оглядитесь вокруг ребята, какие травы вы видите в моей избушке. Хочу вам признаться, я знаю лечебные свойства многих трав и хочу поделиться с вами этими секретами. А помогут мне в этом мои помощницы.
Вот, например трава пустырника содержит витамин А и аскорбиновую кислоту используется при сердечно-сосудистых заболеваниях и при повышенной нервной возбудимости.
А вот одуванчик многолетнее травянистое растение, содержит витамины А, В, С, а так же соли кальция и калия – важнейших микроэлементов. Применяют настой корня одуванчика для возбуждения аппетита, как желчегонное средство.
В это же самое время две девочки помощницы демонстрируют вышеназванные растения, предлагая ребятам ознакомиться с ними, потрогать, понюхать.
Лизавета: А кому из нас не знакома ромашка аптечная. Это одно из самых древних лекарственных растений. Цветки этого растения содержат полезные органические кислоты, витамины, горечи, слизи. Лекарственные формы этого растения в виде настоя и отвара применяют в качестве спазмолитических, противовоспалительных и потогонных средств; при спазмах кишечника, поносах. Цветки входят в состав ряда сборов, а так же применяются в косметике. Отваром из цветов ромашки хорошо полоскать голову после мытья.
Следующее растение тысячелистник обыкновенный. Это растение очень богато по своему составу и содержит эфирные масла, спирты, камфору, а так же некоторые кислоты, витамин С и смолы. Настой этой травы используют в качестве кровоостанавливающего средства. Трава входит в состав аппетитного сбора и обладает противовоспалительными и бактерицидными свойствами.
А это растение имеет несколько названий: чернобривец болотный, козьи рожки, собачьи репяхи, стрелка. Но большинству из нас эта трава известна под именем череда трёхраздельная. У этого растения используют надземную часть, содержащую аскорбиновую кислоту, дубильные вещества, горечи, слизь, микроэлементы. А используют эту траву в качестве противовоспалительного и противоаллергического средства. При различных заболеваниях кожи для ванн. Как потогонное и мочегонное средство при простудных заболеваниях.
А вот и всем известный и очень полезный чеснок. Целебные свойства этого растения были известны в Азии ещё за несколько тысячелетий до нашей эры. Выращивался он и в древнем Египте. Чеснок содержит витамин С, белки, витамины В, РР, масла. Чеснок с успехом применяют при болезнях печени, поджелудочной железы. Чеснок полезен так же при повышенном давлении. А ещё чеснок является универсальной приправой, блюда, приготовленные с добавлением чеснока, имеют поразительный вкус и аромат.
А вот ещё одно широко известное растение известное под названием полынь горькая. Применяют настой полыни для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Внезапно раздаётся громкая музыка и в избушку вбегает чудище лесное (наряженный в костюм чудища мальчик). Чудище бегает по комнате, поочерёдно подбегая к кому-либо из детей. Оно всё в лохмотьях, в руке у чудища корзина, из которой торчит какая-то трава.
Чудище: А что это вы делаете в моём лесу?
Ребята отвечают, что они пришли в гости к Лизавете и узнали многое о лекарственных травах и их полезных свойствах. Однако чудище смеется над детьми. Оно достаёт из своей корзинки травы, и, демонстрируя их ребятам, произносит:
Чудище: Ах вы глупые детки, нашли, что изучать. Вот сейчас я покажу вам истинно лекарственные травы. Чудище поочерёдно достаёт и показывает называя следующие травы: дурман трава, паслён ядовитый, белена, а вот и самое вкусное гриб мухомор.
Лизавета: Да ведь это же ядовитые травы! Эти травы способны вызвать у людей различные пищевые расстройства, а так же галлюцинации, головную боль и рвоту. Ах ты чудище лесное, захотело отравить моих гостей. А ну-ка пошло прочь! Ребята помогите мне прогнать чудище!
Все вместе прогоняют чудище, и оно выбегает из комнаты.
Лизавета: Молодцы, ребята, быстро прогнали чудище лесное. А пока мы его прогоняли у меня и самовар согрелся. И сейчас я приглашаю всех Вас отведать моего чайку, и конечно это будет не простой чай, а приготовленный из настоя лекарственных трав отвар.
Ребята подходят к столу, на котором стоит самовар, и несколько термосов с отварами трав. В каком термосе, какая трава ребята не знают. Детям предлагается попробовать и угадать, где какая трава заварена.
Для этой цели могут быть использованы одноразовые стаканчики, а в качестве сладкого десерта предлагаются конфеты. Таким образом, занятие заканчивается весёлым чаепитием со сладостями.
Список литературы.
- "Аптекарский огород” В.Ф.Корсун, В. В. Коваленко, Красноярское книжное издательство 1993.
- "Лекарственные растения СССР” О.В. Журба, Москва 1988.